В магазине:
— Мне «Роллтон», спички и полхлеба.
— А у вас есть наша VIP-карта?
— А Вы сами как думаете?
Эксперт «Вовремя» рассказывает о том, как можно конкурировать с торговыми сетями.
Местные и федеральные торговые сети уже почти одержали победу над мелкой розницей. Под разными предлогами закрываются ларьки и минимаркеты. Там уже запрещено продавать алкоголь. Скоро там запретят продажу сигарет. Все это сильно бьет по выручке, делая торговлю практически нерентабельной.
Но у малого бизнеса всё же есть некоторые шансы. В первую очередь может помочь сервис. Для этого независимым игрокам рынка нужно придумывать какие-то «изюминки» для своего бизнеса. В крупных сетевых магазинах далеко не всегда всё выглядит достойно и продается только качественная продукция.
Я недавно задумался над таким вопросом: а в чем интерес людей, которые покупают на рынках? Ведь с приходом большого количества гипермаркетов рынки не закрылись. Как мне кажется дело в том, что есть определенные категории продуктов – например, мясо, овощная группа или фрукты, по которым выбор не сравним с большими магазинами. Помимо большого выбора, тут можно выбрать именно то (тот кусок), что именно тебе нужно, а не только из того, что выложено на полке. При всем том, цены на рынке часто бывают выше, чем в торговых сетях.
Как видим, жизнь показывает, что если независимые игроки найдут для себя какие-то ниши, будут предлагать что-то, чего нет в сетях, то они вполне могут выжить. Например, сделать хорошую фруктовую лавку. Такие лавки есть сейчас далеко не везде. Там можно сделать упор на богатстве ассортимента – по несколько видов разных наименований фруктов.
Или: сделать мясную лавку с акцентом на свежесть продукта. Уже есть примеры тех, кто пошел по этому пути.
Экологичность продукции – ещё одно преимущества рынков и мелкой розницы вообще. Туда приходят даже рестораторы. Хотя в Казани давно действуют магазины формата «Метро». Которые позиционируют себя как магазины для HoReCa. Однако очень много рестораторов закупаются на рынках. Поэтому спрос есть. Потребитель, если бы не видел преимуществ, в противном случае обращался бы туда, где относительно дешевле – в магазины формата Кеш енд Керри.
С другой стороны, давление со стороны сетей будет серьезное. Оно усиливается каждый год. Те, кто привык работать по стандартной схеме, жить за счет пива и сигарет, приближаются к финишу. Поскольку эта тема завершается. Я думаю, сети смогут пролоббировать ещё более жесткие законы. Постепенно мы придем к североевропейской модели. Там не продают алкоголь на каждом углу. Для этого есть специализированные магазины. Причем, их не так много. Таким образом, и у нас магазины формата «у дома», ставящие на продажу алкоголя, в конце концов, придут к закрытию. Это процесс необратимый.
Другое важное преимущество малого бизнеса – прямой контакт с покупателем. Жители соседних домов хорошо знают продавца. А он всегда им может что-нибудь порекомендовать. Но надо учитывать, что это преимущество зависит от локации магазина. Если он находится в таком месте, где особого выбора нет, то это актуально. Всем надо периодически купить что-то по дороге домой. Если же у потребителя есть длинный список необходимых покупок, он предпочтет небольшому магазину супермаркет, где выбор шире.
Есть сети-дискаунтеры (например, «Магнит» или «Пятерочка»), где цены могут быть ниже на 20%. К тому же там проводятся дополнительные акции со скидками. Хотя ассортимент там не широк. Но всегда есть определенный набор продуктов по низким ценам благодаря выстроенной логистике. Но и таким сетям можно успешно противостоять.
Например, я знаю один магазин, который находится в непосредственной близости от сразу нескольких таких сетевых дискаунтеров. И он не собирается закрываться. Видимо, лояльность их потребителя достаточно сильна. В магазине есть своя мясная лавка с мясным цехом. Это позволят им сохранять покупателей. Причем, торговая площадь у них составляет более 100 кв. метров. На этом примере можно проследить принципы выживания в среде ритейла. Большой прибыли не будет, но и выживание гарантировано.
Хотя на сегодняшний день, увы, данный пример — скорее исключение, чем правило. Процессы вытеснения малого бизнеса идут не быстро. Чтобы не вызывать широкого общественного резонанса. Однако фактически гибнет определенный класс предпринимателей. Максимум 3 года и минимаркетов и ларьков уже не будет.
Есть социальная сторона этого вопроса. Каждый предприниматель кормит фактически несколько семей. Далеко не все «сокращенные» найдут работу в сетях. Там придерживаются принципа минимизации торгового персонала. В торговом зале часто трудно найти продавца. Как правило, даже в час пик из 5-6 касс работают 2-3. То есть в крупном ритейле нанимают персонал по минимуму. Фактически по числу работников супермаркет – это примерно 3 минимаркета. Куда денутся остальные?
Первая статья цикла признанного эксперта в области работы с информацией на Вовремя.ру
Есть ли смысл инвестировать в новое строительство?
Эксперт Вовремя.ру о бизнес-атмосфере Татарстана и местных «кулибиных».
Эксперт Вовремя.ру рассказывает о «скрытой» и мощной «новой» силовой структуре
Эксперт Вовремя.ру о том, как выйти на принципиально иной уровень в своем бизнесе.
О введении налога с продаж и налоговом бремени рассказывает эксперт Вовремя.ру
Эксперт Вовремя.ру рассказывает о своем опыте по подбору и работе с кадрами