Время экслюзивного бизнеса

17.06.2013

Все слышали о «голубых» и «алых» океанах.  Хотел поделиться своим опытом по работе с представителями «голубого» сектора. У меня было несколько очень интересных встреч с людьми, которые занимаются бизнесом. Бизнес нишевый, эксклюзивный. Они занимаются этим бизнесом, во-первых, уже давно, он у них как-то произрастает и изменяется, и он настолько специфичный, что в эту нишу уже и зайти никто не может. Честно говоря, думал, что время Кулибиных и тех, кто там что-то изобретали, давно прошло. Оказалось, что нет, такие люди есть. Они живы, они работают и развивают свои бизнесы. Многие идеи бизнесов этих людей лежат на поверхности. Если бизнес основан на какой-то эксклюзивной идее, её можно «слямзить», можно украсть, можно её прототипировать, но это всегда удаётся, потому что человек, дойдя до определённого уровня, вложил в это дело всю свою душу, энергию, несколько лет на это потратил. И если он делает, например, какое-то эксклюзивное оборудование, то эта бизнес-идея может развиваться, и бизнес будет развиваться, хотя идея может быть специфической.

Делаем пакеты. Качественно.

Вот, казалось бы, уже давно много кто занимается производством пакетов. Но недавно я столкнулся с человеком, который изготавливает не полиэтиленовые пакеты-маечки, которые мы везде покупаем, а подарочные, более плотные. Делает более кустарно, но объёмы у него хорошие. Одновременно с этим столкнулся с другим человеком, который рассказал, что на Новый год купил три бутылки и положил их в стандартный плотный пакет, но дно развалилось – клееное было. А у моего собеседника, который занимается изготовлением своих пакетов, качество на первом месте. У него и цена практически на уровне китайских вариантов, процентов на 10 дороже. Но самое интересное не это – у него технология другая. Принципиально другое качество. Всё оборудование, которое он использует в производстве, он сделал сам. По своим чертежам. И ему никто не нужен, разве что сбыт, но и он налажен.

В последнее время очень редко попадаются люди с горящими глазами. Особенно в своём бизнесе. А когда попадаются люди – фанаты своего дела, вот тогда есть ощущение, что дело, которым они занимаются, у них получится. Бизнесмены часто отдают 25 часов своего времени в сутках своему бизнесу и порой заснуть не могут, потому что всё в голове. Взять тот же китайский ширпотреб – как в случае с пакетами. Положил три бутылки в пакет китайского производства и дно расклеилось. А у нашего бизнесмена подход совершенно другой – больше японский. А тут всё-таки разница есть. Вот почему японские машины лучше?! Потому что если производитель обнаруживает что-то не то, он тут же начинает всё перебирать, разбирать заново, переделывать. До тех пор, пока не добьётся совершенства. И у нашего производителя пакетов точно такой же подход. Иногда люди, подобные ему, уходят в минус из-за того, что хотят сделать суперпродукцию. И если они этого добиваются, да ещё и глаза горят, то вообще замечательно. Такие люди есть, но их, к сожалению, не так много.

Как-то недавно встречался с ребятами, которые производят продукцию из МДФ. Пытаются найти какие-то новые ниши, какие-то новые пути развития. Разговаривал с несколькими производителями мебели и, оказалось, что не так много людей, которые занимаются мебельными фасадами. А если ещё качественно, то и того меньше – на пальцах можно пересчитать. Можно сделать настолько хорошо, что потребитель, взяв итальянский фасад и взяв наш, не сможет их отличить. Отличит, пожалуй, лишь специалист, который в этом деле лет 20, а потребитель нет. И если ещё цена реальная…

Как конкурировать с «законодателями мод» в «нишевом» бизнесе?

Думается, что есть два варианта. Во-первых, происходит постоянная интеграция: лет 15-20 назад поездки за рубеж на какую-то выставку были для людей целым событием. А сейчас это уже привычно. Буквально недавно звонил один человек —  он в Германии.  Затем звонит другой, тоже из Германии, но с другой выставки. Для успешного бизнесмена характерно постоянное перемещение и  «подлавливание» тенденций. Они понимают, что за всем новым нужно следить. С другой стороны, у нас [в России] может быть есть своя специфика. Нам, например, приходится думать о том, чтобы не замёрзнуть. Поэтому нужно шевелиться. У российского мужика всегда есть какие-то идеи. Может быть, он не всегда работает по стандарту, но часто находит какие-то нетипичные решения. Если мы будем стандартизировать наших бизнесменов под западный манер, наших топ-менеджеров, то с одной стороны это хорошо: стандартизация приводит к пониманию того же западного инвестора, который понимает всю эту схему и может в какие-то проекты инвестировать. С другой стороны, я думаю, у нашего бизнеса есть своя специфика, у наших нестандартизированных бизнесов есть душа, своя изюминка, своё какое-то состояние. И только тогда она получается.

ВТО, МСФО и прочие страшные слова

ВТО – ключевое слово! Нельзя потерять свою специфику, нужно выжить. Да, действительно, сейчас многие иностранные компании смотрят на российский рынок. Почему? Потому что они бьются за 1,5% прибыли или там 0,5%, 0,75%… А у нас можно поиграться и собрать сливки. И процент гораздо выше. Для крупного бизнеса, наверное, есть смысл смотреть на какие-то стандарты западного бизнеса, но если говорить о малом и среднем бизнесе, то тут можно сыграть только на своей специфике.

Я отслеживаю тенденции в российском бизнесе. Татарстан очень активно развивается. Например, IT-технологии и всё, что с ними связано. И как бы к этому не относиться – у нас не Мумбай, не Индия, нет такого объёма, какой есть там, такого количества компьютерщиков, но, тем не менее. Всё, что связано с IT-технологиями, развитием этого направления, это интересно. Те, кто к нам в Казань приезжает, восхищаются IT-парком. Это отдельная инфраструктура, своя жизнь, своё варенье, свой бульон. Недавно разговаривал с одним человеком, который связан с этим сектором и отвечает не только за Татарстан, но и за Поволжье. И он рассказал, что вот в Самаре идёт движение нормально, а в Татарстане идёт, но как-то не очень, не чувствуется. Я в ответ ему предложил размещаться в IT-парке, сказав, что вот там он почувствует движение, там, где все в одном котле варится.  Нельзя же сделать суп вкусным без множества приправ. Так вот IT-парк как раз такой случай. Здесь всё самое интересное, здесь перспективные технологии, чтобы там не говорили. И хотя IT-проекты там почти все венчурные. Эта система, которая сейчас создана вокруг парка в республике, она интересна.

Как противоположный пример. Недавно общался с марийскими бизнесменами, которые занимаются сельским хозяйством. Администрации совершенно нет до них дела. Убрано, не убрано, дела нет. А у нас каждый день сводки. И при этом все друг другу помогают. У марийской стороны оказалось, что для уборки не хватает своего оборудования, что-то там сломалось. Пытались пригласить соседей, но те сказали, что не хотят гробить свою технику. А ведь вот она – идея для бизнеса. Ты приедь — заработай. И те заплатить за это готовы. А им технику гробить не хочется.

Николаев Артур, cпециально для «Вовремя.ру»
Николаев Артур

  • Зам. Председателя Совета Торгово-Промышленной Палаты Республики Татарстан
  • Специалист с 10-ти летним опытом по организации международных бизнес-мероприятий
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

«Немножко денег дать и немножко смазать. Секреты успеха в бизнесе раскрыли в Казани»

Форум малого и среднего предпринимательства «Взгляд в будущее» прошел в Казани.

03 октября 2017 Читать далее →
Цифровизация промышленности

Цифровое производство в России: мнение профессионалов

Интерес к цифровым технологиям набирает обороты среди предприятий самых разных отраслей. В этом нет ничего удивительного: любой производитель, стремящийся укрепить …

31 июля 2017 Читать далее →

Как изменилась производственная мощность России за 15 лет?

Всего за одну минуту Вы узнаете, как изменилась российская обрабатывающая промышленность за последние 15 лет.

24 июля 2017 Читать далее →

Свой бизнес: автомобили в аренду

На западе существует множество компаний, которые занимаются арендой автомобилей, но у нас их очень мало. Это удивительно, ведь за аренду …

19 ноября 2013 Читать далее →

Власти Пекина собираются бороться со смогом при помощи электростатических пылесосов

Столица Китая имеет схожие с другими мегаполисами проблемы. Смог стал неотъемлемой частью жизни этого города. Для решения проблемы голландские ученые …

07 ноября 2013 Читать далее →

Как проходит реклама современных сайтов в сети?

Для получения дополнительной прибыли от использования современных сайтов, стоит прибегать ко многим вопросам и возможностям. Так, крупные онлайн-маркеты проводят многотысячные …

23 октября 2013 Читать далее →

Контролер внимания водителя к дороге

Пока все земляне не обзавелись удостоверениями членов Гринпис, а в наших недрах еще есть нефть и газ, мы будем ездить …

22 октября 2013 Читать далее →