Считаем риски в бизнесе

04.02.2013

Мы часто слышим об интересных проектах. Но при их детальном рассмотрении выясняется много подводных камней. И вывод, который в конце анализа может быть сделан, (анализ большинство предпринимателей вообще не делает, а ограничивается некими своими умозаключениями), заключается в фразе «лучше не буду сюда лезть».

У нас есть очень хорошие примеры проектов, когда приходилось особенно тщательно их прорабатывать. И в конце от проектов приходилось отказываться, несмотря на то, что изначально он казался очень привлекательным.

Ведь какие проекты всех нас больше всего интересуют? Когда мы видим каких-нибудь друзей, знакомых, кто открыл новый завод, что-то производит, продукция у него уже видна на полках, он ездит на шикарной иномарке. При этом всё на самом деле может быть достаточно обманчиво. Иномарка может быть у него от других бизнесов. Завод может быть полностью закредитован и непонятно вообще, что у него с финансовой ситуацией.

Одним из интересных направлений и приоритетных отраслей, в том числе и в Республике Татарстан, является производство строительных материалов. Рынок стройки очень сильно растет. Идет рост многоэтажного строительства, соципотеки. Строятся также и малоэтажные дома. Вокруг Казани появляются  много коттеджных поселков. Соответственно, увеличивается спрос и на стройматериалы. Одним из таких продуктов является декинг – террасная доска. Данный продукт появился в России относительно недавно. В то время  как в Европе, в мире данный продукт используется уже давно. Особенно на морских побережьях, где делают пирсы. Потому что данный материал сделан из полимеров и соблюден такой состав, что материал получился долговечный и не гниет. Однажды нас попросили проанализировать один такой проект для Казани.

Все так хорошо начиналось…

Изначально он казался очень интересным. Потому что количество производителей было относительно небольшим на тот момент. Мы знали, что в Татарстане открылось только одно производство в то время. Казалось, что рынок растущий и очень перспективный. Начали разработку бизнес-плана, начали всё анализировать, смотреть, разговаривать с поставщиками и производителями оборудования. Оказалось, что рынок относительно небольшой в плане его емкости. Мы посчитали количество продукции на рынке. Понятно, что это всё-таки примерные показатели, но мы высчитали показатель, сколько продукции реализуется в целом по России. И поняли, что уже это небольшое количество производителей, которое есть с их производственными мощностями, может покрывать всю емкость рынка. При этом есть ещё импорт декинга, который производится в Китае, странах Европы.

Сразу же возникли подозрения,  что в принципе реализовывать такую продукцию не так уж и просто. Не смотря на то, что это вроде как «фишка», новый продукт. «Мы сможем оторваться от наших конкурентов, только если прямо сейчас запустим этот проект!». Далее мы детально посмотрели конкурентов. Оказалось, что в районе Казани уже собирается открыться еще один завод. Достаточно серьезная структура собирается его запустить, с которой конкурировать обычным предпринимателям не так уж и просто. Посмотрели, что ещё в нескольких городах Татарстана планируются проекты. И пришли к выводу, что сейчас, если запустить этот проект, будут большие проблемы со сбытом. И стоит рассчитывать только на рост рынка. Как раз это было кризисное время, когда стройка вообще встала, и рост остановился.

Все глубже и глубже…

Затем оценили перспективы роста данного рынка. По нашим оценкам они составляли от 15 до 30% в год. Но даже при таком росте емкость рынка всё равно была относительно маленькая для того количества игроков, которые уже были на рынке. Были производители, у которых продукция была очень не качественная, произведенная на китайском оборудовании или вообще в принципе  привезенная из Китая. На рынке любой продукции, есть качественная продукция, есть некачественная.  Кто-то выбирает дешевую, кто-то среднюю, кто-то дорогую. В принципе, обычные законы рынка.

Дальше посмотрели опыт нескольких компаний в плане подбора оборудования. Одна компания-конкурент купила китайское оборудование, одна компания купила итальянское оборудование, и ещё одна компания купила немецкое оборудование. Немецкое оборудование было самое дорогое. Но при этом даже на этом самом дорогом оборудовании очень долго не могли подобрать состав, чтобы производить продукцию. Выяснилось, что есть оказывается и технологические риски.  Хотя в принципе, сама линия была автоматизирована по максимуму. Её должен был обслуживать только один человек.  И тем не менее возник такой риск. То есть не выходит продукция нормального качества. Это второй момент.

И глубже, и глубже…

Третий момент. Данный продукт относительно инновационный, и многие люди в принципе не знают об этом. Получается, работа заключается в первую очередь в создании рынка. Нужно, чтобы люди узнавали, что такое декинг, что он намного интереснее дерева в плане долговечности. Однако, проанализировали спрос людей, провели интервью. И оказалось, что, даже не смотря на то, что людям объяснили, что это такое, они всё равно отдавали предпочтение традиционным материалам – дереву, обработанному составами против гниения. Цена такого дерева  оказалась в принципе гораздо интересней. Такие продукты  как декинг очень интересны, когда они дешевле, чем товары-заменители. Мы заходим на старый рынок с новым товаром и хотим сказать людям: покупайте вот это, потому что это лучше, но оно будет стоить дороже. Тогда есть еще и определенные финансовые затраты именно в маркетинг, в рекламу. Но что касается рекламы — сюда можно вливать огромные суммы и при этом никакой отдачи не получать. На тот момент показалось, что в данный проект вливать такие суммы в принципе не рентабельно. Потому что для начала хотели взять именно одну линию. Сразу несколько линий брать было особенно рискованно.

Печальный итог

В итоге получилось несколько таких моментов.

Это емкость рынка – негативный момент. Далее это наличие товаров-заменителей, которые более дешевы, и технологические риски — не факт, что мы сразу сможем наладить производство качественной продукции. Подумали-подумали, взвесили всё это, сделали изначально пессимистичный сценарий. Когда всё было хорошо, при 70-процентной загрузке оборудования у нас проект окупался в течении максимум 3 лет. А когда мы все эти риски наложили сюда — возможные простои, возможность выпуска в начале некачественной продукции, проблемы со сбытом. — окупаемость проекта получилась вообще 7 лет. В принципе, для производства это нормальная окупаемость. Но если вы работаете на более емком рынке, где вы знаете, что рынок большой и надо просто справляться с конкурентами – это одно дело. Когда рынок ограничен, и ты не знаешь, куда продукцию свою реализовывать…

Как вариант, кстати, по сбыту рассматривался даже экспорт. Потому что данная продукция очень интересна в странах, где нет леса. Данную  продукцию интересно было экспортировать.

Были контакты с Ираном, с Арабскими странами. Проект был интересен. Но новые страны – это новые риски. Тем более, когда ты только запустился, сразу ориентироваться на экспорт – это тоже очень рискованно. То есть на стартапе это показалось неинтересным.

На основе этих моментов было принято объективное решение – проект лучше пока притормозить. Какой же вывод? Вот мы проанализировали проект, сделали бизнес-план, оценили риски и т. д. И есть люди, которые даже при этих рисках принимают положительные решения. Это нормально. Есть инвестор склонный к риску, есть не склонный. Склонность она варьируется – кто готов очень сильно рисковать, кто-то меньше. Мы на тот момент решили так не рисковать. Хотя, может быть, если бы проект запустили, с ним всё бы было хорошо, и сейчас завод бы процветал. Возможно, так было бы. Но мы ни о чем не жалеем. Есть множество других проектов, куда можно вкладываться. Менее рискованных с такими же сроками окупаемости. Поэтому не стоит никогда отчаиваться. Не жалеть, что столько времени проработали, потратили на проект.

Да, время жалко, но возможно, сколько денег и времени мы ещё сэкономили, от того, что вовремя отказались от проекта.

Хаертынов Адель, cпециально для «Вовремя.ру»
Хаертынов Адель

  • Эксперт по проектному финансированию
  • Специалист по привлечению инвестиций
  • Бизнес-консультант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

Как не утонуть в инфопотоке

Первая статья цикла признанного эксперта в области работы с информацией на Вовремя.ру

04 июля 2013 Читать далее →

Перспективы строительного рынка Татарстана

Есть ли смысл инвестировать в новое строительство?

18 июня 2013 Читать далее →

Время экслюзивного бизнеса

Эксперт Вовремя.ру о бизнес-атмосфере Татарстана и местных «кулибиных».

17 июня 2013 Читать далее →

ФНС РФ – «без шума у нас был создан монстр»!

Эксперт Вовремя.ру рассказывает о «скрытой» и мощной «новой» силовой структуре

16 июня 2013 Читать далее →

Скрытые возможности малого бизнеса

Эксперт «Вовремя» рассказывает о том, как можно конкурировать с торговыми сетями.

07 июня 2013 Читать далее →

Новые горизонты своего дела

Эксперт Вовремя.ру о том, как выйти на принципиально иной уровень в своем бизнесе.

07 июня 2013 Читать далее →

Налоговый кодекс пишется под администрирование

О введении налога с продаж и налоговом бремени рассказывает эксперт Вовремя.ру

03 июня 2013 Читать далее →