Конец торговли

24.01.2013

По новому закону,  пиво приравняли к алкоголю. Соответственно, существует определенный режим его продаж, на определенных условиях. Первая волна закона касалась чисто ларечников. Борьба с ними шла под разными соусами — что они не устраивают обликом, потом форматом. Вреда от них больше. Это было более-менее понятно. А сейчас пошла вторая волна закона. Он затронет намного больший пласт малого бизнеса. Это сотни, если не тысячи торговых точек, которые подпадают под действие закона. Потому что общеизвестно, что минимаркеты смогли обеспечить свое существование благодаря 24-часовой работе. Они продавали в ночное время пиво, до этого был алкоголь, потом алкоголь запретили. Пиво оставалось, сейчас и пиво тоже прекратили продавать.

Это однозначно приведет к сокращению этого торгового формата. Я не скажу, что такая торговля полностью обнулится. Кто-то более шустрый сумеет в лучших местах как-то переформатироваться, перестроить свою работу. Но, на мой взгляд, большинство просто не сможет этого сделать просто в силу бешеной конкуренции. На сегодняшний день итак стало уже тяжело конкурировать с сетевой розницей. Когда открываются федеральные сети («Магнит» или «Пятерочка»), то вокруг всё вымирает. Это реальный факт. Единственным источником у минимаркетов была как раз 24-часовая работа. Я знаю не понаслышке, а знаком с людьми, у которых был (или пока еще есть) бизнес такого формата. Соответственно кто не сможет переформатироваться — будет закрываться.

 Чем это грозит?

В общем-то, слова и дела всегда должны следовать друг за другом. Здесь мы видим (я очень не хочу в политику ударяться), все  заявления о том, что к 2020 году мы хотим сделать то, это, третье, десятое – не более чем популистские выступления. Это однозначно, потому что где ещё малый и средний бизнес может сосредотачиваться? Уж не в инновационном бизнесе, как это любят говорить. Потому что инновационный или венчурный бизнес – это бизнес с большими рисками. Этим занимаются компании, у которых уже есть определенные капитальные резервы. Они могут себе это позволить. А обычный микро-предприниматель? Он живет сегодняшним днем. Максимум о чем он может подумать – о расширении своей торговой сети. Как, скажем, просуществовать. Извините, сегодня по всему фронту идет рост поборов, издержек и всего остального. Растет электроэнергия, растут затраты на зарплату. Налоги — сами знаете — не будем трогать вопрос ЕСН. Со всех сторон идет планомерное уничтожение малого и среднего бизнеса. Можно об этом конкретно говорить. И это вызывает большое огорчение. Потому что не видно горизонта, чем дальше люди будут заниматься.

Это ведь не шутки. Вокруг одной точки, по моим прикидкам, кормятся 3-4 семьи. Это хозяин, 2-3 продавца, какая-то заведующая в этом магазине. Это же семьи, они должны куда-то пойти. Они же не могут все в «Магниты» пойти устроиться. Там уже тоже «забито». Я не понимаю эту политику. Этот слой людей, который в перспективе мог развиться, развить свои торговые сети. Они могли бы дальше вкладываться в какое-то свое небольшое производство.

Тот, кто принимает законы сейчас, они занимаются ликвидацией этого предпринимательского слоя. Понятно, что происходит это руками сетевого ритейла, откуда лоббируются все эти законы. Не далее чем в начале этой недели ко мне обратились по дружбе за советом, что делать со своими магазинчиками. Они уже настроились на закрытие.

 Контрольный выстрел

Ещё говорят, табачный закон вступит в силу тоже. Будет запрет на продажу табака. Ну, то есть это такой окончательный гвоздь в крышку гроба. На сегодняшний день почти ничего не осталось от той конкуренции, что была раньше. Сейчас малому бизнесу – минимаркеты, ларьки, магазинчики, поставщики и дистрибьюторы – очень тяжело как-то выжить. Те ресурсы, которые имеет крупный ритейл, их не имеет малый и средний бизнес и иметь никогда не будет.  Даже сети местного масштаба. Ведь сегодня даже казанские сети не могут конкурировать ни по каким параметрам: ни по трафику, ни по привлечению людей.  А что уж говорить о предпринимателе, который содержит свою одну точку. Как он будет конкурировать?

Опять же накладывается дефицит трудовых ресурсов. Это очевидный факт. То есть рабочей силы в этом направлении тоже не хватает. Для того, чтобы привлечь трудовые ресурсы, надо привлечь больше денег. Предприниматель не сможет конкурировать в любом случае по уровню зарплаты с федеральными сетями.

Честно говоря, на рынке (прим. ред. — оптовая и розничная торговля продовольственными товарами) (в крупном масштабе) имеется большое разочарование. Формата, как мы его называем, независимая розница, очень много. Например, в рамках Казани это где-то больше 1200 точек, плюс-минус, я могу в цифрах немножко ошибаться. Если они придут в упадок, сколько в каждом – хозяин и сотрудники вынуждены будут что-то искать. Не сразу, я не драматизирую, но постепенно к этому придет. Закон по табаку примут.

 Для чего это делается? Непонятно!

Возьмем закон ФЗ «О торговле…», который был принят года 2 назад. Мы  прогнозировали, что этот закон ничего хорошего ни для производителей (подчеркиваю), ни для поставщиков не даст. И сегодня опрашиваю предпринимателей, которые занимаются поставками в сети. Все говорят, что закон против них. Приведу реальный пример. Закон обозначил, что больше 10% бонусов нельзя (прим. ред. – т.н. «ретро-бонус», который может быть запрошен магазином с поставщика в качестве дополнительного вознаграждения). Бонусы, «поборы» — законом официально запрещены. Но при этом сегодня есть и 25%, и 40%.  Значит, закон был прописан не четко, он оставил лазейки для того, чтобы его обойти. Далее, у кого был 1%-ый бонус, как только закон вступил в силу, все в один миг сказали, а закон же нам не запрещает – давайте нам 10%. Еще одним пунктом в законе было (напоминаю): отсрочка платежа не может быть более 45 дней на продукцию, которая имеет срок годности более полугода, ну, и т. д. и т. п.  Говорят, что эти пункты в  законе якобы были лоббированы производителями мяса, молока и яиц, у которых срок годности очень ограниченный. Но на самом деле молочная индустрия имеет много продуктов, у которых срок годности –  более 3 месяцев – йогурты, кефиры, катыки и т. д. Потому что «семидневка» – это убийство для завода, это очень большие потери. Тяжело работать с короткоживущей продукцией. Да, понятно, она полезна. Но поймите, нет постоянной и равномерной проходимости в торговых точках. И с чем сталкивается производитель или поставщик? Он привозит в торговую точку определенную продукцию. И дальше идет возврат. По моей информации, даже крупные заводы сталкивались с цифрами около 20% возврата продукции. То есть это убытки просто неописуемые. У завода нет такой рентабельности, чтобы закладывать вот эти потери. Возвращаюсь к закону «О торговле…». Например, у нас имелась молочная продукция со сроком годности полгода. И нам заявляют: давайте сделаем вам отсрочку 45 дней, в законе же прописано. А они до этого вообще отсрочку на 21 или 30 дней давали!

Вывод – кому интересен закон? Правильно, крупному ритейлу.

 Крупный ритейл – отдельный мир

Ситуация в ритейле – это вообще тема отдельного разговора. Что там  твориться? Туда невозможно попасть. Вот чем была хороша традиционная розница? Я вам объясню.

Для того, чтобы попасть в сеть, это нужно пройти круги ада. Ты – производитель, тебя отправляют на какие-то дополнительные экспертизы, мол, у них там очень строгие правила. Хотя я вижу их магазины убогие — крупного ритейла. Потом тебе начинают выставлять, скажем так, различного рода условия. Условия по входу в сеть. И законом это не запрещено. Есть производители, которым уже некуда ходить. Сегодня независимая розница убита. Там делать нечего. Производителям как раз можно было прийти туда. Постучаться и сказать у нас хорошая молочная продукция, очень экономичная цена,  литр молока 3,2% стоит 25 рублей. Мы в рекламу не вкладываемся, бонусы тоже вам платить не будем. Соответственно продукция становится более-менее интересной. Сейчас такой возможности нет. Как только производитель стучится, ему выставляют «ретро» 10% сверху. Плюс поборы. В итоге эти поборы доходят до 25%. Как он должен это отбить? Только сделав дополнительную наценку. Соответственно, мы видим, как на наших полках дорожают продукты. Они очень сильно дорожают.

Я не знаю, почему этого не замечают те, кто сидят наверху. На этот год инфляция на продукты питания прогнозируется РОМИРом 20%. Это очень серьезный удар по кошельку простых людей. Люди думают, откуда это всё? Пожалуйста, хавайте. Законы, бездействие общества.

Каждый день с экранов TV говорится о конкуренции, как это нужно и проч. А тем временем ритейл режет между собой рынок. А где же место малому бизнесу? Во всем мире, на Западе (как основной ориентир для нас) есть ларьки и киоски. Их тоже бывает убирают. Но не такими методами. Просто убийственными.

 Все не так уж и плохо… все гораздо хуже

Если бы в начале 2010 или 2011 года сказали, что так будет плохо, я бы не поверил. Ситуация драматичная, я нисколько ее не преувеличиваю. Можно даже на пальцах проанализировать, что будет происходить. Рост цен на продукты питания. Это будет происходить потому, что когда производитель приходит в «сеть», его нагружают такими поборами. Либо он должен остановить свое производство, потому что тебе некуда продавать. Либо увеличить цену, что не всегда возможно.

В Европе, в Германии например, где ритейл очень развит, он контролирует порядка 80% доли рынка. В России на сегодняшний день, в зависимости от продуктовой линейки, ситуация такая: 50/50. То есть 50% продаж какой-либо дистрибьюторской компании или компании-поставщика  происходит в традиционной рознице и 50% через сетевой ритейл. Что хочет сделать сетевой ритейл? Он хочет прибрать к рукам ещё 20-30% рынка. Вот ради чего идёт вся эта война – речь идёт о больших оборотах. Цена вопроса достаточно высока и за этим стоят довольно крупные лоббистские группы, финансово-промышленные группировки, в том числе, которые лоббируют вступление этих законов в силу. Им нужно «убить» мелкую розницу, которая пока контролирует 50% рынка.

Но ситуацию нужно рассмотреть с той точки зрения, что если не будет традиционной розницы, то на дно уйдут ещё и какие-то производители, потому что для них не останется рынков сбыта. Не у всех заводов и фабрик есть возможность платить большие бонусы вперёд. В некоторых случаях сети требуют выложить миллионные бонусы вперёд. Предприниматель приходит, чтобы в какой-то сети свою продукцию продавать, а ему выкатывают счёт на 1,5 миллиона рублей. И тут два варианта: либо ты идёшь и берёшь кредиты, и то риски высоки – неизвестно, какие у тебя будут обороты, либо ты берёшь эти деньги со своих оборотных средств. Но и тут последствия могут быть печальными – ты можешь не всё рассчитать. Мы к этому очень быстро идём. Если говорить о Европе, то там тоже свой кризис, но он вызван несколько другими фактами. А у нас страна молодая, экономика растущая, и мы бы могли идти по этому пути постепенно и всем бы хватило. Но в конечном итоге мы почувствуем лоббизм крупных ритейлеров на своих кошельках. Будет какой-то социальный резонанс? Может и  нет. Вот когда мелкие магазины, ларьки и киоски массово начнут закрываться, вот тогда и посмотрим к каким последствиям это приведёт.

Исаев Джейхун , cпециально для «Вовремя.ру»
Исаев Джейхун

  • Возглавляет продуктовую дистрибьюторскую компанию "Апшерон"
  • Имеет 15-и летний опыт работы в продуктом сегменте рынка
  • Производит кулинарию и продукты питания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

Как не утонуть в инфопотоке

Первая статья цикла признанного эксперта в области работы с информацией на Вовремя.ру

04 июля 2013 Читать далее →

Перспективы строительного рынка Татарстана

Есть ли смысл инвестировать в новое строительство?

18 июня 2013 Читать далее →

Время экслюзивного бизнеса

Эксперт Вовремя.ру о бизнес-атмосфере Татарстана и местных «кулибиных».

17 июня 2013 Читать далее →

ФНС РФ – «без шума у нас был создан монстр»!

Эксперт Вовремя.ру рассказывает о «скрытой» и мощной «новой» силовой структуре

16 июня 2013 Читать далее →

Скрытые возможности малого бизнеса

Эксперт «Вовремя» рассказывает о том, как можно конкурировать с торговыми сетями.

07 июня 2013 Читать далее →

Новые горизонты своего дела

Эксперт Вовремя.ру о том, как выйти на принципиально иной уровень в своем бизнесе.

07 июня 2013 Читать далее →

Налоговый кодекс пишется под администрирование

О введении налога с продаж и налоговом бремени рассказывает эксперт Вовремя.ру

03 июня 2013 Читать далее →