Недавно прочитал фрагмент одной интересной статьи, где прозвучало, что из-за поборов сетевого ритейла производитель начинает убивать качество продуктов. Почему он снижает себестоимость? Потому что у него нет выхлопа, чтобы жить дальше. Что он делает? Он начинает экономить на всём, на чём можно экономить. В том числе сырьевой составляющей. На сегодняшний день мы знаем, что килограмм мяса стоит порядка 300 рублей. Мы говорим о нормальном мясе. А теперь посмотрите на цену на колбасу. Разве может быть колбаса стоимостью 150-200 рублей. Да в ней чего-то только нет, кроме мяса. Но, к сожалению или к счастью, это есть не во всех производствах. Например, если ты хочешь делать хорошее печенье, то не можешь использовать муку второго или непонятно какого сорта. У тебя обязательно должна быть мука высшего сорта. Но здесь кроется проблема – производитель для того, чтобы быть на рынке и не убить свое производство, начинает на чём-то экономить. Я это ощутил на собственном производстве: купил первую партию, испёк первую продукцию, а продукт вообще никакой. Начинаешь плеваться, отказываться от этой продукции, этой муки.
Многие производители мучной продукции сталкиваются с проблемами. Не только с дефицитом муки, его-то как раз и нет, а именно с соотношением «цена-качество», чтобы оно было оптимальным. Мы даже одно время пытались делать экспорт муки из Казахстана, объединиться с каким-то производителем хлеба. Потому что с Казахстана мука с хорошей клейковиной идёт. Это экспортная республика, занимающаяся экспортом муки. Но это ведь не дело, когда небольшой производитель пытается выйти на экспортный рынок. Это не является правильным шагом. Резюмируя всё сказанное, хотелось бы, чтобы у нашего государства имелась какая-то взвешенная и сбалансированная политика именно в отношении поддержки предпринимательства в целом. Не такие рывковые движения — то упрощают какие-то налоговые схемы, то усложняют. То отменяют ЕСН, то возвращают обратно.
Сегодня нужно понимать важную вещь: чтобы быть на рынке в роли производителя, нужно экономить на качестве конечной продукции. И потребитель это будет чувствовать. Другого выбора не оставили, только экономить. Мы знаем, сколько стоит литр молока у фермера? В зимний период молокозаводы скупают где-то 13-15 рублей за литр. А вы видели стоимость молока на полке в магазине? Порядка 29 рублей. Самое дешёвое. При жирности в 1,5%. Нормальное молоко будет стоить примерно 34 рубля. Акционная цена – с жёлтым ценником. А так рублей под 40. Плюс минус два-три рубля.
Эта ситуация похожа на больного, у которого уже серьёзные метастазы, и я, честно говоря, уже не вижу выхода. Если раньше мы оговаривали, что у кого-то, например, ОПОРЫ РОССИИ есть ресурсы, есть возможности для того, чтобы лоббировать какие-то законы для малого бизнеса, то сейчас только наивный может так считать… Понятно, что конкуренция на рынке должна быть. Сильные должны выживать. Те, кто умеют быстрее думать, внедрять новые технологии, правильный менеджмент, выстроить хорошую команду, они всегда будут в рынке.
Но не должно быть дикого капитализма, когда постоянно происходят спекуляции с сырьём. Когда идут непомерные поборы, когда законы не работают – вот всё это я называю диким капитализмом. Цена муки за 2 года выросла с 7 000 руб/т до 20 000 руб/т! Это точно не нормальная рыночная ситуация, это просто спекуляции.
Мы видим, что предпринимательство, та же ОПОРА неоднократно об этом говорила, Сергей Борисов, за последние 10 лет уровень малого и среднего бизнеса не вырос: ни количество, ни качество. При этом, я считаю, что те годы были золотыми, а сейчас всё по ниспадающей пойдёт. Дай Бог, чтобы я ошибся.
Сегодня о том, что ритейл переходит «в цифру», не говорит только ленивый. Кажется, что сценарии этих цифровых изменений взяты из …
Первая статья цикла признанного эксперта в области работы с информацией на Вовремя.ру
Есть ли смысл инвестировать в новое строительство?
Эксперт Вовремя.ру о бизнес-атмосфере Татарстана и местных «кулибиных».
Эксперт Вовремя.ру рассказывает о «скрытой» и мощной «новой» силовой структуре
Эксперт «Вовремя» рассказывает о том, как можно конкурировать с торговыми сетями.
Эксперт Вовремя.ру о том, как выйти на принципиально иной уровень в своем бизнесе.