«Купить франшизу значит купить опыт»

11.01.2013

Франчайзинг — российский франчайзинг. Проблема №1 в  России – основная – то, что тема реально новая. В Америке франчайзинг существует уже 50-60 лет как живая рабочая модель ведения бизнеса, а у нас 10, максимум 15 лет. И естественно, этапы развития абсолютно сопоставимы, не может быть так, чтобы наша страна перескочила через этапы развития. У нас автомобилестроение, сфера услуг, да даже нормальные торговые центры начали появляться недавно. Все это развитие идет в комплексе.

Вторая проблема – менталитет, предприниматели, которые работали в 90х, у них осадок такой, что никому нечего нельзя доверять. Причем сложность доверия с обеих сторон, во-первых, со стороны людей которые покупают франшизу, так и со стороны людей-предпринимателей, которые могли бы делать свои продукты, но они не доверяют тем, кто у них будет покупать. В этой проблеме время – лучший терапевт. Во-первых, общее экономическое развитие страны, процесс который идет в целом нормально, и будет доказывать что эта модель рабочая, соответственно люди, которые сегодня относятся с недоверием будут менять свое мнение, глядя на успешные примеры, на людей, которые либо купили франшизу, либо сделали свою и успешно развивают свой бизнес, за счет франчайзинга.

Из ярких успешных примеров развития франяайзинга в России – это Subway, у которой по стране 500 точек франчайзинга. И это несмотря на то, что данная сфера фастфуда, совершено противоречит Российскому менталитету.

В Америке, конечно эту сферу развивать намного проще, хотя если посмотреть на Московские торговые и бизнес центры, где руководят экспаты, там на обед борщ с котлетой точно не поешь, у них как раз все кафе и столовые заточены под тему бутербродов, и, даже не смотря на это, по всей стране (не только в Москве) Subway развивается достаточно успешно. Также сами торговые центры более лояльны к франчайзинговым предприятиям, потому что у них готова вся необходимая линейка продукции, документация, отлажена система поставок, готовы дизайнерские решения, система обучения персонала, маркетинговые программы. И администрация любого торгового центра понимает, что она не станет площадкой, на которой начинающий предприниматель будет обучаться и оттачивать свои навыки. Они точно знают, что будет красивая витрина, правильная раскладка товаров, квалифицированный продавец и именно в этих вопросах, абсолютно точно, отдается предпочтение франчайзинговым предприятиям. И как следствие, уже на сегодняшний день по статистике в сфере торговли и общественного питания франчайзинговые предприятия более успешны и существуют дольше, чем нефранчайзинговые предприятия. Когда новичок открывает свой бизнес в сфере торговли или общепита, он не знает всех подводных камней данной сферы, а когда ты покупаешь франшизу – ты покупаешь опыт. К сожалению, пока не все готовы платить за опыт, но думаю это дело времени.

Я считаю, что новое поколение предпринимателей, которые сейчас начинают заниматься бизнесом, для которых слово франшиза уже не является новым, а они могут уже на рынке увидеть примеры. Понятно, что они могут быть ограничены в средствах, и не могут позволить сразу себе франшизу завода, ресторана или отеля, но могут позволить себе франшизу маленькой торговой точки на 5 – 10 кв. метров, и получив успешный опыт работы на этой маленькой торговой точке, открыв ещё несколько, получить опыт управления маленькой торговой сетью. Это может быть осуществлено у себя в городе или в соседнем, может быть уже и на региональном уровне, и после получения такого опыта, эти предприниматели будут намного более лояльны к самой франшизе, и смогут позволить себе покупку франшизу, более крупного уровня.

Надо тщательно подойти к вопросу покупки франшизы

В первую очередь, перед тем как покупать, нужно смотреть, что покупаешь. Безусловно, как в любом продуктовом магазине, могут продавать испорченные продукты, так и во франчайзинге могут быть недоделанные франшизы. Есть достаточно простые правила, которые надо соблюдать, когда Вы изучаете продукт.

В первую очередь, что является ещё и самым простым, нужно посмотреть отзывы в интернете.

Во-вторых, необходимо собрать информацию, есть ли эта франшиза в других городах и как долга она вообще работает. Естественно, чем больше успешных моделей, тем лучше. Можно позвонить, удостовериться в реальности координат, по возможности поговорить с человеком, который купил франшизу и узнать его мнение. Обычно, такие люди достаточно лояльны и открыты, если Вы также открыто и лояльно донесете свою мысль, то в принципе Вы можете рассчитывать на достоверную информацию. Идеальная модель, когда у предприятия есть 30% своих дистанционных точек, потому что тогда они понимают работу на расстоянии и есть 70% франшизных точек. Это идеальное соотношение.

В принципе на начальном этапе это все. Эти простые и элементарные меры предосторожности и внимательное прочтение договора принесут самый ошеломляющий эффект, потому что большинство предпринимателей, собирающихся купить франшизу не делают самого элементарного, пренебрегая этими простыми мерами. Также я бы обратил внимание на поведение человека, который Вам продает франшизу. Слишком настойчивое предложение покупки, может говорить о том, что у него не очень хорошо идут дела, и в бизнесе есть какие-то проблемы. Также не стоит радоваться, если Вам дают какие-то скидки, бонусы, или идут на уступки, потому что компании, которые работают правильно никаких уступок и преференций никому не дают. Это может значить, что Вас просто заманивают как в мышеловку. Если компания отказывается от 200 000 – 300 000 руб. прибыли за свою интеллектуальную собственность, значит Вы им слишком сильно нужны, и это не к добру.

Вот это действительно очень простые правила, которыми, к сожалению, многие не пользуются. Не забудьте также о внимательном прочтении договора. Я обычно на своих тренингах спрашиваю, кто внимательно читал договор при получении любого потребительского кредита. Обычно поднимают руки 10%, не больше, причем и эти  люди чаще являются юристами по профессии и читают этот договор из профессионального любопытства.

 Угрозы для рынка франшиз

Главная угроза — это общая экономическая обстановка. Понимаете, франшиза она не может жить отдельно от остального рынка. И конечно, есть прямая зависимость от общей экономической ситуации. Народ зарабатывает больше денег, готов больше тратить, больше инвестировать, при этом кто-то инвестирует в недвижимость, кто-то в бизнес, и есть общая тенденция – рынок растет – и соответственно доля франчайзига также растет, и наоборот рынок падает, и рынок франчайзинга также уменьшается, если меньше тратят, меньше потребляют. Но, это нормальная зависимость, и её нужно принять, к примеру как погоду, если идет дождь, то будут лужи, если светит солнце, то их не будет.

Франшиза-мечта. Купил и снимай сливки.

По большому счету если ты хотя бы более или менее все правильно делаешь (как описано в документации франшизы), то в любой нормальной франшизе ты не прогоришь, и будешь в определенном плюсе. В данном случае вопросов, конечно, много, и с себя тоже нельзя снимать ответственность, потому что ты, покупая франшизу, не покупаешь какой-то спичной завод, который работает сам по себе. Покупая франшизу, ты покупаешь себе определенный род занятия, и готов действовать по стандартам компании, которая тебе продала её. В этом, наверное, и есть 50% успеха. Успех в данном случае делится: 50% — сторона, которая купила франшизу и 50%, которая продала. Только как муж и жена, счастливая семья будет только тогда, когда действительно серьезно к браку будут относить обе половинки. Здесь тоже самое.

Захаров Артем , cпециально для «Вовремя.ру»
Захаров Артем

  • Директор по франчайзингу сети трактиров "Старый Амбар"
  • Владелец компании "Франчайзинг5"
  • Автор социального проекта ПараРабота
  • Наставник группы молодых предпринимателей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

Франшиза: шанс для опытных и начинающих

Как отстроить свой бизнес в кратчайшие сроки? Магазин бизнес-технологий 27-28 августа 2013 года в отеле «Ривьера» состоялась очередная выставка по …

29 августа 2013 Читать далее →

В Казани 27 августа 2013 года состоится выставка по франчайзингу и вендинговому оборудованию

Посетители выставки узнают, как вести бизнес по-американски в России и почему необходимо создавать франшизу – уже сейчас? Как заработать на …

26 августа 2013 Читать далее →

Как не утонуть в инфопотоке

Первая статья цикла признанного эксперта в области работы с информацией на Вовремя.ру

04 июля 2013 Читать далее →

Перспективы строительного рынка Татарстана

Есть ли смысл инвестировать в новое строительство?

18 июня 2013 Читать далее →

Время экслюзивного бизнеса

Эксперт Вовремя.ру о бизнес-атмосфере Татарстана и местных «кулибиных».

17 июня 2013 Читать далее →

ФНС РФ – «без шума у нас был создан монстр»!

Эксперт Вовремя.ру рассказывает о «скрытой» и мощной «новой» силовой структуре

16 июня 2013 Читать далее →

Скрытые возможности малого бизнеса

Эксперт «Вовремя» рассказывает о том, как можно конкурировать с торговыми сетями.

07 июня 2013 Читать далее →