Франчайзинг — российский франчайзинг. Проблема №1 в России – основная – то, что тема реально новая. В Америке франчайзинг существует уже 50-60 лет как живая рабочая модель ведения бизнеса, а у нас 10, максимум 15 лет. И естественно, этапы развития абсолютно сопоставимы, не может быть так, чтобы наша страна перескочила через этапы развития. У нас автомобилестроение, сфера услуг, да даже нормальные торговые центры начали появляться недавно. Все это развитие идет в комплексе.
Вторая проблема – менталитет, предприниматели, которые работали в 90х, у них осадок такой, что никому нечего нельзя доверять. Причем сложность доверия с обеих сторон, во-первых, со стороны людей которые покупают франшизу, так и со стороны людей-предпринимателей, которые могли бы делать свои продукты, но они не доверяют тем, кто у них будет покупать. В этой проблеме время – лучший терапевт. Во-первых, общее экономическое развитие страны, процесс который идет в целом нормально, и будет доказывать что эта модель рабочая, соответственно люди, которые сегодня относятся с недоверием будут менять свое мнение, глядя на успешные примеры, на людей, которые либо купили франшизу, либо сделали свою и успешно развивают свой бизнес, за счет франчайзинга.
Из ярких успешных примеров развития франяайзинга в России – это Subway, у которой по стране 500 точек франчайзинга. И это несмотря на то, что данная сфера фастфуда, совершено противоречит Российскому менталитету.
В Америке, конечно эту сферу развивать намного проще, хотя если посмотреть на Московские торговые и бизнес центры, где руководят экспаты, там на обед борщ с котлетой точно не поешь, у них как раз все кафе и столовые заточены под тему бутербродов, и, даже не смотря на это, по всей стране (не только в Москве) Subway развивается достаточно успешно. Также сами торговые центры более лояльны к франчайзинговым предприятиям, потому что у них готова вся необходимая линейка продукции, документация, отлажена система поставок, готовы дизайнерские решения, система обучения персонала, маркетинговые программы. И администрация любого торгового центра понимает, что она не станет площадкой, на которой начинающий предприниматель будет обучаться и оттачивать свои навыки. Они точно знают, что будет красивая витрина, правильная раскладка товаров, квалифицированный продавец и именно в этих вопросах, абсолютно точно, отдается предпочтение франчайзинговым предприятиям. И как следствие, уже на сегодняшний день по статистике в сфере торговли и общественного питания франчайзинговые предприятия более успешны и существуют дольше, чем нефранчайзинговые предприятия. Когда новичок открывает свой бизнес в сфере торговли или общепита, он не знает всех подводных камней данной сферы, а когда ты покупаешь франшизу – ты покупаешь опыт. К сожалению, пока не все готовы платить за опыт, но думаю это дело времени.
Я считаю, что новое поколение предпринимателей, которые сейчас начинают заниматься бизнесом, для которых слово франшиза уже не является новым, а они могут уже на рынке увидеть примеры. Понятно, что они могут быть ограничены в средствах, и не могут позволить сразу себе франшизу завода, ресторана или отеля, но могут позволить себе франшизу маленькой торговой точки на 5 – 10 кв. метров, и получив успешный опыт работы на этой маленькой торговой точке, открыв ещё несколько, получить опыт управления маленькой торговой сетью. Это может быть осуществлено у себя в городе или в соседнем, может быть уже и на региональном уровне, и после получения такого опыта, эти предприниматели будут намного более лояльны к самой франшизе, и смогут позволить себе покупку франшизу, более крупного уровня.
В первую очередь, перед тем как покупать, нужно смотреть, что покупаешь. Безусловно, как в любом продуктовом магазине, могут продавать испорченные продукты, так и во франчайзинге могут быть недоделанные франшизы. Есть достаточно простые правила, которые надо соблюдать, когда Вы изучаете продукт.
В первую очередь, что является ещё и самым простым, нужно посмотреть отзывы в интернете.
Во-вторых, необходимо собрать информацию, есть ли эта франшиза в других городах и как долга она вообще работает. Естественно, чем больше успешных моделей, тем лучше. Можно позвонить, удостовериться в реальности координат, по возможности поговорить с человеком, который купил франшизу и узнать его мнение. Обычно, такие люди достаточно лояльны и открыты, если Вы также открыто и лояльно донесете свою мысль, то в принципе Вы можете рассчитывать на достоверную информацию. Идеальная модель, когда у предприятия есть 30% своих дистанционных точек, потому что тогда они понимают работу на расстоянии и есть 70% франшизных точек. Это идеальное соотношение.
В принципе на начальном этапе это все. Эти простые и элементарные меры предосторожности и внимательное прочтение договора принесут самый ошеломляющий эффект, потому что большинство предпринимателей, собирающихся купить франшизу не делают самого элементарного, пренебрегая этими простыми мерами. Также я бы обратил внимание на поведение человека, который Вам продает франшизу. Слишком настойчивое предложение покупки, может говорить о том, что у него не очень хорошо идут дела, и в бизнесе есть какие-то проблемы. Также не стоит радоваться, если Вам дают какие-то скидки, бонусы, или идут на уступки, потому что компании, которые работают правильно никаких уступок и преференций никому не дают. Это может значить, что Вас просто заманивают как в мышеловку. Если компания отказывается от 200 000 – 300 000 руб. прибыли за свою интеллектуальную собственность, значит Вы им слишком сильно нужны, и это не к добру.
Вот это действительно очень простые правила, которыми, к сожалению, многие не пользуются. Не забудьте также о внимательном прочтении договора. Я обычно на своих тренингах спрашиваю, кто внимательно читал договор при получении любого потребительского кредита. Обычно поднимают руки 10%, не больше, причем и эти люди чаще являются юристами по профессии и читают этот договор из профессионального любопытства.
Главная угроза — это общая экономическая обстановка. Понимаете, франшиза она не может жить отдельно от остального рынка. И конечно, есть прямая зависимость от общей экономической ситуации. Народ зарабатывает больше денег, готов больше тратить, больше инвестировать, при этом кто-то инвестирует в недвижимость, кто-то в бизнес, и есть общая тенденция – рынок растет – и соответственно доля франчайзига также растет, и наоборот рынок падает, и рынок франчайзинга также уменьшается, если меньше тратят, меньше потребляют. Но, это нормальная зависимость, и её нужно принять, к примеру как погоду, если идет дождь, то будут лужи, если светит солнце, то их не будет.
По большому счету если ты хотя бы более или менее все правильно делаешь (как описано в документации франшизы), то в любой нормальной франшизе ты не прогоришь, и будешь в определенном плюсе. В данном случае вопросов, конечно, много, и с себя тоже нельзя снимать ответственность, потому что ты, покупая франшизу, не покупаешь какой-то спичной завод, который работает сам по себе. Покупая франшизу, ты покупаешь себе определенный род занятия, и готов действовать по стандартам компании, которая тебе продала её. В этом, наверное, и есть 50% успеха. Успех в данном случае делится: 50% — сторона, которая купила франшизу и 50%, которая продала. Только как муж и жена, счастливая семья будет только тогда, когда действительно серьезно к браку будут относить обе половинки. Здесь тоже самое.
Как отстроить свой бизнес в кратчайшие сроки? Магазин бизнес-технологий 27-28 августа 2013 года в отеле «Ривьера» состоялась очередная выставка по …
Посетители выставки узнают, как вести бизнес по-американски в России и почему необходимо создавать франшизу – уже сейчас? Как заработать на …
Первая статья цикла признанного эксперта в области работы с информацией на Вовремя.ру
Есть ли смысл инвестировать в новое строительство?
Эксперт Вовремя.ру о бизнес-атмосфере Татарстана и местных «кулибиных».
Эксперт Вовремя.ру рассказывает о «скрытой» и мощной «новой» силовой структуре
Эксперт «Вовремя» рассказывает о том, как можно конкурировать с торговыми сетями.