Для нас, предпринимателей, работающих в сфере выдачи микрокредитов, самый принципиальный вопрос — будут ли захватывать рынок конкуренты по рынку микрофинансирования. Или, может быть, они уйдут с него. Нужно ли открывать офис продаж в том или ином регионе? Или не стоит торопиться. Для этого мы периодически проводим мониторинг нашего рынка. Его данными я рад поделиться с читателями «Вовремя.ру». Сейчас микрофинансирование не нуждается в какой-либо рекламе. Практически все знают о микрофинансах, даже дворники и таксисты. Знают, что можно взять небольшую денежку, причем недорого.
Основная угроза и в то же время предпосылка для развития рынка микрофинансирования – это приход в этот сектор экономики контролирующих органов. На данный момент за всеми движениями денежных средств следят только у банкиров. Там главный контролер – Центробанк. Шаг вправо, шаг влево – и лишаешься лицензии.
А сфера микрокредитования пока не подконтрольна. Поэтому здесь пока всё намного проще. Конечно, есть уже закон о микрофинансировании. Надо получать свидетельство на занятие подобной деятельностью. Но жесткого контроля каждого шага нет. Мы должны отчитываться раз в квартал перед ФСФР. Кто-то пока может что-то в отчете не отразить. Пока такая возможность у микрофинансовых организаций в отличии от банков существует.
Поэтому сейчас микрофинансовый рынок имеет большие обороты. Хотя, конечно, они не сравнимы с банковскими. Это примерно четверть от банковского рынка. И это всё безотчетно. Государство это прекрасно понимает. Думаю, в следующем году будут «завинчивать гайки».
В регулировании есть и свои плюсы, и свои минусы. К плюсам можно отнести уход с рынка теневых организаций. Например, чисто бандитских структур. Созданных с целью отмывания незаконно нажитых средств. На самом деле, здесь нужен контроль. Основная предпосылка к этому – надо контролировать доходы.
Но и честным предпринимателям станет трудней. Количество отчетов возрастет. Увеличится и ответственность за корректное отражение всех операций.
На крупных сетевых микрофинансовых компаниях в любом случае это мало отразится. Там всё уже регламентировано внутри самих компаний. Им проще будет работать, не надо будет перестраиваться.
А мелкие фирмы, использующие по факту ломбардную схему (1-2 точки), не выдержат более плотного контроля со стороны гос. органов.
Всем понятно, что строчные объявления в газетах типа «деньги взаймы» находятся вне правового поля. У них нет свидетельства, поэтому они не имеют права заниматься этой деятельностью. Причем, таких «нелегалов» очень много.
Нас же ФАС мучил за такое по страшному. Не раскрыл полную информацию (то есть не указал номер свидетельства о госрегистрации) – плати большой штраф. А «нелегалов» просто не найдешь. Соответственно, и штраф не предъявишь.
Изучив все программы крупных микрофинансовых организаций, так называемых сетевиков, понимаешь, что конкурировать с ними бессмысленно, потому что у них реально дешевле, более серьезные масштабы, более дешевые деньги.
Хотя иногда жизнь сама подкидывает интересные варианты. Не буду называть имен и фирм, но по информации, полученной из надежных источников, собственник одного из лидера рынка по выдаче микрозаймов в Челнах вышел из этого бизнеса. В связи с этим ожидается, что выдачи у этой организации будут спадать на нет – приток дешевого финансирования там прикрыт. Это открывает перед небольшими компаниями новые возможности захода в регион.
Хотя и здесь имеются свои сложности. Например, в Набережных Челнах в «Тюбетейке» (один из самых проходных торговых центров) есть офисы микрофинансовых организаций практически на каждом этаже. Можно спускаясь поэтажно сверху вниз, выбирать наилучший вариант.
Так что и здесь, конкуренция очень сильна. Клиент сразу говорит: я у вас брать не буду, рядом дешевле. Если берется кредит на короткий срок – на месяц-два, то для клиента важен размер переплаты. Если на дольше, то ориентируются по ежемесячному платежу. У нас был клиент, который хотел взять 50 тысяч рублей. У нас переплата за месяц составляла – 16 тысяч, а у конкурента – 6 тысяч рублей. Вот такой может быть разброс.
Однако даже такой большой рынок как микрофинансирование сегментирован. Каждый ищет себя в сегменте, который ему наиболее подходит.
К примеру, те, которые раскиданы по городу («Быстроденьги» и т. д.) – это действительно микрозаймы. У них максимальная сумма займа – 20 000 рублей. И срок – не более 2 недель, максимум — месяц. В этом сегменте конкуренция особенно сильна. По тем же быстрым и коротким займам максимальный процент сейчас – 2% в день. Если у конкурента ставка – 1,5%, то это очень существенно для клиента.
Кто-то наоборот сделал акцент на финансировании микробизнеса – в основном, ИП. Интересующие суммы – от 50 тысяч рублей или даже 100. Разумеется, потребуется залог. Дают на сроком до 2 лет. За это время клиент может рассчитать свои силы и всё вовремя оплатить.
У каждой компании есть свои индивидуальные программы. У нас их, например, девять. По некоторым тоже приходится жестко конкурировать.
Однако, не смотря на все сложности у рынка микрофинансирования большое будущее. Если говорить о перспективах, то, прежде всего, надо обратить внимание на небольшие города – где население до 100 тысяч. Крупные города перенасыщены предложениями микрофинансовых займов.
В малых городах основными конкурентами являются кредитные кооперативы. Разница в том, что там, чтобы получить займ, надо сначала стать членом кооператива. А для этого надо заплатить вступительный взнос и прочие платежи, прописанные в их уставах.
Поэтому небольшим компаниям они очень интересны. Ситуация там отличается от ситуации в крупных городах. Когда мы, например, заходили в эти малые города, мы брали по 20 тестовых клиентов. Причем, в Казани мы бы им точно отказали. Это нормальные трудяги. Но их можно счесть асоциальными личностями вследствие того, что они периодически (раз в год или в квартал) уходят в запои. Естественно, автоматом они попадают в банковские «черные» списки. Но выходя из запоя, эти люди осознают, что их ждет долг. И они всегда эти долги отдают. То есть всегда платят. А это – непаханое поле для работы.
Директор ООО «Финансовые решения» 10 лет работы в финансовой сфере, нестандартный взгляд на обычные события
К 2016 году франко-японский альянс намерен значительно увеличить продажи. То, что начиналось как спасение безнадежно увязшего в кризисе Nissan, превратилось в …
15 июля Фонд развития интернет-инициатив объявил о начале регистрации интернет-проектов на официальном сайте.
Первая статья цикла признанного эксперта в области работы с информацией на Вовремя.ру
Есть ли смысл инвестировать в новое строительство?
Эксперт Вовремя.ру о бизнес-атмосфере Татарстана и местных «кулибиных».
Эксперт Вовремя.ру рассказывает о «скрытой» и мощной «новой» силовой структуре
Эксперт «Вовремя» рассказывает о том, как можно конкурировать с торговыми сетями.