Хочешь разбогатеть – торгуй дешевыми товарами!
Находясь перед монитором компьютера в Краснодаре, Александр Барсуков, управляющий в торговой сети Магнит, видит, что гипермаркет в Нижнекамске работает в условиях нехватки продуктов группы А, таких как хлеб и молоко, на которые приходится 20% акций и 80% продаж. Господин Барсуков сообщил менеджеру торговой точки о необходимости пополнить запасы; «контрольный звонок» последует через 40 минут. «Главное – быстро поймать ошибки».
Эта комбинация отличной IT системы и эффективной логистики вывела продуктовую сеть «Магнит» на вершину российской розничной продуктовой индустрии. В апреле, впервые за свою 15-ти летнюю историю, превзошел всех своих конкурентов сообщением о 4,3 миллиарда долларов квартальных продаж.
Кроме того, Магнит стал любимчиком инвесторов – за последние 12 месяцев его акции возросли вдвое. Своим успехом компания во многом обязана придирчивым вниманием к деталям ее 45 летнего основателя и главного исполнительного директора Сергея Галицкого. Он сделал свои $8 миллиардов личного состояния, направив свою деятельность на удовлетворение потребностей наиболее чувствительной к ценам категории граждан в регионах страны. Это делает его не только редким явлением среди российских олигархов, чье состояние не основывается на натуральных ресурсах, но он также единственный среди них не живет в Москве или европейских городах (он живет в Краснодаре). Это розничная торговая сеть является непопулярным низкорентабельным бизнесом по своей сути, который требует постоянного внимания, возможно, именно этот факт помог Магниту избежать вторжений извне хищных бюрократов России.
Из-за его сфокусированности на более мелких и менее процветающих рынках, господина Галицкого часто сравнивают с Сэмом Уолтоном, покойным основателем сети гипермаркетов Walmart (американский гигант- розничная сеть торговли продуктами питания), который построил бизнес-империю ориентированную на американцев с ограниченным бюджетом. Тем не менее, если уж их сравнивать, Магнит обошел Walmart, по крайней мере, на своей собственной территории. Американский гигант открыл исследовательский офис в России в 2008 году, только для того, чтобы уйти из страны через два года, не открыв ни одного магазина.
Основой основ для Магнита является логистика. Это своеобразный Кубик Рубика – перемещение товаров в нашей огромной стране при неэффективной логистике может приносить существенные убытки.
В начале 90-х Галицкий начал как челнок, импортируя косметику и очищающие продукты из Дубай. Позже он и его партнеры стали единственными региональными дистрибьюторами Procter & Gamble. В 1998 году в самый пик финансового кризиса он открыл свою первую розничную точку. Магнит рос органично вместе с самим Галицким, окрывая каждый новый магазин в свое время и попутно создавая внутреннюю IT систему и логистику в соответствии с каждым этапом развития компании. С ранних этапов сеть Магнит развивалась вне Москвы и Санкт-Петербурга. Вместо этого целью стали небольшие города и провинции, где зачастую розничная торговая сеть вообще отсутствовала, и отсутствие конкурентов позволяло сравнительно легкое развитие.
Эта стратегия особенно контрастирует с крупнейшим конкурентом X5 group (сеть магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), принадлежащая банковскому магнату Михаилу Фридману. За прошедшее десятилетие искал потребителей в крупнейших городах России, где прибыли могут быть выше, но условия с поиском привлекательного местарасположения и конкуренция гораздо сложнее. В то же время, X5 стремились расти за счет слияний и поглощений, которые, возможно, радовали инвесторов на протяжении большей части середины 2000-х, но также привели к неэффективности в операционной деятельности.
К 2010, когда X5 купили торговую сеть «Копейка», добавив 700 точек и 20% размера, начались проблемы с управлением заказов и распределением между торговыми точками. X5 так и не удалось закрепить свой портфель брендов, и в настоящее время это, по сути, набор отдельных цепей, которые в реальности, так и не были интегрированы (как мы ранее говорили в статье, посвященной управлению холдингами и многоуровневыми компаниями – «объединение не имеет смысла без синергетического эффекта»). Кроме всего прочего, у Х5 IT системы являются раздельным или даже вообще отсутствуют, некоторые из своих магазинов не имеют штрих-кодов. Магнит же за десятилетия работы отработал эту систему до автоматизма.
Магнит очень детально относится к использованию технологий. Например, после эпидемии простуды среди кассиров в зимние месяцы около выходов были установлены датчики, сообщающие, что у кассы слишком холодно. А вот в отделе мяса те же датчики мониторят состояние воздуха и сообщает о необходимости чистки.
Хотя Россия имеет привлекательный и растущий потребительский рынок, наша страна все же сурова для розничной торговли. Россию отличают огромные расстояния, низкая плотность населения и ужасные дороги. Ресурсов для логистического аутсорсинга не хватает, поэтому таким компаниям, как Магнит не остается выбора, кроме как сделать большую часть работы самостоятельно. Компания располагает парком из почти 4500 грузовых автомобилей, что делает ее крупнейшей компанией по доставке в России.
Несмотря на рост заработной платы (а официальная статистика именно это и говорит), средний русский потребитель по-прежнему выделяет 40% от семейного бюджета на расходы на питание, что вдвое превышает средний показатель по ЕС. Российские покупатели в большинстве своем очень чувствительны к цене. По словам Галицкого, когда Магнит снизил цены на бананы на один рубль, было продано 100 тонн больше в день.
На сегодняшний день Магнит все еще имеет неплохие перспективы роста. Он занимает около 6% продовольственного рынка России, гораздо меньше, чем, например, 30% акций Tesco (гиганта розничной продуктовой торговли, ориентированный на достаток ниже среднего) в Великобритании. Галицкий планирует открыть 17 150 магазинов к 2018 году (сегодня функционирует 7100 торговых точек).
В будущем Магниту придется задуматься и о других источниках дохода, будь то онлайн-заказы, карты лояльности. Необходимо будет также расширить непродовольственное предложение, которое в настоящий момент составляет всего 10% от бизнеса. Но на эти и другие решения у торгового гиганта еще есть время и возможности.
Журналист "Вовремя:ру"
Футурологи на период с 2060 по 2100 годы обещают населению Земли жуткие катаклизмы. Энергетические и природные ресурсы почти полностью будут исчерпаны, …
Что обещал, к чему призывал и на что надеялся Владимир Путин в первый день шестилетнего цикла? Предлагаем вам ключевые фрагменты инаугурационной речи президента
В преддверии Дня России представляем Вашему вниманию стратегию развития страны
Сегодня мы расскажем об удивительном месте недалеко от Казани – остров-граде Свияжске
Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье
Facebook заключил сделку с Яндекс по результатам которой крупнейшая российская поисковая система сможет отражать информацию пользователей Facebook. Данное соглашение направлено …
Россия будет защищать свой автомобильный рынок, в частности, от китайских партнеров с помощью норм ВТО, заявил президент РФ Владимир Путин. …