«Куда вложить деньги»

15.01.2013

Вообще за одного битого двух небитых дают – это выражение к предпринимательству имеет самое непосредственное отношение. Те кто начинал в 90-ые и продолжает до сих пор свой бизнес, во время «начального накопления капитала», ветераны бизнеса, прошли самые сложные этапы. Сейчас всё равно немного полегче. С одной стороны, правда, конкуренция выросла, но с другой стороны и административные барьеры поменьше и с кредитами на самом деле попроще. Но основная проблема заключается в том, что большая часть начинающих предпринимателей не умеют делать бизнес. Свой бизнес. То есть у них есть идея и, собственно, всё. Ну и энтузиазм.

Для начинающих бизнесменов по большому счету нет проблем с получением кредитов, нет проблем с арендой, нет необходимости в льготных ставках. Однако и они сами это не очень осознают —  есть очень большая необходимость в коучерах. Для них это большая ценность — именно коучеры. С другой стороны, у «матёрых» предпринимателей всегда есть нехватка в ценных кадрах, квалифицированных кадрах, на отсутствие которых все жалуются: это главная проблема № 1. И при этом есть много начинающих предпринимателей, которые готовы, что называется, из кожи вон лезть, зубами грызть землю, чтобы попытаться пробиться на поприще бизнеса. И вот если создать площадку и объединить эти два желания, эти взаимные потребности…

«Какая-то товарная накладная»

На самом деле много примеров, когда идеи хорошие. Например, покупал недавно в Интернете детскую кроватку и какую-то тумбочку, и мне очень понравилось то, как привезли, какова цена.  Но человек приехал, а дома жена и он ей оставляет из документов лишь «какую-то товарную накладную» — прямо дословно. Там стоит какая-то печать и никакой подписи. По сути никакой привязки ни к Интернет-магазину, ни ещё к чему-то. То есть товар как-то обозначен и на этом, собственно, всё. Нет товарного чека. Когда мы позвонили в службу поддержки и спросили: а где документы на оплату, нам сказали, что они так работают. Это наверное всё очень здорово, но закон «О защите прав потребителей» принят в общем-то в 1992 году. И с кассовой дисциплиной тоже нужно как-то работать. В результате всей этой истории мне перезванивает уже сам предприниматель, который, собственно, и организовал этот бизнес, и говорит: ну вообще мы неофициально работаем. После нескольких минут препирательств он всё же привёз все документы: оказывается, это не составило больших проблем. Я это к чему? Мне ведь все это нужно было не для того, чтобы сообщать о его деятельности в налоговую. Требовалось лишь подтверждение. А иначе мои права оставались бы незащищёнными. Мы с ним разговорились и из разговора с этим человеком я понял, что он просто много не знает. И это при том, что если этот случай рассказать предпринимателям ОПОРЫ РОССИИ, то они просто посмеются и всё – для опытных предпринимателей это вообще не проблема. Именно поэтому мне кажется, что если соединить эти два начала: опыт и энтузиазм, то результат будет. Под опытных предпринимателей дадут кредиты, они решат вопросы с арендой.

 О бизнес-инкубаторах

Нет смысла создавать какие бизнес-инкубаторы, искать ресурсы, а потом искать как их заполнить или раздать. Начинать нужно не со здания, а с построения самого бизнеса. То есть с чего пойдут деньги. Если мы посмотрим на обычное кредитование, то почему у банка возникают проблемы с выдачей кредитов? Из-за вопросов: кому выдавать, как эти люди будут отдавать деньги, с чего они взяли, что они эти деньги отдадут, кроме своего честного слова. У них ни опыта ведения бизнеса, ни опыта получения кредита, как банки могут им деньги выдать. И мы сколько угодно можем ходить и поддерживать и так далее… Но это же смешно: кто-то же должен эти риски взять на себя. Банк просто распределяет свои деньги, за которые он отвечает. А соответственно он определяет и критерии, по которым он будет эти деньги выдавать. И у банков существуют проблемы по выдаче этих денег. У всех сотрудников стоят планы, планы есть у различных отделов: выдать такое-то количество денег, определенное количество кредитов. А некому! Эти люди не подходят! Вот в чём проблема, а не в отсутствии денег.

Взять тоже микрокредитование – оно уже неизвестно каким цветом расцветает. И это надо понимать так, что проблем с деньгами нет, их активно берут. Есть проблема с дешёвыми деньгами и, возможно, с большими. Но людям, у которых большой опыт, нет проблем с получением кредита. Соответственно, нужно создавать такие бизнес-инкубаторы — площадки, а не здания. Это производственный бизнес может нуждаться в сетях и ещё в чём-то. А что касается бизнеса услуг и любого другого — не производственного или сельскохозяйственного —  помещение это не то, с чего нужно начинать.

 А у нас всё начинается с создания фирмы…

Создать бизнес — значит открыть фирму. А создать бизнес это в первую очередь представить, как мы будем вообще зарабатывать, с чего мы взяли, что у нас будут деньги, клиенты, заказы, будут покупать товары и услуги. Меня часто спрашивают – вот какой резон тебе, как состоявшемуся предпринимателю, помогать вот этим вот молодым, начинающим. Зачем себе самим конкурентов плодить?

Да ничего подобного! Конкуренция и так большая, и от того, что придёт ещё один игрок на каждый из сегментов рынка, сильно на тебя лично не повлияет. С другой стороны у опытного бизнесмена появляется возможность заработать деньги. Не нужно оказывать бесплатную помощь. Этим уже никого не удивишь. Нужно просто помочь упаковывать проекты молодым предпринимателям и привлечь на площадку людей – инвесторов, которые готовы сами поучаствовать в бизнесе: в долях. Предложить им такой вариант. Очень может быть, что у молодых предпринимателей будет не контрольный пакет, ну и что? А в большинстве бизнесов так и происходит: есть какая-то идея, люди находят себе партнёров и делают совместную работу. Всё, что нужно сделать, вывести эту деятельность на высокий уровень. Этим, по большому счёту и могут заниматься общественные организации. А государство – помогать упаковывать проекты. Помогать с презентацией, устраивать выставки, консультировать. А не деньги раздавать.

Вот взять мой пример с Интернет-магазином: я бы с удовольствием пошёл к нему в партнёры. У меня и деньги есть, и понимание того, как делать этот бизнес. Но у меня нет столько заинтересованных людей, которые будут день и ночь над этим пахать. Те, у кого много денег – состоявшиеся предприниматели – ищут, куда вложить деньги.

Латыпов Джаудат, cпециально для «Вовремя.ру»
Латыпов Джаудат

  • Управляющий партнер «Казанского юридического центра».
  • 15 лет работы в юридической сфере, cоздатель крупной международной структуры юридического сервиса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Набор стартаперов в бизнес-инкубатор

 Как раскрыть свой творческий потенциал? Начался прием заявок на девятый отбор в Бизнес-инкубатор второй площадки казанского IT-парка в городе Набережные …

29 октября 2013 Читать далее →

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) объявил о начале работы

15 июля Фонд развития интернет-инициатив объявил о начале регистрации интернет-проектов на официальном сайте.

16 июля 2013 Читать далее →

Как не утонуть в инфопотоке

Первая статья цикла признанного эксперта в области работы с информацией на Вовремя.ру

04 июля 2013 Читать далее →

Перспективы строительного рынка Татарстана

Есть ли смысл инвестировать в новое строительство?

18 июня 2013 Читать далее →

Время экслюзивного бизнеса

Эксперт Вовремя.ру о бизнес-атмосфере Татарстана и местных «кулибиных».

17 июня 2013 Читать далее →

ФНС РФ – «без шума у нас был создан монстр»!

Эксперт Вовремя.ру рассказывает о «скрытой» и мощной «новой» силовой структуре

16 июня 2013 Читать далее →

Скрытые возможности малого бизнеса

Эксперт «Вовремя» рассказывает о том, как можно конкурировать с торговыми сетями.

07 июня 2013 Читать далее →