Феномен Гипермаркета

17.06.2013

В момент, когда в моде были мини-юбки и кнопочные телефоны вливались в массы на Западе, а Битлз возглавляли чарты, родился первый гипермаркет.

Революционная концепция торговли «все под одной крышей» тогда покорила рынок. 15 июня 1963 года в 20 километрах от Парижа в местечке под названием Сен-Женьев-Дебуа восторженная толпа из 2 500 покупателей впервые в истории смогли в одном месте купить продукты, одежду, бытовые приборы и много другое. Он почти в три раза превосходил по размерам привычные на тот момент магазины.

Самообслуживание, бесплатная парковка (как раз в пик распространения автомобилей среди населения) – принесли первому гипермаркету небывалую популярность, полки приходилось заполнять по нескольку раз в день.

Одна из первых кассирш Carrefour (так назывался первый гипермаркет – сегодня это самый маленький магазин сети) рассказывает: «Мы были просто поражены размером магазина – он вмещал тысячи и тысячи различных продуктов. Более того, это был магазин, о котором говорили все и повсюду, люди со всей Франции приезжали сюда за покупками».

По словам Эндрю Сета (автора книги «Войны супермаркетов и магазинов»), первые гипермаркеты удовлетворяли крайне насущные нужды – они давали возможность купить все в одном месте. Раньше людям могло понадобится обойти по 6-7 магазинчиков, и вдруг, и вдруг появилась удивительная возможность.

Однако, как нормальные «существа» 50 лет, гипермаркеты вступили в свой кризис «среднего возраста», по словам Джорджа Плассата, председателя и главного исполнительного директора Carrefour. Западные аналитики предрекают снижение популярности огромных гипермаркетов в развитых странах . Учитывая, что в Россию это «чудо» явилось позже, возможно следует ожидать, что кризис наступит через какое-то время. Так в чем причина, почему на Западе у торговых «гигантов» начались проблемы?

Если в 1960 – 1970 года цены на бензин были невысокими и люди могли ездить на окраины, а иногда и загород (чаще всего первые крупные гипермаркеты выбирали именно такое расположение) за всякой бытовой всячиной. Сегодня положение такого, что люди и в городе имеют отличную возможность сэкономить пойдя в ближайший, пусть и не такой крупный магазин. Для Казани, например, эта проблема тоже актуальна, даже притом, что в Ашане (Карусели, Перекрестке и т.д.) продукция будет дешевле, ехать туда все равно зачастую нет резона, бензина в пробке больше потратится.

Кроме того, резко возросла конкуренция. Как и любой продукт в стадии зрелости, гипермаркеты больше не уникальное явление, и не стоит ждать экстрабума, как в первые годы. Люди все чаще идут за эксклюзивом, за более удобным расположением, за просто любимым магазином. Более того, такие категории товаров, как, например, электроника перемещаются сначала в гипермаркеты электроники, а потом и вовсе на онлайн-рынок.

В той же Франции небольшая сеть гипермаркетов Leclerc, которая ориентируется на более низкую ценовую категорию и более маленькие торговые точки, чем Carrefour, впервые в этом обогнала их в цене акций. В России в голову сразу приходит пользующейся большой популярностью среди населения Магнит.

Для Европы и США проблема наиболее актуальна для гигантских гипермаркетов, чья площадь достигает двух с половиной футбольных полей. Некоторые пытаются сократить убытки продажей или сдачей в аренду лишних площадей, другие пытаются провести ребрендинг, добавляя в сеть салоны красоты, суши бары и прочие штуки. Так в Великобритании торговый гигант Tesco купил сеть семейных ресторанов «Жираф» для повышения собственной привлекательности.

Но хотя в развитых странах золотой век гипермаркетов прошел, развивающиеся рынки, например, Азии и Латинской Америки охотно принимают их. В этих странах гипермаркеты пользуются популярностью у растущего среднего класса. В России на сегодняшний день дешевые товары больших гипермаркетов пользуются популярностью. Стоит ли говорить о том, начнется ли через несколько лет и у наших сетей кризис среднего возраста? Или отдельные концепции разных торговых сетей (как, например, собственное производство у Бахетле или отменная логистика у Магнита) будут и дальше держать их на высоте? Покажет время.

Мандик Диана, cпециально для «Вовремя.ру»
Мандик Диана

Журналист "Вовремя:ру"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

Сто лет вперед: что ожидает Россию в 2060-2100

Футурологи на период с 2060 по 2100 годы обещают населению Земли жуткие катаклизмы.  Энергетические и природные ресурсы почти полностью будут исчерпаны, …

30 июля 2018 Читать далее →

Что срок грядущий нам готовит

Что обещал, к чему призывал и на что надеялся Владимир Путин в первый день шестилетнего цикла? Предлагаем вам ключевые фрагменты инаугурационной речи президента

18 июня 2018 Читать далее →

Стратегия развития страны 2018 — 2024

В преддверии Дня России представляем Вашему вниманию стратегию развития страны

12 июня 2018 Читать далее →

«Немножко денег дать и немножко смазать. Секреты успеха в бизнесе раскрыли в Казани»

Форум малого и среднего предпринимательства «Взгляд в будущее» прошел в Казани.

03 октября 2017 Читать далее →

Остров-град Свияжск

Сегодня мы расскажем об удивительном месте недалеко от Казани – остров-граде Свияжске

07 марта 2017 Читать далее →

Татарский Китеж. Легенды озера Кабан

Озеро Кабан – одна из главных достопримечательностей Казани. И это не просто большое озеро, а целая водная система, тянущаяся более чем на 10 км и состоящая из трех крупных озер

28 февраля 2017 Читать далее →

Тайны казанских подземелий

Среди старожилов Казани ходят упорные слухи о том, памятник погибшим воинам Ивана Грозного соединен подземным ходом с Казанским кремлем.

20 февраля 2017 Читать далее →