Навстречу Универсиаде-4

03.07.2013

Общественный транспорт.

Стратегическая задача

Мы подошли к ключевому вопросу преображения нашего города. В конце концов, отсутствие павильона на остановке или асфальта на тротуаре можно как-нибудь пережить. А уж сетование на отсутствие малых архитектурных форм можно вообще отнести к нытью.

Другое дело – общественный транспорт. Казань, как известно, — город не маленький. Перемешаться по нему постоянно пешком, получиться далеко не у каждого. Наличие доступного транспорта – это стратегическая задача городских властей. Поскольку транспорт обеспечивает базовые потребности города.

Корреспондент «Вовремя» как потомственный пешеход горячо приветствует политику городских властей и ГИБДД по выделению отдельных полос для общественного транспорта. Он считает, что именно таким путем можно улучшить транспортную ситуацию в городе. Развязки везде не построишь, просто не хватит никакого бюджета (хотя развязки, безусловно, не повредят).  «Пробки» имеют тенденцию к перемещению с одного перекрестка на соседний.

Добрые «художники» с полосатыми палочками в последнее время нарисовали по Казани  столько автобусных полос, что на всех хватит. Даже немного лишнего. Остался пустячок – заполнить их общественным транспортом.

Начнем же нашу экскурсию в увлекательный мир казанского общественного транспорта.

Господа оформители метро

Как водится, начнем, с хороших новостей. В начале мая открылись 3 новые долгожданные станции метро. Можно долго, захлебываясь слюной благодарности, описывать счастье быстрого передвижения с Горок до Соцгорода и обратно.

Интервал движения поездов в будний день – 7-8 минут. За полчасика можно проехать с ветерком через весь город. Не удивительно, что с вводом новых станций ежесуточный пассажирооборот казанского метрополитена вырос с 80 тысяч человек до 140 тысяч.

Хотя в разгар рабочего дня пассажиропоток не очень заметен.

2013-05-28 14.11.52

Это станция «Яшьлек» около Московского рынка. Чувствуется, что как-то пустовато. Даже в фойе, около касс почти нет привычных глазу банкоматов. Ну, ничего, скоро, наверно, и киоски с шаурмой появятся.

Оформлена станция в стиле минимализма с привлечением элементов декора из Большого театра. Здесь нет эскалатора. Зато присутствуют каменные (видимо, чтоб не утащили) скамейки. А, надо заметить, это редкость для казанского метро. То, что выйти можно только в одну сторону – это уже стандарт всех станций, которые открыты вот-вот, только что.

А вот станция «Северный вокзал».

2013-05-28 15.04.49

Это был красиво оформленный вход. А вот и перрон.

2013-05-28 15.05.20

Здесь так же прелестно, как и на предыдущей станции. Оформление, наверно, полностью взяли с «Козьей слободы». Такие мелочи как отсутствие скамеек, эскалатора, часов на стенах и второго выхода совершенно не напрягают. Главное, скорость и комфорт передвижения.

Станция «Авиастроительная»

2013-05-28 15.22.57

Здесь стиль хай-тек окончательно овладел умами метростроевцев. Тут есть переход на другую сторону Копылова. Это явный прогресс для всего человечества.

Эскалаторы не появились. Зато кое-где виднеются скамейки. И, конечно, работает только одна сторона для выхода.

Вези, Пятерочка, меня…

А этот замечательный трамвай «пятерочка»! Это ж просто песня, а не трамвай! Новые вагоны (по словам председателя Комитета по транспорту исполкома Казани Айдара Абдулхакова) из Беларуси должны были начать ходить по 5-му маршруту с 1 июля. Всего на линии уже должно быть 10 односекционных и 6 трехсекционных новеньких современных трамваев.

Ой, а что это мы наблюдаем?

2013-07-01 08.38.56

Заметьте, у данного трамвайного экземпляра работают не все двери. Это такой местный хай-тек.

2013-07-01 08.39.11

В принципе, казанцы с этим явлением как-то свыклись. Ибо трамвайные пассажиры наблюдают такое ежедневно. Но на самом «продвинутом» трамвайном маршруте это смотрится как-то… не нано.

Обратите внимание на аншлаг.

2013-07-01 08.42.32

Прочитать информацию оттуда сможет без бинокля только какой-нибудь Соколиный Глаз. Впрочем, корреспондент сумел разобрать, что 5-ый маршрут заканчивает работу в 21.00. Это верно, но лишь отчасти. Как-то корреспондент воспользовался данным маршрутом после 9 вечера. Все трамваи после девяти ехали только до Халитова.

Обратите внимание на снимок. Точнее, на столб. Что это на нём за устройство? Скорее всего, это современная солнечная батарея. Казанцы ещё даже не оценили до конца своего счастья — самые передовые технологии служат украшением их городской инфраструктуры. А может не только украшением? Наверняка, эта солнечная батарея (если, конечно, корреспондент не ошибся, и это именно она) что-то питает энергией. Да вот же, рядом висит некое устройство!

2013-07-01 08.36.58

По идее это табло должно показывать время до прибытия следующего трамвая. А заодно температуру, дату и прочие полезные мелочи. Но, как видно, его забыли подключить к системе. Ради справедливости, надо отметить, что на некоторых остановках электронные табло показывают… температуру  + 41 градус или 21 февраля.

Ну, ничего, к Универсиаде всё заработает. Главное, чтобы с отъездом гостей все эти технологии не перестали работать.

Кстати, о реальном расписании. Нынешний интервал движения 5-го маршрута колеблется от 3-4 минут до 9-10 минут. Чередование этих периодов есть страшная тайна депо.

Вот, как раз, следующий подошел.

2013-07-01 08.44.15

Увы, это тоже не совсем  новый образец. Он ещё почему-то откатывается назад перед тем, как начать движение. Кстати, обратите внимание внутрь салона.

2013-07-01 08.44.32

Для справки: на фото изображено не то время, когда все спешат на работу. А примерно на час позже. Видно, что салон не страдает от дефицита пассажиров. Этот факт сам по себе говорит о необходимости увеличить количество вагонов на данном маршруте.

Ура, вот и новый трехсекционный трамвай! Как же внутри всё высокотехнологично – двери открываются в обе стороны, в салоне не жарко, есть свободные места, голосом простывшего автомата объявляются остановки…

2013-07-01 09.08.20

В общем, не трамвай, а мечта пассажира! Жаль только, что уже с утра данный состав едет только до Халитова.

2013-07-01 09.07.28

Кстати, это единственный трехсекционный трамвай, который застал корреспондент. А он стоял на остановке 45 минут. Видимо, как ходил изначально один трехсекционный трамвай «с повышенными скоростными характеристиками», так и ходит до сих пор. И, по всей видимости, ещё и не полный рабочий день.

Зато к 6 июля всё будет в ажуре. Ну, подумаешь несколько дней! Корреспондент «Вовремя» был свидетелем как генеральный директор «Метроэлектротранса» Асфан Галявов ещё в мае прошлого года обещал, что новые трамваи выйдут на линию осенью. 2012 года, естественно. Наверно, не смогли купить в прошлом году. Карточка в банкомате застряла или кошелек потерялся. Всякое бывает.

Без паники, ждем следующего трамвая. И, о чудо! Спустя 4 минуты подходит новенький белорусский трамвай. Только уже односекционный. Однако, здесь уже не ощущается былого простора. Пассажиров побольше, чем в трехсекционном.

2013-07-01 09.13.20

Но комфорта экстра-класса никто и не обещал. Зато за каких-то 23 минуты корреспондент домчался от остановки Файзи до ДК Химиков. Спасибо Универсиаде!

Троллейбус – друг пассажира

Немного (или всё-таки много) об остальном общественном транспорте. Для корреспондента всегда было загадкой, почему большинство пассажиров игнорируют троллейбусы. Ведь в них всегда меньше толпиться народу.

Может быть разгадка в этом –

2013-06-24 18.27.14

Окна почти не открываются. Люк, ведущий на крышу, можно открыть. Но через минуту он снова падает.

Или дело в этом –

2013-06-26 14.43.45

Знакомая картина, не правда ли? Такие троллейбусные коллапсы – совсем не редки на казанских улицах.

Автобусные страсти

Но, безусловно, лидером среди пассажироперевозок остается наш родной автобус. Он давно уже покраснел от стыда. И есть за что. Вот только самые поверхностные, первые приходящие в голову претензии.

Например, высокая аварийность. Не проходит и дня, чтобы корреспондент «Вовремя» не наблюдал подобной картины.

2013-06-28 15.01.34

Мало того, автобусы (правда, старые китайские) иногда заворачивают на остановки и сбивают насмерть ожидающих там пассажиров.  Впоследствии оказывается, что виноват водитель из Средней Азии. Согласно результатам проведенной экспертизы у автобуса испортилось рулевое управление. Водитель не мог об этом не знать. Та же экспертиза якобы подтвердила, что утром из гаража автобус выехал исправным. Возможно, что водители из СНГ совсем не ценят чужую жизнь (раз управляют автобусом с неисправным рулем). Но почему они не ценят собственную? Неужели в Средней Азии появились камикадзе? И не опасно ли в таком случае нам, пассажирам кататься на старых «китайцах», раз рулевое управление у них может отказать в любой момент без видимых причин? А таких автобусов в Казани осталось около 70.

Кстати, вскоре с другим автобусом той же транспортной компании, случился ещё один казус. Он загорелся. Причем, автобус был совсем не старый – МАЗ прошлого года выпуска. Может что-нибудь в АТП подправить? Или подождем ещё жертв?

Кстати, о старых автобусах. Те, кто хотя бы однажды ездил на 35 маршруте, знают, что черепаха – не самый неторопливый вариант передвижения.

Продолжим. Автомобилистов жестко штрафуют за то, что те выезжают на полосы для общественного транспорта. Наверно, это справедливо. Но тогда и автобусам надо запретить (кроме ситуаций аварий и поворотов) ездить по чужим полосам. А что мы  наблюдаем в реальности?

2013-06-29 16.22.12

Первый автобус – на своей полосе. А где находится 45-ый? Это называется гонки. Такое происходит, если маршруты частично пересекаются. Водители красных автобусов таким образом борются за пассажиров и, соответственно, за выручку. Безопасны ли такие гонки для пассажиров? Может, они улучшают ситуацию на дороге? Думается, ответы очевидны.

А что можно сказать о столпотворении автобусов на ключевых остановках?

2013-07-01 09.49.07

Эту ситуацию тоже трудно назвать безопасной.

Городские власти и руководители ГИБДД неоднократно рекомендовали казанским автомобилистам пересаживаться на общественный транспорт. Во всяком случае, на время проведения Универсиады.

Предложение, в принципе, хорошее. Только вот куда должны поместиться свежеиспеченные пассажиры – бывшие автолюбители?

2013-07-02 08.26.58

Может на крышу?

2013-07-02 08.27.05

Обращаем внимание читателей, что фото сделаны в июле. Когда школы и вузы не работают, а некоторые казанцы в преддверии всеобщего спортивного ликования благополучно эвакуировались из города.

Человек за рулем  автомобиля с кожаным креслом и кондишеном вряд ли променяет свой комфорт на езду в духоте, с лицом, прижатым к стеклу стоящей рядом неминиатюрной женщиной. Так ещё и за проезд просят передавать в таких условиях! Нет, уж лучше в «пробке» постоять!

Дополнительные бонусы автобусного передвижения – это персонал. Кондуктора как будто специально проходили курсы хамства. Абдулхаков говорит, что они дополнительно прошли курсы английского языка. Корреспонденту как явному не полиглоту это трудно проверить. «Go home», наверно, они смогут сказать. К тому же, это будет в тему. Однако, по крайней мере, некоторым из кондукторов точно не мешало бы подучить русский язык.

Водители – отдельная песня.  Примерно, 40% из них (по оценке бывало пассажира – корреспондента «Вовремя») – ездят более-менее нормально. Остальные 60% водителей красных «болидов», наверно, в душе – несостоявшиеся гонщики. «Как неожиданно зажегся красный свет! И, главное, сразу после желтого» — должно быть так думают они, резко притормаживая при каждом удобном и неудобном случае. Это ведь ерунда, что половина салона рискует вывалиться в окно (если, конечно, его кто-нибудь сможет открыть, летом эта опция бывает иногда заблокирована намертво). А как водители спешат, когда трогаются с остановки?! Складывается ощущение, что сзади,  на автобусной полосе неожиданно материализовался Вий. И тут уже не важно, все ли успели войти в салон.

Кондуктора имеют обыкновение выяснять, кто из пассажиров, где выходит. Они громко, на весь салон  интересуются: «Сады есть?» И это не досужее любопытство, как может показаться зазевавшимся пассажирам. Сия фраза означает, что водитель остановиться на остановке только при наличии желающих выйти. Заслушались музыку в наушниках – будьте любезны пройти остановку назад. А те, кто ждут свой автобус снаружи, видимо, должны запрыгивать на ходу. Прямо в окна. И плевать на правила перевозки пассажиров.

Не смотря на всё вышеизложенное, автобусы в Казани пользуются большим спросом.

2013-07-02 08.26.46

Другой вопрос: если на этот спрос достаточное предложение?

Транспортная социология

Корреспондент «Вовремя» своими силами провел небольшое исследование. Оно было посвящено работе общественного транспорта в поздневечернее время. Ведь Комитет по транспорту исполкома Казани обещал, что с 25 июня общественный транспорт будет работать до часа ночи. Как минимум. Конечно, интервалы движения должны увеличиться. Например, с 21.00 до 23.00 они могут составить 15 минут (по официальной версии).

Корреспондент решил это проверить. Ровно в 21.53 он стоял около Советской площади, на перекрестке Ершова и Космонавтов. Здесь проходят около 14 автобусных маршрутов, 2 троллейбусных и один трамвайный. Так что выборка вполне репрезентативная. Пробыл корреспондент на своем посту ровно до 11 вечера.

И вот результаты этого небольшого исследования. Более всего поразил автобусный маршрут 10А. Он проехал мимо (за указанный период) целых 5 раз. Причем, последний интервал составил всего минуту. Один автобус был ещё виден на горизонте, когда показался следующий. Просто №10 проехал 3 раза со средним интервалом 18 минут.

Так же порадовал 55-ый маршрут. Он проехал 4 раза в одну сторону и 2 раза – в другую. Иногда интервал составлял 3 минуты. Но чаще – около 20 минут.

Автобус под номером 1 тоже подавал большие надежды. Он 3 раза проехал мимо по направлению к центру города со средним интервалом в 9 минут и 2 раза – в другую сторону с интервалом в 40 минут. Собственно, это был последний маршрут, зарегистрированный корреспондентом в 22.46. Потом до 23.00 общественного транспорта не наблюдалось. Есть гипотеза, что дальше транспорт ездил ещё реже. Отчасти она подтверждается тем, что когда корреспондент с другом примерно в полночь (за несколько дней до проведения данного исследования) ехали домой на машине, им по пути не встретился ни один представитель славного автобусно-троллейбусно-трамвайного племени. Общественный транспорт словно вымер.

Ещё результаты часа с небольшим наблюдений: проехал 2 раза 33 маршрут  с интервалом – 23 минуты (последний – в 22.26) плюс один раз тот же маршрут, но в противоположном направлении (22.37);  №91 – один раз (22.11); №35А – один раз (21.57); №35 два раза с интервалом в 26 минут (последний – 22.32); №19 – один раз; №18 – один раз; троллейбусный маршрут №7 – 2 раза с интервалом 16 минут (последний – 22.12); трамвайный маршрут №4 – 2 раза с интервалом 13 минут (последний – 22.09).

Такие маршруты как автобусные №25,71, 4 и 5, троллейбусный №2 вообще замечены не были.

Таким образом, можно сделать нелицеприятный вывод: информация об интервалах движения транспорта, размешенная на аншлагах (они почти повсюду сейчас появились на остановках), имеет к реальности примерно такое же отношение, что и рассказы барона Мюнхгаузена.

Но это ещё неплохие результаты. До всех этих событий, связанных с подготовкой к Универсиаде, после 9 вечера уехать на общественном транспорте трудно. Но реально. А после 10 вечера – уже нереально. Корреспондент вспомнил, как в мае он хотел посетить мероприятия, приуроченные к Ночи музеев. С 21.20 он бессмысленно провел полчаса на ближайшей остановке, ожидая какой-нибудь автобус, направляющийся в центр города. Не было ни одного. 2 раза проехал №18. Причем, один раз даже не остановился.

Есть подозрение, что после Универсиады, ситуация с вечерним общественным транспортом «нормализуется». То есть по вечерам он будет исчезать в недрах автопарков и депо. А для метро, которое тоже в обычно время ходит только до 11 вечера, увы, пока прорыли тоннели не по всему городу. И в ближайшие годы вряд ли пророют.

Так что вечером лучше воспользоваться услугами такси.

Такси

Этот транспорт не для бедных. Зато таксомоторных компаний в Казани десятки (если не сотни). Это не считая, бомбил. Цены достаточно демократичные.

Кстати, Министерство транспорта РТ хотело было бороться с «неправильными» такси. Ведь по местному закону все такси должны быть желтого или белого цвета. Наверху — фонарь. Сбоку – шашечки. Внутри — карточка водителя, счетчик и т. д.

Но что это мы видим в самом центре города?

2013-06-11 14.35.15

И, слава Богу, что борьба с нелегалами пока отложена. Иначе такси в Казани бы подорожало.

Корреспондент успел за последнее время несколько раз вызвать такси разных компаний. Практически ничего не поменялось. На некоторых машинах даже нет специальных фонарей. То есть они практически не отличаются от обычных автомобилей внешним видом. Английским в совершенстве диспетчера не овладели. Как, впрочем, и навыками хорошего тона.

Широкое распространение получило междугороднее такси. Впрочем, это случилось уже давно. Например, в начале улицы Космонавтов образовался небольшой автовокзал.


2013-07-01 08.20.35

Только на нем нет ни зала ожидания, ни туалета. Выводы (дурно пахнущие для местных жителей) очевидны. Неужели нельзя как-то избавиться от этого «автовокзала» хотя бы на время Универсиады?

А в остальном, прекрасная маркиза…

Смирнов Дмитрий, cпециально для «Вовремя.ру»
Смирнов Дмитрий

Журналист "Вовремя:ру"  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

«Немножко денег дать и немножко смазать. Секреты успеха в бизнесе раскрыли в Казани»

Форум малого и среднего предпринимательства «Взгляд в будущее» прошел в Казани.

03 октября 2017 Читать далее →

Остров-град Свияжск

Сегодня мы расскажем об удивительном месте недалеко от Казани – остров-граде Свияжске

07 марта 2017 Читать далее →

Татарский Китеж. Легенды озера Кабан

Озеро Кабан – одна из главных достопримечательностей Казани. И это не просто большое озеро, а целая водная система, тянущаяся более чем на 10 км и состоящая из трех крупных озер

28 февраля 2017 Читать далее →

Тайны казанских подземелий

Среди старожилов Казани ходят упорные слухи о том, памятник погибшим воинам Ивана Грозного соединен подземным ходом с Казанским кремлем.

20 февраля 2017 Читать далее →

Башня Сююмбике

Башня Сююмбике — это одна из самых популярных достопримечательностей Казани наряду со всем Казанским Кремлем и мечетью Кул Шариф

10 февраля 2017 Читать далее →

Раифский мужской монастырь

Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье

29 января 2017 Читать далее →

Старо-Татарская слобода

Есть за проливом Булаком Татарская слобода, расположенная на берегу озера Кабан

15 января 2017 Читать далее →