Европейская столица на волжском берегу

06.03.2014

Как Казань провела прошлый год?

В понедельник в городской ратуше торжественно прошла 31-ая сессия гордумы Казани. На ней присутствовали президент Татарстана Рустам Минниханов, республиканские министры, казанский мэр Ильсур Метшин, чиновники казанского исполкома, ну, и депутаты гордумы – без них сессия была бы неполной. Из 50 имеющихся в распоряжении города депутатов присутствовали 47. По всем вопросам организации данного мероприятия голосовали исключительно единогласно. Подобное единодушие, по всей видимости, означает некоторую расслабленность депутатского корпуса. И правда, почему бы не расслабиться, когда всё идет хорошо? Вопрос лишь в том, кому хорошо?

Об успехах Казани за прошедший год докладывал мэр города. «Вовремя» решило остановиться на самых интересных (с точки зрения издания, разумеется) моментах его отчета.

Начало годового отчета (забегая вперед скажем, также как и завершение) у Метшина было на редкость лиричным. Поэзия в нём окончательно победила сухую математику. Минимум ненужных цифр – вот девиз нынешних выступлений чиновников. Как правильно заметил Метшин, о любви сложно говорить цифрами.

Лейтмотивов доклада было то, что 2013 год самый знаковый для новейшей истории Казани (ремарка мэра – наверное). 5 лет подготовки к Универсиаде пролетели как один миг, по мнению градоначальника. Не знай-не знай, как насчет мига, но по крайней мере, некоторым казанским автомобилистам и пассажирам общественного транспорта эти годы показались настоящим тысячелетием. Просто в «пробке» время течет медленнее. Далее речь мэра была всё цветистее и цветистее: этот год – момент истины, мы показали всеми миру новую Россию,   мы экзамен сдали! Маленький вопрос: кто его принимал? Казанцы?

Впрочем, судя по отчету мэра казанцы всем довольны. Согласно соцопросу (источник дипломатично не был упомянут), 81% горожан испытывают чувство гордости за свой город. А протестная активность, напротив, уменьшилась примерно в 2 раза.

По словам Метшина, Универсиада-2013 стала для Казани таблеткой от кризиса. Ещё бы, в город было «вкачено» 228 млрд рублей. По словам президента Путина, на сочинскую Олимпиаду ушло меньше. Конечно, в эту сумму входят и внебюджетные средства.

Таким образом, в Казани построено 12 развязок и бессчетное количество спортивных объектов. Теперь более 30 тысяч казанцев посещают эти объекты ежемесячно. А это целых… 2,5% от населения города. Или примерно 3% от взрослого населения. Учитывая, во сколько обошлись эти спортобъекты федеральной и республиканской казне, а также то, что суперстадион «Казань-Арена» неизвестно, когда радушно примет казанцев, надо задать прямой вопрос: стоила ли овчинка выделки? То есть не слишком ли дорогое получилось удовольствие для 2,5% казанцев?

Правда, в другом месте доклада Метшин отметил, что каждый третий житель города занимается спортом (ну, например, ходит в бассейн или фитнесс-зал). Он сказал, что будет расширена сеть дворовых площадок для занятия спортом. Может с этого надо было начинать?

4 и 5 баллов поставили 38% горожан дорожной инфраструктуре Казани (по данным осеннего опроса ВЦИОМ). И не удивительно. Скорость передвижения по Казани значительно увеличилась. По словам Метшина, люди отнеслись к издержкам, сопровождавшим строительство развязок с пониманием. Ну, если мат считать пониманием…

Из доклада Метшина стало ясно, что в прошлом году 2566 территорий по всему городу были охвачены озеленением. Зеоеный рекорд» — 100 тысяч деревьев посажено. Не ясно только 2 момента: что имеется в виду под территориями – квадратный километр или пядь земли, а также – где в Казани появились новые парки (100 тысяч крупномеров вполне должно было хватить)?

Но теперь на очереди новый проект – «Цветущая Казань». В его рамках мэрия предлагает всем местным фирмам и предприятиям оформить цветочными вазами свои фасады. Интересно, за чей счет?

Но всё это мелочи для казанского бизнеса. Потому что экономические показатели города растут (выше, чем в среднем по стране и республике). А это говорит само за себя. 3,5% — рост внутреннего продукта. 175 млрд рублей инвестировано в основной капитал (корреспондента терзают смутные сомнения, не вложения ли это в Универсиаду?). 105,7% — индекс промышленного производства.

Вклад малого бизнеса в экономику города – 34%. Здесь занято примерно 172 тысячи человек, это треть от всех работающих. Берегите «малышей»! Тем более, что не такие уж они и «малыши».

Есть, конечно, в городе и недостатки, справедливо отметил мэр. Например, на вопрос от одного из депутатов, что будет весной, не поплывем ли, Метшин ответил, что не должны. Хотя ливневки в городе находятся в неудовлетворительном состоянии. К тому же из 250 млн рублей, которые должны были выделить на их ремонт, реально выделили только 100 млн рублей.  Почему так произошло, об этом Метшин скромно умолчал.

Вообще, если шла речь о недостатках, то тут же включался знакомый лейтмотив: на всё у нас, в городском бюджете не хватает денег. Нет дорог в поселках – потому что не хватает денег, не хватает врачей в поликлиниках – не хватает денег и т. д. и т. п.

При этом, похоже, на отдельные статьи расходов денег не жалеют. По словам градоначальника, поселки Привольный, Отары, Залесный и некоторые другие в этом году должны обзавестись собственными детсадами. Не смотря на то, что дороги в Привольный фактически нет, а дорога в Отары своим видом напоминает о военных годах.

Распределяя городской бюджет равномерно, можно достичь сбалансированного, а значит устойчивого развития города. Иначе получается, как в сказке – то пусто, то густо. Х+отя Метшин и этот вариант бюджета считает сбалансированным.

В конце концов, бюджет Казани дефицитный. Если городские власти периодически рассказывают о нехватке средств, может стоит подсократить какие-нибудь иные статьи расходов?  Пример: на «общегосударственные вопросы» (возможно, корреспондент «Вовремя» ошибается, но ему кажется, что под этим термином понимается содержание госаппарата, не только муниципалитета, но и представительств президента РФ, правительства и т. д.) на этот год заложено – 1223,505 млн  рублей. А по статье благоустройство города (куда включается состояние дорог, инженерных коммуникаций, освещение в темное время суток, озеленение и ещё немного пунктов) на текущий год предполагается потратить 1269,627 млн рублей. Сами видите, суммы сопоставимые. То есть резервы есть.

Наконец, в своем отчете за 2013 год Метшин тепло отозвался о казанском общественном транспорте. Оказывается, он у нас очень комфортный. Ещё в 2007-08 годах, со слов мэра, было приобретено 1300 автобусов на сумму более 3 млрд руб. Ближе к Универсиаде перевозчики опять обновили свой парк. Дополнительно они вложили ещё  3 млрд уже своих кровных. Кроме того, была и поддержка со стороны республиканской власти. Метшин поблагодарил в своем докладе президента РТ Рустама Минниханова за десятки новых комфортабельных трамваев и троллейбусов, около 500 новых автобусов. Итого автобусный парк в Казани должен насчитывать минимум – 1800 единиц. Услышав данную информацию, корреспондент «Вовремя» задался непростым вопросом: почему ежедневно на линию выходит не более тысячи автобусов  (а в вечернее время их всего по городу вряд ли наберется полтысячи)? Чем заняты остальные? Неужели сломались за 7-8 лет?

Закончил свой отчет Метшин словами песни, исполненной на Универсиады:  сочиняй мечты. Хотелось бы заметить, что городской власти больше бы подошла роль не создателей мечты, а её реализаторов.

Как, вслед за своим шефом, отметил глава Вахитовского и Приволжского районов Андрей Лобов, Казань всё больше хорошеет. Он сослался на Владимира Путина, который во время визита в Казань (как раз открывалась Универсиада), назвал наш город европейским.  Что же, по мнению Лобова (и, возможно, Путина),  ставит Казань на одну доску с Прагой и Будапештом? Новый реконструированный аэропорт, современный аэроэкспресс, новый вокзал, реконструированный старый вокзал с паркингом и двухэтажный экскурсионный автобус, курсирующий по центру города. С такими аргументами трудно спорить. Двухэтажный автобус – это, безусловно, очень важно.

Но, наверно, не для всех жителей Казани. Возможно, казанцев (как состоявшихся европейцев) интересуют ещё и некоторые другие вопросы быта. Вот небольшой контраргумент и по совместительству фрагмент из вышеописанного доклада: только 29% дорог в поселках рядом с Казанью имеют асфальтовое покрытие. Если это и Европа, то какая-то слишком восточная.

Смирнов Дмитрий, cпециально для «Вовремя.ру»
Смирнов Дмитрий

Журналист "Вовремя:ру"  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Провинциальное искусство и развитие туризма

Что расскажет о Казани новый фильм «Сокровища озера Кабан»?

30 марта 2016 Читать далее →

День антимобилиста

Что мешает хорошему водителю на улицах Казани? «Февраль. Достать чернил и плакать.»  Эти строчки великого поэта как некогда подходят для описания …

04 марта 2014 Читать далее →

Блеск и нищета казанской Универсиады

Воспоминания корреспондента о безвозвратно ушедшей Универсиаде, воплощенные в зрительных образах. Вот и кончился столь долгожданный спортивный праздник. К нему Казань …

01 августа 2013 Читать далее →

Инфраструктурная красота по-казански

Дорожное строительство не всегда благоприятно для здоровья казанцев.

25 июля 2013 Читать далее →

Глобальный велотренажер по казански

Есть ли реальная альтернатива городскому транспорту?

04 июля 2013 Читать далее →

Навстречу Универсиаде-4

Общественный транспорт в преддверии Универсиады

03 июля 2013 Читать далее →

Навстречу Универсиаде-3

4 топовых объекта.  Метро 2013 Грандиозное преображение города подошло к финалу. Казанцы ликуют, вспоминая предыдущие 4 года. Вот-вот мы станем …

01 июля 2013 Читать далее →