Экологическая привлекательность Татарстана

14.02.2013

Чистый тренд

Этот год объявлен в России годом экологии. Возможно, не случайно. Наша страна в последнее время всеми силами пытается привлечь иностранных инвесторов. Как это связано с экологическими проблемами?

Об этом говорилось в Татарстане на итоговой коллегии Министерства экологии и природных ресурсов РТ. Дополнительный вес и без того серьезному заседанию придавали присутствие на нем представителей экологических ведомств из соседних регионов, а также федерального министра природных ресурсов и экологии  Сергея Донского. На мероприятии подводили экологические итоги прошлого года и намечали задачи на будущее.

Так вот, в своем выступлении министр экологии и природных ресурсов РТ Артем Сидоров особо подчеркнул, что в республике тратятся миллиарды и миллиарды рублей на экологическую безопасность. Правда, в основном, это бюджетные вложения. Но и сами татарстанские предприятия тоже вкладываются. Только на решение накопившихся проблем Нижнекамского промышленного узла принята долгосрочная целевая программа охраны окружающей среды на 2012 — 2015 годы. Определено финансирование в объеме 12,7 млрд. рублей из средств местных предприятий.

Фактически это вложения в будущую привлекательность Татарстана. Во всех смыслах этого слова. Поясним на простом примере. Жилье не может быть элитным, если оно расположено рядом с «Нэфисом». Запах, распространяемый на пике производства и понятие элитности органически не совместимы. Какое бы элитарное мыло не варили на данном предприятии.

К слову, в своем докладе министр экологии Артем Сидоров поведал, что «Нэфис» уже не использует те вещества, которые и вызывали неприятный запах. Однако, достаточно потратить некоторое время на изучения интернета, чтобы почувствовать комментаторы с этим, мягко говоря, не согласны.

Продолжим, жизнь по канонам экологов – это не просто очередное модное поветрие. Это объективный тренд. Большинство людей зарабатывают исключительно для того, чтобы тратить. Причем, на качественные вещи и услуги. В последние годы экологичность продукта и его качество стали синонимами для обывателя.

Именно поэтому никто не будет вкладывать в залитую бензином землю, в отравленную воду и запахи непонятного происхождения.

 Слежка за воздухом

Что же делается в Татарстане для улучшения его экологии?

По словам Сидорова, многое. К примеру, до 89% подняли уровень использования попутного газа малые нефтяные предприятия республики. А у «Татнефти» в этом плане дела ещё лучше.

Или: в планах Минэкологии создать единую систему мониторинга атмосферного воздуха. Она позволит экологам в режиме реального времени отслеживать его состояние, наличие и концентрацию в нем вредных выбросов. Для этого в непосредственной близости от промышленных объектов установят специальные датчики. Что-то подобное уже функционирует в Москве. Инспекторам не надо будет тратить время на выезды и проверки. А предприятия, по мнению Сидорова, усилят свою конкурентоспособность. Ведь честному человеку, а тем паче предприятию нечего скрывать. Удивительно, как до такой простой мысли не додумались раньше.

 Экологический подарок казанцам

Но это что касается воздуха. А какова ситуация на татарстанских водоемах? Ведь республика – самый многоводный (и, видимо, полноводный) регион в ПФО.

Тут тоже всё более менее благополучно. За исключением пустячка: границы водоохранных зон законом до сих пор не установлены. Не понятно, где можно лить воду на мельницу проклятого империализма, а где она должна оставаться чистой.

Но зато в Казани наконец-то появиться своя набережная. Причем тут экология? Дело в том, что лучшим природным, зелено-защитным каркасом для города экологи считают набережные. Вообще, новая набережная – гордость городских и республиканских чиновников. Правда, деньги на неё выделил федеральный центр. Зато и красиво, и экологично, не сказать, что дешево, но надежно и практично точно. Больше же в Казани благоустраивать нечего?

Возвращаясь к охране воды, надо перейти к выступлению мэра Казани Ильсура Метшина. Он поведал о грандиозных планах по созданию современных очистных сооружений. Сейчас строятся три комплекса очистных сооружений на выпусках ливневых коллекторов – по улицам Подлужной и Вахитова, а также в районе 3-ей транспортной дамбы. Также разработана вся необходимая документация для очистных сооружений по улицам Х. Такташа, Мамадышский тракт, Торфяная. И ещё, в будущем хотят построить аналогичные объекты в районе Центра гребных видов спорта, Дворца единоборств, поселка Первомайский. То есть водичка в Казани должна стать почище.

Хотя и здесь (если, конечно, верить интернету) есть пока отдельные недостатки. Приведем типичный комментарий анонимного юзера: «на Гладилова и у Речного техникума жильцы целого микрорайона уже который год наслаждаются зловонием, исходящим от близлежащего коллектора. Один полуответственный инженер водоканала мне пояснил, что сооружение новое, реконструкции не подлежит и нюхать придется, как минимум ближайшие 20 лет».

 Трамвайный ренессанс

Но главная беда — всё-таки не вода, а другая стихия – воздух. Метшин доложил, что ¾ вредных выбросов имеют своей первоосновой автомобильные выхлопы. И то сказать, машины в Казани не ставят пока разве что на крыши домов.

Как бороться с автомобильным морем, уродующим чистый воздух? Рецепт известен издревле – надо постепенно вытеснять индивидуальных «железных лошадок» «табунами» общественного транспорта. Желательно, максимально экологичного.

И это всё уже делается в Казани. Метшин куртуазно назвал нынешнюю эпоху трамвайным ренессансом. Имел он в виду, конечно, новое открытие 5 маршрута, проходящего через полгорода. Правда, пока там ходят исключительно представители «динозавров» трамвайного племени. И время ожидания нового-старого маршрута может достигать получаса. Но ничего скоро (кстати, когда? точные сроки постоянно переносятся, видимо, ближе к Универсиаде) закупят 20 новых супер-пупер трамваев, тогда и заживем полноценной транспортной жизнью. А ещё первую ветку метро достроят (интересно, что раньше откроется – новые станции или стадион? ведь по уверениям высокого начальства все работы идут по графику, видимо, его периодически корректируют). Скорость передвижения по городу должна повыситься. Причем, без всяких вредных выхлопов.

Однако, наш город не исчерпывается 2 маршрутами (хотя они, безусловно, охватывают большинство передвигающихся казанцев). До настоящего ренессанса далеко.

Вот была бы Казани трамвайная сеть, как в норвежском городе Бергене. Там у трамвая полный приоритет при движении по городским улицам. Все светофоры радиоуправляемы из трамваев, когда светофор близко, то водитель жмёт кнопку, переключая сигнал на «зелёный». Это приводит к тому, что остановок вне станций практически не происходит. Трамваи там низкопольные, очень удобно для мамочек и инвалидов. Платформы просто вписаны  в городскую среду.

В Бергене протяженность трамвайных путей — 9,8 километров. Трамвайная сеть охватывает практически весь город. Общая смета составляет 392 миллиона долларов (или примерно 12 150 млн рублей). Она включает в себя систему автоматизации, депо и 12 трамваев (по 3,5 миллиона долларов за штуку). У нас это, конечно, обошлось бы раза в 2 дороже (город-то больше, плюс административные издержки). Ну, 25 миллиардов на фоне вложений в Универсиаду и будущий Чемпионат мира по футболу – так пустяки.

Кстати, для тех, кто думает, что до Норвегии мы ещё не доросли, в Алжире или Марокко тоже действуют похожие системы. Уж с Африкой-то мы пока на равных. Только что-то не больно вериться в перспективы «чистого» транспорта на казанских улицах. Хотя муниципальный транспорт, по словам Метшина, будут постепенно переводить на газ.

Пока же будем надеяться на лучшее, и стараться не дышать полной грудью.

Светлого экологичного будущего желает всем
Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

«Немножко денег дать и немножко смазать. Секреты успеха в бизнесе раскрыли в Казани»

Форум малого и среднего предпринимательства «Взгляд в будущее» прошел в Казани.

03 октября 2017 Читать далее →

Цифровая экономика. Что это?

Понятие «цифровая экономика» впервые появилось еще в 1995 году. В период цифровой революции на Западе, бизнес первым встал на цифровые …

21 июля 2017 Читать далее →

Остров-град Свияжск

Сегодня мы расскажем об удивительном месте недалеко от Казани – остров-граде Свияжске

07 марта 2017 Читать далее →

Тайны казанских подземелий

Среди старожилов Казани ходят упорные слухи о том, памятник погибшим воинам Ивана Грозного соединен подземным ходом с Казанским кремлем.

20 февраля 2017 Читать далее →

Башня Сююмбике

Башня Сююмбике — это одна из самых популярных достопримечательностей Казани наряду со всем Казанским Кремлем и мечетью Кул Шариф

10 февраля 2017 Читать далее →

Раифский мужской монастырь

Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье

29 января 2017 Читать далее →

Старо-Татарская слобода

Есть за проливом Булаком Татарская слобода, расположенная на берегу озера Кабан

15 января 2017 Читать далее →