Навстречу Универсиаде-3

01.07.2013

4 топовых объекта.

 Метро 2013

Грандиозное преображение города подошло к финалу. Казанцы ликуют, вспоминая предыдущие 4 года. Вот-вот мы станем свидетелями (большинство, разумеется, посредством телевизора) великолепного шоу – церемонии открытия Универсиады.

Эта самая Универсиада – несомненный повод для всеказанского ликования. Именно она вызвала из-за московского горизонта бюджетную тучу небывалых размеров. Откуда и полился на Казань золотой дождь. Благодаря этому дождю мы и имеем сегодня в городе то, что имеем.

Давайте же ещё раз бегло окинем взором бескрайние запасы нашего счастья. Ведь нам с этим предстоит жить и радоваться ближайшие десятилетия.

Начнем, с самого «крутого» общественного транспорта – метро. Оно строиться в Казани аж с 27 августа 1997 года. Но какое при Ельцине было финансирование? Так, слезы! Видимо, поэтому открытие первых станций случилось только при следующем президенте Владимире Путине – в 2005 году. Тогда отмечалось памятное всем тысячелетие нашего города. Сначала было пять станций. Длина линии – всего 7,1 км, можно пройти за полтора часа пешком. Местные острословы смеялись над такой протяженностью. Однако, с вводом новых станций пассажиров у казанского метрополитена становилось всё больше.

И сейчас благодаря Универсиаде, метро дотянули до Соцгорода. Пассажиропоток по планам должен увеличиться до 150 тысяч за сутки. Потому что сейчас в Казани уже 10 станций. И это ещё не предел. Метро будут тянуть до станции «Дубравная», то есть до самого края казанской географии.

Теперь немного о скучной экономической математике. Согласно официальным данным строительство метро от станции «Козья слобода» до станции «Авиастроительная» обошлось казне в 14 млрд рублей. Правда, в официальном релизе говорилось о протяженности новой ветки в 10 км. Тогда как любой знакомый с картами человек знает, что от Энергоуниверситета до Соцгорода от силы 5 км. Делим 14 на 5 и получаем – 2,8 млрд рублей за один погонный километр метро. Конечно, это всё приблизительные расчеты. Какой-то километр, возможно, обошелся метростроевцам в 365 рублей. А какой-то – в 4 миллиарда. Но много это или, напротив, очень экономно?

Корреспондент «Вовремя» долго обшаривал интернет-пространство и, наконец, из крупиц информации собрал следующую картину: например, в Китае строительство метро обходится примерно в 1,8 млрд рублей (на наши деньги) за километр.

Для сравнения: рядом со славным (по боевикам Джеки Чана) городом Гонконгом есть город Шэньчжэнь. Живет там народу больше раз в десять, чем в Казани. Он также как и Казань, только в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду, благодаря которой существенно обновил и расширил свою инфраструктуру. Так вот Шэньчжэньский метрополитен был открыт в декабре 2004 года, став шестым метрополитеном континентального Китая после Пекина, Тяньцзиня, Шанхая, Гуанчжоу и Ухани. Начали они тоже скромненько. Зато к их Универсиаде в Шэньчжэне было уже пять линий, 137 станций, 178 км общей протяженности. И китайцы, представьте себе, тоже на этом останавливаться не собираются.

Итак, если бы метро в Казани строили китайцы, то они могли бы сэкономить по миллиарду с километра. Хотя, конечно, под Казанкой строить трудней, у нас повсюду коммуникации и т. п. Поэтому возьмем в качестве отправной точки для экономии – 500 млн рублей с километра.

Таким образом, на сэкономленные средства китайцы смогли бы построить ещё нам маленькую веточку – от Суконной слободы до нового Ипподрома через парк Горького.

Деревня Универсиады

Деревня Универсиады – это своеобразный город в городе. Симпатичные высотки, хорошо заметные издалека, комфортные одноместные и двухместные комнаты (практически, номера), своя система общепита, где представлены сразу несколько кухонь народов мира, тщательно охраняемый периметр, и даже свой салон красоты – всё это делает данный объект жильем класса «люкс». В общем, хорошо иметь домик в Деревне.

Недаром, по приблизительным оценкам сюда было вложено полмиллиарда долларов. Или около 16 млрд рублей.

Ещё чуточку посчитаем. Типовой садик на 260 мест стоит около 125-150 млн рублей. Школа на 550 мест – около 350-400 млн рублей. Современная районная поликлиника с необходимым оборудованием – около 400 млн рублей.

Получается, что одна vip-общага равняется примерно 106 садикам или 40 школам или 40 поликлиникам. Конечно, на это всегда можно найти возражения. Например, зачем нам лишние школы? Или: так рассуждать нельзя, одно другому не мешает, надо развивать одновременно разные направления, так сказать, подходить к развитию инфраструктуры комплексно.

Но вот вопрос: если с садиками, благодаря принятой государственной программе «Белэкеч» и личным усилиям президента РТ Рустама Минниханова, ситуация более-менее нормализовалась, то где, покажите на карте Татарстана, появились новые школы и поликлиники? Каждый, кто хоть на минуточку заглядывал в нынешние казанские поликлиники знает, что очереди из нескончаемой вереницы больных и тех, кто закрывает больничный, — их непременный атрибут.

Кремлевская дамба

Кремлевская дамба, если иметь в виду её старый вариант, безусловно, отжила свой век. И, соответственно, нуждалась в обновлении. С её заменой на дорогах Казани начнется новая жизнь. Более стремительная. Однако, пока темпы строительства стремительными назвать трудно. Официально как срок сдачи назывался май 2013 . На дворе уже июль, а выезд на Батурина так и не открыт. Но месяц туда, месяц сюда, это всё такие пустяки по сравнению с годами томительного автоожидания. Так что можно сказать, что всё в порядке.

Смущает одно – стоимость обновки. Примерно 3,2 млрд рублей – в такую сумму оценили новую Кремлевскую дамбу. Общая длина новой мостовой конструкции на Кремлевской дамбе составит 172 метра, ширина достигает 46 метров.  Первоначально, в 2011 году, когда новый мост только начинали строить, строители ориентировались на стоимость работ в 2,4 млрд рублей. Но «за время пути, собачка могла подрасти…».

Пример из серии «а как у них». Мост Жуселину Кубичека, который также называют  просто мостом JK, состоит из стали и бетона и пересекает озеро Параноа. Мост был открыт 15 декабря 2002 года. Полная длина его составила 1 200 метров, а ширина — 24 метра. Сразу после открытия он стал одним из самых популярных и посещаемых достопримечательностей Бразилии. Мост стоит на четырёх пилонах, вкопанных в дно озера Параноа, а сверху дорожное полотно поддерживают три огромных дуги, пересекающие мост. В высоту каждая дуга достигает 61 метра — от них к мосту протянуты стальные кабели. Каждая арка поддерживает 240-метровый участок моста, таким образом, в общем они удерживают на тросах 720 метров дорожного полотна. Окончательная стоимость моста JK составила $56,8 миллионов. На наши современные деньги – менее 2 млрд рублей. И этот жалкий бразильский мост ещё смеет претендовать на звание одного из самых дорогих мостов мира?

Ещё для справки. Уже из наших широт. Стоимость строительства завода по производству салатов компании «Белая дача» в ОЭЗ «Алабуга» оценивали в размере 360 млн рублей. Получается один мост равняется (по затратам) примерно 8-9 небольшим заводам.

Или иной пример. Ущерб от упавшей ракеты-носителя «Протон-М» с 3 спутниками ГЛОНАСС оценили предварительно в 4,4 млрд рублей. Даже неспециалисту понятно, что космические запуски — мероприятие, которое на порядок сложней, чем заливка бетонных столбов.

Казань-Арена

И, наконец, перейдем к самому спортивному объекту Универсиады, который должен стать её символом. Ясно, что речь идет о стадионе на 45 тысяч зрителей под кодовым названием «Казань-Арена».

Недавно рядовые бразильские болельщики узнали, что у них в стране будут строить стадион на 70 тысяч мест к грядущему Чемпионату мира. И они зачем-то вышли на улицы, стали выражать свое недовольство. Даже в Бразилии (полностью футбольной стране) люди понимают, что на матчи (не мирового первенства, а национальных чемпионатов) ходит максимум несколько тысяч заядлых болельщиков. Рядовые бразильцы посчитали, что их страна недостаточно богата, чтобы позволить себе роскошь в виде гигантского стадиона.

Другое дело казанцы…  Для нас новый стадион (даже при наличии реконструированного Центрального плюс ещё нескольких неплохих полей) – это жизненная необходимость.

Матч сборных России и Люксембурга по предварительным данным должен состояться в Казани. Но не на «Казань-Арене», а, скорее всего, на Центральном стадионе. Почему так?

Вот только некоторые даты, которые назывались официальными пресс-службами, как даты открытия «Казань-Арены» — декабрь 2012 года, 1 марта 2013года, 9 мая 2013 года, 14 июня 2013 года. В конце концов, решили сойтись на 22 июня.

И сейчас новый стадион, по всей видимости, открывается только временно, на Универсиаду. «Интерфакс» сообщает, что согласно постановлению «О программе подготовки к проведению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу», подписанному премьером Дмитрием Медведевым, будет проведена реконструкция стадионов на 45 тысяч мест в Екатеринбурге, Казани и Сочи. Согласно данному постановлению, на реализацию программы в бюджете предусмотрено почти 700 млрд рублей. Из них на спортивные объекты планируется израсходовать 177 млрд рублей.  Чиновники и строители не скрывают слез радости.

По Казани упорно курсировали неподтвержденные слухи о том, что на объекте сменилось несколько субподрядчиков, что рабочим из Беларуси, Таджикистана, Узбекистана месяцами не платили зарплату. Конечно, непрофессионально опираться на домыслы и сплетни. Но всё равно возникает вопрос: зачем на финальной стадии строительства привлекли бюджетников из районов республики?

А пока в «Казань-Арене» в лучшем случае будет какое-нибудь подобие торгового центра. Их же так не хватает в Казани.

Сколько стоит это удовольствие официально не сообщается. Иногда до любопытных доходят оценки стоимости «Казань-Арены», которые колеблются от 12 до 16 млрд рублей.

Практически еженедельно корреспондент «Вовремя» сталкивается с объявлениями о сборе денег на лечение больных детей. Суммы требуются разные – от нескольких десятков тысяч рублей до десятков миллионов рублей. Возьмем, миллион как среднюю сумму для помощи одному больному ребенку. Получается, что украшение берега Казанки и по совместительству новый стадион «Казань-Арена» эквивалентен 12-16 тысячам спасенных детей. Пусть каждый сам для себя решит, что важней. Ибо не может так быть, что на лекарства и операции для маленьких пациентов денег нет, а на суперстадион есть.

Смирнов Дмитрий, cпециально для «Вовремя.ру»
Смирнов Дмитрий

Журналист "Вовремя:ру"  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

Провинциальное искусство и развитие туризма

Что расскажет о Казани новый фильм «Сокровища озера Кабан»?

30 марта 2016 Читать далее →

Европейская столица на волжском берегу

Как Казань провела прошлый год? В понедельник в городской ратуше торжественно прошла 31-ая сессия гордумы Казани. На ней присутствовали президент …

06 марта 2014 Читать далее →

Блеск и нищета казанской Универсиады

Воспоминания корреспондента о безвозвратно ушедшей Универсиаде, воплощенные в зрительных образах. Вот и кончился столь долгожданный спортивный праздник. К нему Казань …

01 августа 2013 Читать далее →

Инфраструктурная красота по-казански

Дорожное строительство не всегда благоприятно для здоровья казанцев.

25 июля 2013 Читать далее →

Глобальный велотренажер по казански

Есть ли реальная альтернатива городскому транспорту?

04 июля 2013 Читать далее →

Навстречу Универсиаде-4

Общественный транспорт в преддверии Универсиады

03 июля 2013 Читать далее →

Навстречу Универсиаде-2

Благоустройство города

20 июня 2013 Читать далее →