Кризис общественных организаций

15.04.2013

С каждым днем становится понятнее, что малый бизнес в России имеет все меньше перспектив для своего развития. Эксперт Вовремя.ру делится своим опытом и видением перспектив развития малого бизнеса сквозь призму предпринимательских общественных организаций.

Каждый день я общаюсь с большим количеством предпринимателей и понимаю, что в стране происходят определённые изменения, которые для 90% бизнеса позитивными назвать никак нельзя. В чём это проявляется? Нет какого-то конкретного случая, который бы показал, что что-то произошло. А значит, сейчас все сядут в глубокую яму. Таких случаев нет. Есть совокупность факторов, совокупность действий и отношений со стороны государства к малому и среднему бизнесу.

Проблема малого бизнеса в России не нова, над ней бьются уже много-много лет. Начиная с 2000-х годов о ней начали серьёзно задумываться. В какой-то момент с 2008 года, позитивное отношение к малому бизнесу вошло в критерии государственной политики, было создано огромное количество комитетов, комиссий, общественных советов, экспертных советов. Во многих их них пришлось принять самое непосредственное участие. Итоги последних 7 лет, на самом деле, будут не очень хорошими ни для малого, ни для среднего бизнеса. В чём они заключаются?

Когда те организации, которые должны объединять малый и средний бизнес, только создавались – в 2002-2003 годах – это «Деловая Россия», ОПОРА РОССИИ, то перед этими организациями была поставлена четкая задача, определённые цели. Власть дала сигнал для создания этих организаций: «Ребята, мы не хотим разговаривать отдельно с каждым предпринимателем, но вот вы собирайте все их проблемы, собирайте свои предложения, как решить эти проблемы, и вот с таким консолидированным сообществом мы будем общаться». В обществе есть на самом деле непонимание, зачем вообще создавались эти общественные организации. А преамбула их создания была чисто практической. Незамутнённая практика – почему она и привлекла тогда многих людей, которые учреждали эти организации. Взять того же Сергея Борисова, Азата Газизова, Павла Сигала и многих других людей.

 Понимание кризиса в отношениях

Диалог с властью — вот главная идея той же ОПОРЫ РОССИИ и именно поэтому, а не потому, что были какие-то административные рычаги, организация создалась так быстро. Проходили годы, годы работы, узнаваемость росла. Но в районе 2011 года, особенно это было явно видно после кризиса, та же ОПОРА РОССИИ, пришла к однозначному выводу и это, на мой взгляд, без преувеличения трагедия. Точка в итогах работы общественных организаций за последние 10 лет. Всё, что обещала сделать власть в диалоге с общественными организациями, она сделала процентов на пять. Получилась, что огромное количество предпринимателей скидывали свои проблемы на эти общественные организации, организации систематизировали и доносили проблемы до власти, но как только доходило до дела, почти все сразу стопорилось. По пальцам одной руки можно пересчитать победы общественных организаций. Это, например, отмена обязательного применения контрольно-кассовой техники и то это такая победа со слезами на глазах. Там оставлены лазейки для производителей контрольно-кассовых аппаратов. Закон о малой приватизации, прошедший в окончательном виде таким в Госдуму, что пока его два раза не переправили, он не заработал. А в тот момент, когда он заработал, было уже поздно. Закон о малом и среднем бизнесе – 209 ФЗ. Но и он, к сожалению, вышел настолько рамочным и недоделанным, что… Но в данном случае мы перечисляем победы, поэтому хорошо, что он вообще вышел.

Мы так и не смогли ничего сделать с естественными монополиями. Мы бились за бесплатное подключение к сетям, за снижение цен на топливо. И чтобы кто бы не говорил – все эти битвы на сегодня проиграны.

И это главная трагедия сотен и тысяч деловых людей, решивших что с ними будут общаться на равных. Что к их мнению – как к мнению экспертов – прислушаются.

Можно перечислить огромное количество поражений, которые мы, как общественные организации, как общественные деятели, принимаем лично на свой счёт, это и реформа ЕСН, это и недоработки с законом «О торговле», в законе «О проверках», хотя к последнему претензий меньше. Тенденция последних лет такова, что крупные лоббистские группы активно используют свои возможности в Госдуме, лоббируют законопроекты, законы, поправки к законам, которые им нужны и, к сожалению, каждый бизнес стремится быть монополией, мы к этому и приходим.

Так что же делать?..

На сегодняшний день ситуация зашла уже далеко. Выходы из положения есть. Скажу затертую до дыр фразу — чтобы выйти из сложившегося положения, нужна политическая воля. И сейчас есть воля, но, к сожалению, сейчас ситуация такова, что проблем море,  и даже президент или премьер,  не могут в ручном режиме контролировать все. Это  в том числе выражается в том, что  принимаются какие-то поправки в закон, которые, казалось бы, ничего не значат, но на самом деле в них даются новые возможности крупному бизнесу, отнимая их у малого. То же можно сказать и про государственные органы власти. Это новые полномочия госорганов —  МЧС, Ростехнадзора, Роспотребнадзора и т.д. К сожалению, тот процесс, который наметился в 2008 году, начинает отыгрываться в обратную сторону.

Значит ли это, что всё вокруг плохо и бизнесу не жить? Во-первых, у нас в России так заведено, что всякий злой умысел или злая воля, даже подкреплённая огромным количеством властных полномочий, всегда наталкивалась в конце концов на два серьёзных препятствия. Первое препятствие – это исполнители этой воли и умысла, которые интерпретировали ее по-своему. Второе – это те, на кого этот умысел, собственно, распространяется. Нет более живучего вида, чем предприниматель российский. Конечно нет какого-то определённого злого умысла каких-то конкретных людей. Так получается, что каждый преследует свои интересы. И эти интересы, к сожалению, в совокупности не отражают интересы малого и среднего бизнеса.

Если ситуация будет развиваться именно так, как сейчас, то ни о каких там дополнительных местах в малом и среднем бизнесе в ближайшие годы и тем более о его росте, говорить в принципе не приходится. Это абсолютно нереально.

Новый формат работы

На сегодняшний день все общественные, федеральные и региональные организации, которые должны представлять интересы малого бизнеса, ищут какой-то новый формат, какую-то новую изюминку поскольку все понимают — если дело касается каких-то серьёзных вопросов, серьёзных просьб к власти, то велика вероятность того, что просьба будет отклонена. Поэтому все в поиске. Ищут ключевой момент для собственного развития, смысла существования. В том числе и ОПОРА РОССИИ, и «Деловая Россия», которая сейчас опирается на АСИ (Агентство стратегических инициатив), надеясь, что раз это детище президента, то решения АСИ будут безусловно поддержаны всеми властными структурами и органами.

ОПОРА РОССИИ после последних выступлений против реформы ЕСН была не в фаворе, но сейчас ситуация несколько смягчилась.

Больше всего поражает тот факт, что все общественные предпринимательские организации в голос кричали, что реформа даст сугубо отрицательный эффект. В первый год налогов соберут чуть больше, зато весь малый бизнес уйдет в тень. Так и произошло! Я искренне уважаю президента РФ и премьера, знаю не понаслышке их как людей очень умных и дальновидных, но иногда они допускают, чтобы происходили какие-то вещи, которые просто в голове не укладываются! Ну как можно допустить реформу ЕСН или принятие закона «Антимагнитского»?!! Это же натуральное харакири.  Экономике прежде всего. И сегодня уже сами госорганы заявляют, что «да, общественные организации оказались правы, весь малый бизнес сидит в тени». Результаты работы В. Путина последних 7 лет пущены под нож им же самим ради того, чтобы заткнуть дыру на один год. Что будет в следующем году? Не известно.

Меж двух огней

Поэтому та же ОПОРА РОССИИ находится в состоянии глубокого поиска того, чем можно реально  помочь своим предпринимателям. Часто жалуются, что ОПОРА РОССИИ, представителем которой я являюсь, нисколько не помогает бизнесу, а бывает даже и все портит. С другой стороны, жалуются госорганы и властные структуры, говоря, «как же так, ОПОРА РОССИИ не даёт никаких сигналов, жалоб не передаёт». И вроде как ОПОРУ РОССИИ (да и не только) бьют с обеих сторон, что самое печальное.

Во-первых, отвечая на претензии со стороны властных органов, скажу так. На моей памяти за последние 6 лет в ОПОРУ РОССИИ обращаются только в том случае, когда уже не то чтобы в прокуратуру обратились, а когда уже все суды проиграны. И когда все суды проиграны, они обращаются в ОПОРУ РОССИИ, считая, что общественная организация, не обладающая никакими полномочиями, сможет что-то изменить. После это ОПОРА РОССИИ оказывается крайней, что так и не смогла помочь, а значит она бесполезна.

Во-вторых, отвечая на претензии предпринимателей, большинство обращений идут по таким ангажированным в регионе вопросам и связаны с влиятельными людьми, что решать этот вопрос в существующей ситуации практически невозможно. Есть маленький процент – порядка 3% обращений, когда подают на действия рядовых сотрудников, а не только начальников каких-то органов, налоговых, например, или той же прокуратуры. И когда мы передаём вот эти, правильно интерпретируемые обращения, тогда получается положительный результат. Но это тоже воспринимается так, словно это так и должно быть. При этом все прекрасно понимают, что ОПОРА РОССИИ и «Деловая Россия» отстаивают интересы предпринимательского сообщества в целом. Но когда заходит вопрос о том, что давайте мы за вас будем решать системные вопросы. Чтобы нам, той же ОПОРЕ РОССИИ, быть независимой от каких-то властных структур, нам нужно содержать штат людей. А штат людей мы можем содержать на деньги, а их мы можем взять только у вас как у людей, которые заинтересованы, как и мы, в том, чтобы в России было нормальное правовое государство.

Условно говоря, по уставному взносу 3200 рублей в год мы получаем ежегодно 50% невыплат. То есть предприниматели на полном серьёзе говорят, что не будут платить деньги, потому что мы, ОПОРА РОССИИ, ничего для них не сделали. Не кажется ли это смешным, что за 3200 рублей в год общественная организация что-то конкретно должна кому-то сделать. Мы ставим вопрос  по другому. Хорошо. Давайте мы дадим вам 3200 рублей, а вы за это «подгоните» нам контракт миллиона хотя бы на 2? И получаем ответ – но вы же общественники. Вы сами на это подписались! Во-первых, не мы конкретно, а все мы – и вы в том числе – вместе! Вы членские взносы платите за то, чтобы в Москве сидели юристы, которые бы занимались тем, что контролировали законы на предмет возможных проблем для малого бизнеса. Чтобы исполнительная дирекция готовила материалы, а руководство доносило до первых лиц ваши проблемы. Чтобы та же исполнительная дирекция смогла бы дать по первому вашему запросу координаты другого предпринимателя в любой точки страны, с которым у вас мог бы быть общий интерес. А если вы хотите получить где-нибудь в Питере контракт на 10 миллионов рублей, я вам дам адрес фирмы, которая  занимается платным консалтингом. Она вам точно поможет!

По большому счёту, мы уже давно прошли ту стадию, когда нас такое отношение сильно расстраивало. Если люди не хотят сами себе помогать, ради Бога. Если им принципиально, что 3200 рублей в год для них лично не отработано, значит это их проблемы и пусть они живут с ними дальше. Ну не заплатят один раз, не заплатят другой раз и независимой ОПОРЫ РОССИИ или «Деловой России» не станет. И тогда пропадёт вообще последний мостик хоть какого-то взаимопонимания между властными структурами и предпринимателями. И  предприниматели останутся один на один с госмашиной.

Наумов Артем, cпециально для «Вовремя.ру»
Наумов Артем

Член совета Татарстанского РО ОПОРА РОССИИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

Азат Газизов: «Природа — это не то, что мы получили от родителей, а то, что мы взяли взаймы у внуков!»

Член центрального штаба ОНФ Азат Газизов рассказал о незаконных вырубках леса, несовершенстве лесного кодекса и борьбе с черными лесорубами. Можно ли остановить незаконное уничтожение лесов в России, и как вырубка лесов влияет на экологию страны?

Инвестиционные туры: опыт Абхазии и Татарстана

Вице-президент «ОПОРЫ России» Азат Газизов рассказал о возможностях и условиях инвестирования в регионы для малого и среднего бизнеса. «Пора переходить на новый уровень работы с инвесторами – создание на территориях готовых кейсов «инвестиционных ниш».

Итоговый ролик по Всероссийскому форуму «ОПОРЫ России»

Отчетный ролик по итогам Всероссийского форума «Малый и средний бизнес: региональные точки роста», организованного ТРО «ОПОРА России» 12-13 декабря в Казани.

29 января 2015 Читать далее →

Валерий Васюнин: «Не нужно создавать прецеденты ухода предпринимателей в тень»

Информационная служба ТРО «ОПОРА России» в рамках форума лидеров региональных отделений «ОПОРЫ России» получила возможность побеседовать с председателем регионального отделения «ОПОРЫ России» в городе Севастополе, генеральным директором ООО «Российский стандарт» Валерием Васюниным.

29 января 2015 Читать далее →

Олег Гайсин: «Арендная ставка привязана к доллару»

Член ТРО «ОПОРА России» Олег Гайсин рассказал о непростой ситуации, в которую попал малый и средний бизнес в сфере торговли.

28 января 2015 Читать далее →

Биляев: «Налоги влияют на саму целесообразность ведения бизнеса»

Член ТРО «ОПОРА России» Фанис Биляев поделился своими опасениями относительно непредсказуемости российской налоговой системы с информационной службой ТРО.

28 января 2015 Читать далее →

Победители «Золотой сотни предпринимателей Татарстана — 2014»

«Вовремя» публикует список победителей проходившего в декабре конкурса среди предпринимателей Татарстана «Золотая сотня».

28 января 2015 Читать далее →