Стартапы России-5

26.02.2014

Прорывные российские проекты – взгляд изнутри.

«Вовремя» уверено, рано или поздно российские интернет-проекты будут не менее известны, чем какой-нибудь Google. Как знать, может наше издание первым откроет читателям будущую звезду.

Есть много скептиков (в том числе и среди экспертного сообщества), предрекающих крах российской экономики. Но ведь будущего не существует. Каким оно будет, насколько быстро мы сможем избавиться от сырьевой зависимости, зависит от каждого из нас. Но в первую очередь, от тех молодых предпринимателей, мнение которых сегодня делится наше издание.

Напоминаем, мы выбрали несколько проектов, прошедших трехмесячную акселерацию в Фонде развития интернет-инициатив  АСИ. Мы поинтересовались у участников их мнением о развитии интернет-индустрии в России. Вот вопросы от «Вовремя»:

1.Что мешает развитию интернет-проектов в России (или, по другому с какими проблемами Вам пришлось столкнуться при реализации стартапа)?
2. Какие примерно средства нужно вложить для создания успешного проекта? Возможно ли обойтись без стартового капитала?
3. Какие ниши в сегменте онлайн-стартапов по Вашему мнению наиболее перспективны?

 

Сегодня мы публикуем ещё 3 полученных ответа.

 

Павел Кухарчик, директор по развитию проекта «Хочу-Это»

Проект представляет систему автоматизации для отелей. Она позволяет оптимизировать внутренние и внешние бизнес-процессы. Включает в себя программы SimpleOrder — учет в малых отелях и Channel manager – инструмент управления канала продаж. Эту систему уже используют 270 отелей.

Ответы Кухарчика:

1. В нашем случае особых проблем не наблюдалось, основной проблемой было отсутствие опыта предпринимательства, как такового. Также к проблемам можно отнести то, что изначально мы абсолютно не знали, какие отчетности и кому мы должны сдавать. В связи с чем, и получили достаточно штрафов от пенсионного фонда и налоговой инспекции.

2. В нашем случае вложения составили более 5 млн руб, причем, на разработку пришлось 3-4 млн. Возможно, это связано с тем, что изначально мы видели бизнес-модель иной, поэтому особо не продвигали программное обеспечение. Без стартового капитала обойтись возможно, если позволяют сбережения, или если изначально есть клиент, готовый платить первые деньги, которые позволят содержать команду.

3. На мой взгляд, среди онлайнов в перспективе будут наиболее популярными стартапы, отслеживающие состояние человека, ведущие его анализы и дающие рекомендации по образу жизни. Причины — время «жизни клиента», полезность. 

 

Игорь Павлов, руководитель проекта eZWay

Это мобильное приложение и web-сервис, которые делают более “умным» автомобиль. Приложение позволяет – экономить до 30% на бензине, экономить до 1000 рублей во время услуги по диагностике автомобиля в автосервисе, получить статистику поездок и поломок. А также программа делает своего пользователя частью 10000-го комьюнити автомобилистов. Лишний совет никогда не помешает!

Ответы Павлова:

1. На мой взгляд, в настоящий момент в России вполне благоприятные условия для создания стартапов. Если говорить о больших городах, а главный офис компании «Изивэй» находится в Санкт-Петербурге, то, с одной стороны, уже можно получить недорогой или даже бесплатный офис в городских бизнес-инкубаторах либо инкубаторах при университетах. С другой стороны, существуют программы финансовой поддержки, например, программа «Старт», предоставляющая безвозмездные денежные гранты в размере 1 млн рублей от Фонда Бортника. Совсем недавно был принят закон о снижении страховых выплат для it-компаний численностью от 7 человек, а всем известно, что зарплаты — одна из самых высоких статей расходов в стартапах. Таким образом, в целом, ситуация позитивна.

Если говорить о наших проблемах — мы относимся к классу «железных» проектов с основополагающей физической составляющей и это вносит определенные нюансы. Все контрактное производство автомобильных ezway-адаптеров размещено в Китае. Это сложности и с контролем качества и с логистикой и с таможней и с сертификацией продукции. Плюс, по нашему опыту, хорошую продукцию можно получить, сделав не менее трех производственных попыток, а это и долго и дорого. Не любой стартап может позволить себе такие затраты и немногие инвесторы хотят в это вкладывать. Опять же, в России hardware-стартапы можно сосчитать по пальцам двух рук — порой попросту не к кому пойти за экспертизой и советом.

2. Пока eZWay работает только в онлайне, оффлайн-дистрибуция запланирована во втором квартале этого года. На создание и запуск бета-версии продукта, готового к первым продажам, было потрачено 3 миллиона рублей. В процентном отношении на продукт (исследование потребителя и его проблем, тестирование гипотез о ключевых ценностях и правильной «упаковки» продукта, создание прототипов мобильного приложения и веб-сервиса, итеративное изменение продукта, основанное на обратной связи с рынка) компания потратила 90% денег, на первичный запуск и «покупку» первых клиентов — 10%. Сейчас в автоклубе eZWay зарегистрировано 15000 автомобилистов, 1500 автомобилей в 10 странах мира ежемесячно подключаются к наших серверам. Оборот компании — 200.000 руб/мес. Для достижения таких показателей мы привлекли 25.000$ инвестиционных денег, остальное вложили своими деньгами и временем. Без капитала обойтись можно, но, на мой взгляд, лучше найти инвестора-партнера и владеть 50% компании общей стоимостью 1.000.000$, чем владеть 100% компании общей стоимостью 1.000$. А если ниша, в которой находится проект, развивается крайне динамично, отсутствие у вас денег в определенный момент может отпустить конкурентов далеко вперед.  По этой причине для роста до 5000 автомобилей, выхода на безубыточность, вывода продукта из статуса «бета», мы привлекаем дополнительные 300.000$ инвестиционных средств.

3. Сегмент автомобильного рынка и стартапов, работающих в этой отрасли, сильно недооценен. Мы прогнозируем рост автомобильных проектов, что повлечет изменение рынка страхования автомобилей, рынка диагностики с обслуживанием автомобилей и приведет к появлению новых каналов привлечения покупателей в автосалоны. Кроме того, мы наблюдаем лавинообразный рост «интернета вещей» на западе. Это всевозможные беговые браслеты, «умные» часы, носки, кроссовки, весы, замки для дверей, термостаты и прочие гаджеты для смартфонов. Для западных проектов потребительский рынок России малоинтересен, что дает хороший шанс запуска локальных бизнесов. 

 

Владимир Мохте, генеральный директор проекта «Просто Клуб Бритв»

Это первый в России онлайн-сервис по продаже бритвенных станков и сменных картриджей. Курьерская служба доставляет необходимое для бритья автоматически, прямо к порогу дома. Программа сама знает, когда надо менять станок. Кроме того, прогррама позволяет экономить на бритвах. В планах компании расширить клиентский сервис за счет сопутствующих товаров.

Ответы Мохте:

1. Нельзя однозначно сказать, что на данный момент существуют какие-либо жесткие проблемы или ограничения для развития интернет-проектов в России. Безусловно, при реализации своего проекта ты сталкиваешься с теми или иными сложностями, но в виду очень активного развития интернет-среды всегда находятся способы решения этих проблем. Если лидер проекта готов и, главное, стремится реализовывать свой проект, то все возникающие сложности получится решить и добиться поставленной цели. 

2.  Успешность проекта не зависит напрямую от количества вложенных денег, ведь деньги необходимо расходовать с умом и четко понимать, что ты хочешь получить на выходе. Более того, может оказаться, что создаваемый проект просто не нужен рынку, так как в этом нет потребности. Здесь важно провести комплексный анализ и выявить действительно существующие проблемы рынка и пользователей, которые может решать создаваемый интернет-проект. Но, безусловно, без стартовых денег сложно начинать проекты, например в e-commerce, когда тебе сначала необходимо затратить денежные средства на создание интернет-ресурса, создание складских запасов, привлечение первых пользователей и только потом получится сформировать первую выручку и прибыль — в e-commerce получается серьезный отложенный эффект при получении первых денег. Это важно учитывать и понимать при реализации своего стартапа. 

3.В онлайн-бизнесе, ровно как и в любом другом бизнесе, наиболее важным является наличие реальных и насущных проблем рынка и пользователей, на решение которых будет направлен твой бизнес-проект. Другими словами, наиболее перспективной будет та ниша, где удастся чем-то помочь пользователям, решить их головную боль и упростить их жизнь. В данном контексте лучшая ниша для онлайн-стартапов будет находиться на стыке оффлайна и онлайна, где удастся перенести удовлетворение потребностей пользователя в онлайн-среду и тем самым облегчить людям жизнь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Стартапы России-4

«Вовремя» продолжает знакомить читателей с мыслями российских интернет-предпринимателей. Может собственных Ньютоном земля российская рожать. Даже в такой продвинутой сфере как …

19 февраля 2014 Читать далее →

Стартапы России-3

Старпатеры делятся своим богатым опытом. «Вовремя» продолжает доказывать, что Россия имеет реальный шанс стать высокотехнологичной державой. Для этого надо всего …

13 февраля 2014 Читать далее →

Стартапы России-2

Что волнует молодых российских предпринимателей? «Вовремя» продолжает публиковать результаты опроса представителей онлайн-стартапов, созданных в России. Напоминаем, что корреспондент нашего издания …

12 февраля 2014 Читать далее →