Стартапы России-4

19.02.2014

«Вовремя» продолжает знакомить читателей с мыслями российских интернет-предпринимателей.

Может собственных Ньютоном земля российская рожать. Даже в такой продвинутой сфере как интернет-проекты. Чтобы доказать этот тезис, некоторое время назад «Вовремя» разослало некоторые вопросы молодым предпринимателям, стартапы которых прошли акселерацию в Фонде развития интернет-инициатив при АСИ. Нас интересовали перспективы развития старпатов в России.

Напоминаем ещё раз наши вопросы:

1.Что мешает развитию интернет-проектов в России (или, по другому с какими проблемами Вам пришлось столкнуться при реализации стартапа)?
2. Какие примерно средства нужно вложить для создания успешного проекта? Возможно ли обойтись без стартового капитала?
3. Какие ниши в сегменте онлайн-стартапов по Вашему мнению наиболее перспективны?

Мы публикуем ещё 2 ответа, полученных от предпринимателей, занимающихся онлайн-стартапами.

 

 Андрей Северюхин, генеральный директор проекта PMI

Picture Manipulation Inspector – это автоматизированная система контроля подлинности фотографий. Данная программа позволяет с точностью 99,95% определить изменялась ли фото и если изменялось, то как. Программа разработана компанией SMTDP Tech, которая была основана относительно недавно (в 2011 году) международной группой специалистов.

Северюхин решил побольше рассказать о становлении проекта:

«Первоначально мы планировали выйти на Россию с европейского плацдарма, даже домен взяли .de, предварительно найдя партнеров на территории Германии в Гамбурге. Основная трудность, с которой мы боялись столкнуться — это недоверие европейцев к российской компании, особенно позиционирующей себя в сегменте компьютерной безопасности и борьбы с терроризмом (как мы изначально планировали). Кроме всего прочего, нас всегда волновал вопрос защиты интеллектуальной собственности, но об этом нужно отдельно писать. В России ничто не мешает развитию проектов, кроме того, что есть такое интересное словосочетание как «административный ресурс» и без него большое дело в определенных сегментах деятельности просто невозможно построить. Именно поэтому мы и выбрали ФРИИ в качестве исключительной возможности стартовать из России на весь мир в сегменте компьютерная безопасность, в итоге пришлось еще и домен .ru забивать. Акселератор полностью оправдал свое назначение — явным образом пропустил нашу историю от формата стартапа до целостного бизнеса со сбалансированной акционерской структурой и налаженной схемой операционной работы (проверка гипотез-разработка-продажи).  

По счастливому стечению обстоятельств мне удалось 24 января в течение часа обсудить в Доме Зингера с Павлом Дуровым тему зарабатывания огромных денег в России. По мнению Павла такие возможности определенно имеются, но чтобы сделать дело «Всей Своей Жизни» в РФ, необходимо учесть два ключевых момента: не впускать в свой бизнес инвесторов, поскольку рано или поздно они не смогут договориться между собой и Дело должно быть масштабируемо за пределы России. Эти два момента — бесценный опыт, который Павел со своим братом Николаем Дуровым вынесли из создания ВКонтакте и то, что они намереваются учесть в развитии своего нового бизнеса Мессенджера Telegram. Той же ночью со страницы Павла я узнал, что он продал свою долю в социальной сети. 

 

Возвращаясь к нам, могу сказать, что позволить себе создание большого интернет-проекта без существенного стартового капитала просто нереально. Нам повезло, поскольку параллельно мы с братьями с 2006 года занимались поставками техники в ряд крупных компании и эта деятельность позволяла нам инвестировать в свою будущую IT-компанию. До участия в программе акселератора на разработку одного только продукта Picture Manipulation Inspector (PMI) нами уже было потрачено более 4 млн. руб. Ключевым правилом в подобной деятельности, мне кажется, является правило готовности все потерять, вообще все. Мы всегда жили с братьями весьма скромно, вечные долги за ЖКХ и т. п, без супер отдыха за рубежом и покупок классных тачек. Все, что у нас было — мы всегда инвестировали в проект. В частности, это одна из причин, по которой мама моего ребенка рассталась со мной. Буквально на днях я экстренно продал свою машину, на которой забирал ребенка из садика, чтобы выплатить людям зарплаты, пока инвестиционные деньги еще не поступили». 

 

А вот ответы на наши вопросы  Алексея Кузнецова, коммерческого директора этой компании:

1. В России (в сфере IT) можно заниматься только определенными типами проектов, в первую очередь построенных на рекламной модели, играми и безопасностью. Например, нет смысла заниматься решениями для повышения эффективности работы компаний (чтобы что-то повышать, нужно чтобы в компаниях умели считать эту эффективность — но даже лидирующие компании не умеют это делать).  Таким образом — самое мешающее развитию IT-бизнеса — это отсутствие во многих сегментах платежеспособного спроса. 

 

Другая особенность российского рынка — это концентрация всех ресурсов в одном городе — Москве. Это приводит к тому, что компаниям из регионов все равно нужно переводит офисы продаж в Москву. Нам повезло — на этапе разработки продукта мы взаимодействовали с компанией ERGO, центр офис которой находится в СПБ, также как и нашего партнера — компании ЛАТ  и Белкасофт.  

Проблема еще со стартапами всегда есть в порочном круге: сделайте продукт и подтвердите модель, тогда дадим денег. Но эта проблема по-тихоньку уходит, есть фонд Бортника, многие могут финансировать первые разработки из своей зарплаты или из средств семьи, друзей.  

2. Есть более менее показательная выборка, заключающаяся в том, что для первого этапа нужно вложить $100 000. На эти деньги можно проверить спрос на разработку и сделать первую версию. Без стартового капитала можно сделать либо что-то очень простое и легко копируемое, либо нужен якорный заказчик (который по сути профинансирует указанную сумму). Если делается что-то простое, то значит там вся сложность в продвижение — а это очень дорогое занятие.  

Дальше если есть финансовый ресурс в размере 150 000 -200 000 рублей в месяц на ключевых людей: разработка и привлечение клиентов, то можно за год-полтора дорастить компанию до самоокупаемости в размере до 500 000 рублей месяц. Но если пойти по такому пути, без привлечения инвестиций, то очень большие риски возникают: 

— что появится тот, кто вложит около 1 млн долларов и построит компанию на твоем рынке с выручкой 3 млн в месяц 

— не хватит терпения и после такого непростого пути уже продолжать заниматься проектом не захочется

— на указанные суммы не взять высококлассных разработчиков и специалистов в команду, поэтому качество проекта в итоге будет сомнительным: его не возможно будет развивать дальше.

 3. Перспективные ниши в России:

— я бы следил активно за развитием 3D принтеров, как только по ним экономика станет нормлаьной, начнется массовое внедрение, которое за собой приведет кучу вспомогательных направлений и бизнесов: логистика материалов для принтеров, чертежи, интеллектуальная собственность

— обработка данных, которые сохраняются в результате вывода на рынок новых устройств (в области медицины, google glass, данные с автомобилей, открытие государственных реестров, устройства с gps, оцифровка книг и научной литературы, социальные сети, данные тех осмотров автомобилей). Нужно научиться доставать эти данные и визуализировать — и позволит сделать интересные и возможно полезные инструменты для пользователей.

— как только сфера ЖКХ станет более прозрачной (появтся механизмы конкуренции) — там появится масса возможностей, так как граждане и предприятия направляют на эти затраты безумные бюджеты, поэтому все заинтересованы чтобы их снизить. Например, можно начать с рейтинга управляющих компаний. 

Основной совет по выбору ниш для стартаперов — нужно либо быть профессионалом в какой-то отрасли (или привлечь такого профессионала) или заниматься совсем новыми нишами (формирующимися), чтобы к моменту их активного развития стать уже там профессионалами. Второй подход позволит сильно сэкономить на продвижении в поисковиках — вначале про это никто не думает.    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Стартапы России-5

Прорывные российские проекты – взгляд изнутри. «Вовремя» уверено, рано или поздно российские интернет-проекты будут не менее известны, чем какой-нибудь Google. …

26 февраля 2014 Читать далее →

Стартапы России-3

Старпатеры делятся своим богатым опытом. «Вовремя» продолжает доказывать, что Россия имеет реальный шанс стать высокотехнологичной державой. Для этого надо всего …

13 февраля 2014 Читать далее →

Стартапы России-2

Что волнует молодых российских предпринимателей? «Вовремя» продолжает публиковать результаты опроса представителей онлайн-стартапов, созданных в России. Напоминаем, что корреспондент нашего издания …

12 февраля 2014 Читать далее →