Стартапы России-2

12.02.2014

Что волнует молодых российских предпринимателей?

«Вовремя» продолжает публиковать результаты опроса представителей онлайн-стартапов, созданных в России. Напоминаем, что корреспондент нашего издания задавал несколько вопросов участникам акселерации бизнес-проектов, проводимой Фондом развития интернет-инициатив при АСИ. Вот что это были за вопросы:

1. Что мешает развитию интернет-проектов в России (или, по другому с какими проблемами Вам пришлось столкнуться при реализации стартапа)?
2. Какие примерно средства нужно вложить для создания успешного? Возможно ли обойтись без стартового капитала?
3. Какие ниши в сегменте онлайн-стартапов по Вашему мнению наиболее перспективны?
 

Сегодня мы публикуем ещё 2 полученных ответа.

 

Алексей Доманов, партнер проекта PIC5

Проект представляет из себя онлайн-сервис по профессиональному улучшению практически любой фотографии. Любой пользователь может с помощью него «апгрейдить» свое фото быстро и, главное, качественно. Проект  работает в СНГ. Тестировался в англоязычных и испаноязычных странах (не смотря на то, что проект относительно молодой). Аудитория представлена так в b2c, так и в b2b секторах — от пользователей социальных сетей до интернет-магазинов. В этом месяце сервис будет интегрирован в одну из крупнейших российских социальных сетей.

Ответы Доманова:
1) Проблем не много, они носят скорее системный характер.

Мало людей, увлекающихся интернет-бизнесом (стартапы — дело молодых). На мой взгляд, прививать культуру предпринимательства нужно еще со школы. Я начал зарабатывать в 15 лет, сейчас мне 21 и это уже не первый мой бизнес. Успех же приходит только с опытом и «набитыми шишками». У нас же везде только пугают рисками этой профессии, создается негативный образ предпринимателя. Это, к сожалению, отталкивает от ниши много талантливых ребят.

Из конкретных трудностей назвал бы бюрократическую волокиту в регистрации ИП/ООО и ведении налоговой отчетности, отсутствие «налоговых каникул» для начинающих предпринимателей, непонимание государственными институтами (особенно в регионах) важности интернета, как сферы бизнеса. 

2) В зависимости от конкретного проекта — от тысячи рублей до миллиона долларов.

Большинство задач при построении бизнеса в интернете можно решить и без капитала, обладая какими-то простейшими навыками. Главное — упорство. Бери и продавай. Основные затраты в стартапах (до 90%) связаны с зарплатой сотрудникам. Если команда работает «за долю» — эти расходы возможно свести к нулю (до того момента, пока стартап не начнет зарабатывать). Остальные 10% связаны с тестами ниш и текущими затратами на поддержание проекта (хостинг/сервисы).

Каких-то капиталовложений требуют только проекты с серьёзными технологическими инновациями. 

3) Тут можно сказать о тонком балансе между инновациями и существующим рынком.

В первом случае есть риск, что это никому не будет нужно, а во втором, как правило, — есть конкуренция. Всё зависит от амбиций и упорства самого стартапера. Ниш огромное количество. Активно развивается рынок мобильных приложений (в мире уже более миллиарда девайсов) — но и там есть десятки своих направлений. Игры, онлайн-образование, коммуникации, торговля. В каждой нише есть плюсы и минусы.

 

Андрей Маклаков, руководитель проекта МаркетМиксер

Это краудсорсинговый модерируемый онлайн-сервис, который задает стандарт общения интернет-магазинов с поставщиками.

МаркетМиксер умеет находить одинаковые товары в разных предложениях поставщиков и отдает их магазинам в агрегированном структурированном виде. Проект обладает собственной, проверенной временем, технологии синтаксического разбора строк прайс-листов с аналитическим дополнением недостающих данных. МаркетМиксер агрегирует свежие остатки и актуальные цены, обновляемые в реальном времени. Магазины могут автоматически создавать свой ассортимент с помощью гибких фильтров из предложений поставщиков. Магазины избавляются от рутинного труда и человеческого фактора и могут принимать и обрабатывать больше заказов. Магазины могут удобно создавать предложение для своей витрины на основе лучшей закупочной цены. Магазины могут одинаково удобно работать как с данными поставщиков в системе, так и самостоятельно загружать неподготовленные прайс-листы своего поставщика или своего склада.

 

Ответы Маклакова:

  1. Всегда есть множество факторов, которые как бы мешают. Вместо обобщения всех факторов, я лучше приведу реальный пример, пример нашего стартапа. МаркетМиксер пережил 2 серьезнейших кризиса, после которых мы были невероятно близки к закрытию проекта. Кризис 1 наступил в момент, когда мы поняли, что потратили 3/4 собственных инвестиций в проект, осталась всего четверть, а продукт, который мы разрабатывали, не работал и не мог показать почти никакого результата. Конечно, мы обнаружили проблему раньше, но даже внедрив различные системы контроля, мы просто не успевали скорректировать наши действия. В итоге, мы приняли очень тяжелое для себя решение — забыть в 3/4 днег и на оставшуюся 1/4 сделать все снова и правильно. И у нас получилось! Мы сделали МаркетМиксер за 1/4 от планируемых изначально денег! Наверное, так считать неправильно, потому что 3/4 ушли в наше обучение на собственных ошибках. 

Но нас подстерегал второй не менее серьезный кризис — к моменту запуска системы для клиентов управляющий нашим проектом был вынужден по семейным обстоятельствам и здоровью переключиться и оставить проект. Это серьезно угрожало потерей проекта, потому что потеря ключевого фаундера высоко-технологичного проекта — это очень серьезный удар. Особенно в ситуации, когда инвестиции уже закончились совсем. Проект мог только выжить за счет себя самого и клиентов. Тогда мы приняли еще одно решение, и я взял на себя полное управление проектом. Мы отказались от офиса, мы сократили часть персонала, мы вернули большую часть долгов, мы снова поставили на ноги процесс разработки и… проект начал снова развиваться. Я получил шквал обвинений и криков от клиентов, у нас ничего толком не работало, ошибки вылезали повсеместно, во всех внутренних системах, иногда критичных для пользователей. Уверен, мы тогда растеряли часть клиентов, и я их понимаю. Но большая часть, как это ни странно… осталась.

Нам довольно тяжело и сейчас, проект живет за счет собственных средств, отказывая себе во многом. Это сильно тормозит развитие. Но к счастью, мы вышли из кризисов, готовы развиваться и знаем, что делать в кризисной ситуации. Те, кто еще через кризис не прошел, всегда рискуют его не пройти.

2. Небольшие средства конечно нужны. Большие средства — скорее вредны в начале пути. Самое лучшее, что я мог бы посоветовать — перечитать The Lean Startup Эрика Риса и постараться применить принципы, которые он описывает. А именно, все идеи надо тестировать чтобы превращать их из гипотиз в факты. И внимательно слушать клиентов. К счастью, развитие интернета позволяет тестировать гипотезы быстро и дешево. В простейшем случае, требуется получше составить критерии тестирования, сделать несколько посадочных страниц и запустить на них траффик с Яндекс Директ. Это не дорого. Может стоить от 1 до 10 тыс рублей всего.

Честно признаюсь, на эти грабли мы тоже наступали, нам стоило тестировать лучше — избежали бы многих ошибок.

Ну а, получив результаты тестов, нужно построить финансовую модель с прогнозом и только она покажет, сколько денег нужно. Ведь это сильно зависит от бизнес-модели проекта и его рынка. 

3. Ниш действительно много. Более того, постоянно появляются новые. На мой взгляд, очень перспективны потребительские рынки. В разных своих проявлениях. Так называемая «консьюмеризация», активно поддерживаемся ведущими компаниями мира, такими как Microsoft, Google, Apple и прочими, уже поглотила всех и вся, и даже корпоративный сегмент. Поэтому я считаю чрезвычайно интересным как B2C, так и B2B-проекты в любом сегменте смежном с товарами народного потребления. 

Правда, очень важно понимать, что перспективность сильно зависит от региона и традиций, на котором работает проект. Можно рассматривать глобальный рынок, но не каждый проект станет глобальным. Даже если будет это планировать. Нужно хорошо учитывать национальные особенности, понимать разницу в подходах, иметь у себя или рядом опытных специалистов, кто поможет. Все возможно, и у кого-нибудь обязательно получится!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Стартапы России-5

Прорывные российские проекты – взгляд изнутри. «Вовремя» уверено, рано или поздно российские интернет-проекты будут не менее известны, чем какой-нибудь Google. …

26 февраля 2014 Читать далее →

Стартапы России-4

«Вовремя» продолжает знакомить читателей с мыслями российских интернет-предпринимателей. Может собственных Ньютоном земля российская рожать. Даже в такой продвинутой сфере как …

19 февраля 2014 Читать далее →

Стартапы России-3

Старпатеры делятся своим богатым опытом. «Вовремя» продолжает доказывать, что Россия имеет реальный шанс стать высокотехнологичной державой. Для этого надо всего …

13 февраля 2014 Читать далее →