Стартапы России-3

13.02.2014

Старпатеры делятся своим богатым опытом.

«Вовремя» продолжает доказывать, что Россия имеет реальный шанс стать высокотехнологичной державой. Для этого надо всего ничего – не мешать молодым (и не очень) предпринимателям воплощать свои идеи в реальность.

Как выяснилось, у нас немало проектов, связанных с интернетом и передовыми технологиями. Мы напоминаем, что задавали вопросы предпринимателям, прошедшим акселерацию в Фонде развития интернет-инициатив АСИ.

Вот список вопросов от «Вовремя»:

1. Что мешает развитию интернет-проектов в России (или, по другому, с какими проблемами Вам пришлось столкнуться при реализации стартапа)?
2.  Какие примерно средства нужно вложить для создания успешного проекта? Возможно ли обойтись без стартового капитала?
3.  Какие ниши в сегменте онлайн-стартапов по Вашему мнению наиболее перспективны?

И сегодня мы публикуем ещё 3 полученных ответа.

 

Николай Шевцов, директор проекта Weatlas

Проект предлагает бронирование онлайн-экскурсий и иных развлечений по всему миру. Он сотрудничает с лицензированными гидами в разных точка планеты. Заказать понравившуюся экскурсию (хоть на завтра) можно в 2 клика.

Ответы Шевцова:

1. Самое сложное — это поверить в себя, так как у нас в стране не развита культура предпринимательства. Многие люди работают в офисе с 9 до 18 часов, и даже не предполагают, что гораздо интереснее работать на себя.

2. Это сильно зависит от тематики вашего проекта и опыта основателей. В нашем проекте большая часть затрат ушла на дизайн и разработку — мы взяли на работу дизайнера и разработчиков. В случае, если у вас есть соответствующие навыки, можно значительно сэкономить, но совсем обойтись без стартового капитала не получится. Можно предложить вашим знакомым поучаствовать в интересном приключении под названием “Ваш проект”, и вложить недостающую сумму.

3. Мне кажется, будущее за мобильными приложениями — телефон всегда под рукой, и все что связано с мобильной коммерцией будет развиваться быстрыми темпами.  

Александр Волощук, основатель Dr. Tariff

Проект нацелен на анализ разговоров, сообщений и мобильного трафика. С помощью приложения легко подобрать оптимальный тариф. На сегодня оптимизатор был запущен более миллиона раз. Более 200 тысяч пользователей скачали приложение. Создана база из более 2500 тарифов от Билайна, Мегафона, МТС и Tele2.

Ответы Волощука:

1. Внешних ограничений практически нет. Число интернет-пользователей у нас самое большое в Европе. У меня были сложности, связанные с тем, что это первый проект в сфере мобильных приложений. Но всему постепенно научился.

2. Да, можно. В приложениях нужна команда из четырех человек — лидер проекта, front-разработчик, back-разработчик и дизайнер. На первое время этого достаточно и вложения только на разработку идут. Несколько сот тысяч рублей вполне достаточно, чтобы проверить MVP на выживание.

3. Образование. Сбор информации о себе и друзьях (self tracking, google glass, etc). Новые виды сервисов коммуникации (мессенджеры, соцсети для соседей и т. п.). 

Андрей Мороз, руководитель проекта Newswired

Newswired – это платформа для создания цифровых журналов для iPad, Android, Kidle и web. Платформа позволяет выпускать журнал за срок – от 1 дня. У проекта есть клиенты в России и ЮАР.

Ответы Мороза:

1. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, для начала надо понять что такое стартап. Сейчас чаще всего применяют слово стартап для обозначения маленькой компании с большими планами, которая находится в поисках бизнес модели и/или ее масштабирования. Обычно, такие компании на начальном этапе ничего не зарабатывают, поэтому большинство их проблем так или иначе связаны с финансами. Как правило, сотрудники таких компаний на этапе запуска и подготовке к росту получают сильно ниже рынка, и их мотивация — это опционы. К нашему большому сожалению, российское законодательство не имеет такого понятия, поэтому компании вынуждены уходить в Делавер, BVI или Кипр, просто чтобы иметь возможность раздавать опционы.

Стоит так же отметить довольно высокие налоги для малого бизнеса, причем, опять же основная нагрузка приходится на зарплатные налоги. Недавно приняли закон, дающий льготы небольшим компаниям (но больше 7 человек), однако типичный стартап — это 2-5 человек. Будем надеяться, со временем здесь тоже будут какие-то подвижки.

Еще один немаловажный фактор — привлечение инвестиций. К сожалению, рынка венчурных инвестиций в России практически нет. Большинство инвесторов готовы давать денег только тем компаниям, которым они уже не нужны. С появлением акселераторов, вроде Фонда Развития Интернет Инициатив (ФРИИ) появился хороший вариант для амбициозных стартапов. Они помогают не только финансово, но и отличными образовательными программами, которые позволяют принимать правильные бизнес-решения значительно быстрее и реализовывать их менее затратно.

2. Некоторые стартапы развиваются за свои деньги, и чувствуют себя при этом достаточно неплохо, однако, сейчас рынок довольно насыщенный и придумать что-то супер успешное без денег довольно сложно. Даже, казалось бы, таким простым стартапам как различные мобильные приложения нужны вполне ощутимые затраты на маркетинг.

Допустим, вы делаете мобильное приложение для фитнеса. Если основатели сами программируют, это может занять 1-2 месяца активной работы, считайте, они вложили свои зарплаты. Пусть будет $4000 каждый.

Вам так же понадобится дизайнер, для простоты предположим те же $4000. Небольшие административные расходы: оплата учетных записей в AppStore, Google Play и других, ну пусть $500.

Итак, вы потратили $8500 и опубликовали свое приложение. Но его же никто не скачивает. Готовьте еще денег на маркетинг. Допустим, одна целевая установка стоит $2, а чтобы подняться на вершину чартов в вашей категории нужно 10000 установок. Еще $20 000. А дальше уже все зависит от вашей способности монетизировать приложение. Если вы его продаете — то затраты на маркетинг существенно вырастают, а конверсия падает. Если раздаете бесплатно и продаете дополнительные функции, опять же — считайте конверсию: 10 000 скачали, 1 000 заплатили по $1. Получается, при затратах в $28500 вы заработали… $1000. Но погодите, магазины тоже возьмут свое, и вам останется всего $700. А вот как сделать так, чтобы зарабатывать — этому и учат в акселераторах.

И это самый простой вариант стартапа. Если же говорить про что-то посложнее, типа B2B продуктов, где цикл продаж может занимать 2-3 месяца, получается что командам требуется существенное денежное вливание, чтобы оставаться на плаву до достижения точки безубыточности.

3. Я считаю, что мобильные технологии, несомненно, останутся главным трендом ближайших 2-3 лет. Достаточно посмотреть на темпы роста продаж смартфонов и планшетов, и все станет ясно. А там качественных реализаций в некоторых нишах до сих пор не хватает. Например, мобильных кошельков, мобильных покупок (mCommerce). Думаю, мобильные технологии и технологии на стыке мобильных и оффлайн мира и будут основной точкой возникновения стартапов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Стартапы России-5

Прорывные российские проекты – взгляд изнутри. «Вовремя» уверено, рано или поздно российские интернет-проекты будут не менее известны, чем какой-нибудь Google. …

26 февраля 2014 Читать далее →

Стартапы России-4

«Вовремя» продолжает знакомить читателей с мыслями российских интернет-предпринимателей. Может собственных Ньютоном земля российская рожать. Даже в такой продвинутой сфере как …

19 февраля 2014 Читать далее →

Стартапы России-2

Что волнует молодых российских предпринимателей? «Вовремя» продолжает публиковать результаты опроса представителей онлайн-стартапов, созданных в России. Напоминаем, что корреспондент нашего издания …

12 февраля 2014 Читать далее →