Я буду рассказывать про свой опыт. У многих клиентов, которые обращаются ко мне, я выделяю основные потребности, с которыми они чаще всего обращаются. Пытаясь найти причинно-следственную связь, я выделил несколько моментов, с которыми руководитель чаще всего сталкивается.
Сама картина мира у руководителя, директора, предпринимателя, она отличается от картины мира наемного сотрудника, то есть от того, кого он ищет. Во многом сама мотивация у него другая, и заботят его совершенно другие вещи. Часто говорят фразы из серии: «я хочу себе человека с горящими глазами». Но «горящие глаза» — это не показатель, насколько кандидат хорошо сможет выполнять свою работу. Горящие глаза – это признак бешенства или неистовства. Поэтому у нас в рекрутинге есть четкая система, по которой мы работаем, по которой оцениваем кандидатов и выдаем обратную связь клиентам.
У нас есть 4 основных направления, по которым мы оцениваем кандидата. Это — хочу, могу, коллектив, руководитель.
Хочу – это мотивация. Как правило, есть 10 основных мотиваторов — от «самореализации» до «близости к дому». Мы выясняем самые важные. Как минимум, основные три. Всех сотрудников можно внести в какую-то систему координат. И будет видно по их мотивации, чем выше ответственность, чем сложней, квалифицированней работа, тем нужны более высокие мотиваторы. Это как раз склонность к самореализации, достижению цели. А у более исполнительских должностей мотивация совершенно другая. Это четкий график работы (с 9 до 6, с 8 до 5), близость к дому, официальное трудоустройство. Часто девушки хотят устроить свою семью. И браковать хороших кандидатов из-за этого тоже не нужно.
Могу – это компетенция. Это одна из самых основных частей. Это то, что человек реально может делать как специалист. Притом это «могу» делится на 3 части – знания (теория), навыки (то, что человек может применять в работе), компетенции (то есть навыки, которые человек может применять правильно, по системе, четко, т. е. самые развитые навыки).
Коллектив – это корпоративная культура, но не в том плане, что «любишь ли ты, как все мы, пить водку», а отношение к корпоративным стандартам, которые есть в компании. Например, в торговых компаниях или в маркетинговых агентствах есть такое правило, что если мы продаем сок «Вимм-биль-дан», то мы обязательно едим продукцию «Вимм-биль-дан». Если — Пепси, то обязательно чипсы Лейс мы тоже кушаем. И не дай Бог, мы тебя увидим с соком «Добрый».
Соотношение с руководителем – это то, насколько человек сработается и со своим директором, и со своим непосредственным руководителем, если структура более сложная, — как у них построится контакт на собеседовании, понравятся ли они друг другу.
На самом деле для многих подбор персонала или то, чем занимается менеджер по персоналу или рекрутер остается какой-то магией. С одной стороны, это, конечно, приятно, когда есть ореол тайны: «ой, а где же вы нашли» или «ой, а как же вы нашли, мы искали полгода, не могли найти». На самом же деле здесь всё очень просто.
Дело в том, что мы пользуемся определенной системой. Подбор персонала – это те же самые продажи — мы предлагаем кандидату вакансию. А если мы говорим о кадровом агентстве, то это тройная продажа, мы себя и компании продаем, и кандидату, и кандидата компании, и компанию кандидату. У нас треугольник любовный получается. С одной стороны, это тяжелее, но с другой как-то интереснее. В рекрутинге присутствует такая же этапность как в продажах.
Первое, чем следует заняться, — это профиль должности. То есть мы четко прописываем задачу – кто именно нужен. Потому что обычно клиенты говорят: давайте посмотрим всех. Это не будет работать, потому что мы впустую потратим время. Нужно понимать, какой конкретно человек нужен.
Профиль должности состоит из 3-х основных частей: во-первых, что кандидат должен делать, какие у него будут основные обязанности; исходя из этого, можно сразу понять второе — какой опыт нужен потенциальному кандидату; и, третье, по цели, что кандидат должен достичь в итоге — это либо какие-то цели компании в общем, либо результаты, по которым он будет в итоге отчитываться. В принципе, эта бумага очень помогает – и в процессе подбора, и при делегировании этой функции каким-то внутренним сотрудникам. Многие ленятся составлять профиль должности. Но это на самом деле необходимо.
Расскажу немного про поиск кандидатов. Есть разные каналы поиска, есть платные, есть бесплатные. Если брать бесплатные, они в принципе, вполне хорошо работают на популярные вакансии, то есть на любой офисный персонал, даже может быть среднее звено, либо массовый подбор.
Самое первое – это, конечно, специализированные сайты HeadHunter, Superjob. Они — отличные каналы для поиска персонала. У каждого портала есть свои сильные стороны. HeadHunter хорошо работают на менеджеров, на среднее звено. И на новичков тоже не плохо. На Superjob больше будет отклик среди технических специалистов: производственники, айтишники и т. д.
Можно искать персонал и через социальные сети – их около 10 самых основных. Соц. сети разделяются на профессиональные соц. сети и массовые. Контакт очень хорошо подойдет для массового подбора (надо понимать аудиторию каждой соц. сети). Для Контакта — это от 18 до 27 лет (как они сами заявляют), для Фейсбука – это 27-35 лет. Там люди постарше, и соответственно, более опытные специалисты. Аудитория Фейсбука – где-то 500 миллионов. А у Контакта – примерно 35 или 37 миллионов.
Мой Круг очень хорошо подходит для айтишников. Сеть специально создавалась для них. Люди там на каждом аккаунте, как обязательное условие, пишут свои должность, место работы и т. д. Но есть минус — на Моем Круге аккаунты, как правило, уже не актуальные. То есть если связаться с человеком, то, вполне может быть, около полугода он уже не работает в той компании, которую указал. Просто там база не обновлялась. Тем не менее, там можно посмотреть людей, узнать примерно их профиль деятельности, чем они занимаются, и выходить на них как-то дальше.
Линкдин – это такая топовая сеть для хороших редких специалистов. Там много людей с радостью пишут, что они директора, топ-менеджеры. Активность в такой соц. сети, как и вообще, в профессиональных соц. сетях очень маленькая. Эту сеть лучше использовать только как канал поиска. А цель канала поиска – это найти кандидатов, пригласить их на встречу, то есть работать с ними пошагово.
При работе с каналами поиска важна такая особенность: когда мы создаем вакансию или готовимся к звонку кандидату, мы для себя всегда выписываем основные конкурентные преимущества компании. В любой компании они есть. Но они должны быть не шаблонными, это «не уютный офис в центре города», а что-то интересное. Поэтому я стараюсь работать, например, с резидентами «Сколково», с компаниями, которые лидеры на рынке. Это всегда может человека заинтересовать как интересный проект, продукт и т.д. Основные конкурентные преимущества – это то, что кандидату надо говорить в первую очередь, чтобы человека удержать на контакте, заинтересовать, вытащить на встречу. Надо готовить для себя какие-то речевые модули, также как менеджеры по продажам, так же как в телемаркетинге. Лучше общаться с кандидатами по конкретным текстам.
В соц. сетях очень хорошо работают видеоролики, это упрощает работу и повышает лояльность кандидатов.
Не стоит оценивать кандидата по аккаунту в соц.сети, где он в купальнике стоит или с бутылкой пива. Это личная жизнь каждого человека и это не имеет никакого отношения к работе. А часто бывает так, что уже принимается какое-то мнение о человеке и он сразу идет «в корзину». Наверно, если этот человек популярный или у него работа будет непосредственно в соц. сетях, тогда иметь компромат в аккаунте – не комильфо. Но в остальных случаях, ничего страшного в этом нет.
В случае с подбором кадров можно провести аналогию с пошаговыми продажами. Мы также «подогреваем» интерес и пошагово идем к встрече. Цель поиска в соц. сети – узнать контакты кандидата в оффлайне, какой-нибудь телефон. Потому что это более близкое общение, больше вероятность его удержать. Когда мы получаем его телефон и общаемся с ним по телефону, задача – пригласить на встречу. Можно только уточнить по телефону некоторые моменты.
На встрече уже можно человека, грубо говоря, «окучивать» как угодно. И заинтересовывать его, и узнавать о нем всё, что угодно, и общаясь, узнавать, насколько он — специалист, насколько всё это ему интересно. К тому же нужно понимать, что кандидат не был у вас в офисе либо ничего не знает о вашей компании. Никакого мнения у него вообще нет. Часто руководитель думает: «что-то он не очень заинтересован в работе». Конечно, он не заинтересован, он ещё ничего не знает. Поэтому нужно общаться в равных условиях, чтобы у кандидата было понимание, и у руководителя было понимание, какой конкретно работой будет в будущем заниматься кандидат.
Вообще, подбор персонала – это ключевая компетенция руководителя. Наверно, всё же руководитель должен давать какую-то оценку и заниматься подбором персонала. Но часто это делегируется. И, в принципе, это правильно.
Подбор персонала, не важно крупный это или малый бизнес, или даже микробизнес, можно упрощать. И упрощать можно следующими шагами: например, каких-то кандидатов можно отдавать офис-менеджеру. Например, если речь идет о массовом наборе. Размещение вакансий, интересных, нешаблонных, можно отдавать маркетологу либо человеку, который занимается в вашей фирме рекламой. Вакансия как любой текст должна быть продающей.
По сведениям ОПОРЫ России сейчас самая главная проблема, как обозначают её предприниматели малого и среднего бизнеса, — это кадровая проблема. Я считаю, что тут на самом деле проблема самого рынка. Квалифицированных людей действительно мало. Мало людей, замотивированых именно на такие же цели, на которые замотивирован руководитель. Получается разрыв.
Самые востребованные профессии – это программисты и продажники. Если говорить о менеджере по продажам, как более массовой вакансии, обычно подобные вакансии закрывают следующим образом: берут людей без опыта работы либо с минимальным опытом, дают какой-то минимальный оклад, обещают проценты. И люди работают, а в итоге они «сжигают» базу клиентов, «сжирают» выделенные на проект деньги, а выхлоп получается маленький. К тому же мало руководителей, кто всё это приводит в систему, просчитывает воронки продаж, сколько стоит один приведенный клиент и один упущенный и т. д. За границей люди учатся годами, чтобы работать менеджерами по продажам. Там это считается очень круто и прибыльно.
А в России отношение к этому искажено. Есть много агентств по трудоустройству, бывают рекрутеры лукавят, чтобы заинтересовать кандидата, раздувают зарплату либо оглашают какие-то условия, которых реально нет. Это всё называется — человеческий фактор.
Но я знаю примеры нескольких казанских компаний, которые берут людей без опыта работы на оплачиваемые стажировки или обучение. Около 30 тысяч рублей они платят просто как оклад на время учебы, а потом дают оклад меньше, например, 15-17 тысяч рублей плюс проценты, и люди там работают довольно успешно. Если в компании есть система обучения и под продукт, и по техникам, которые наиболее эффективны и уже протестированы в самой компании, то вот это очень хорошо.
Но зачастую руководитель сам не особо компетентен в этом. Я не говорю, что он плохой продавец, но он мало знает о менеджменте. Часто он людей находит не лучше себя, и работа получается всё хуже и хуже. Многие поэтому не остаются на рынке. Но это конкуренция — кто-то живет, кто-то умирает.
Представляем вашему вниманию результаты обзора экономических преступлений в России за 2018 год.
В настоящее время в сфере российского образования можно отметить две тенденции: повышенный интерес к IT-специальностям со стороны как абитуриентов, так и работодателей и развитие направления онлайн образования.
Чем больше мы полагаемся на ИИ и машинное обучение, тем больше для работы с ними нам нужны ученые-социологи и гуманитарные …
Разработчик беспилотных систем Разработчики беспилотных транспортных систем сегодня пользуются спросом в крупных технологических компаниях. В июне 2017 года Яндекс разместил …
В преддверии Дня защиты детей представляем Вашему вниманию выводы исследования сколько вложений требуется, чтобы воспитать ребенка, отвечающего требованиям будущего
Как виртуальный университет объединит лучшие образовательные практики
Председатель общероссийского объединения работодателей «Союз производственных компаний России» Азат Газизов рассказывает почему пришло время синих воротничков, как решить проблему кадрового голода в производстве, и почему нужен чемпионат рабочих профессий Worldskills Russia