Финансовый стабилизатор российской экономики

09.12.2013

Где взять денег на социальные обязательства?

Все слышали про «майские указы». В них якобы обещается рай (если не на всей земле, то в России точно). Так называемые «майские указы» — это публичные обещания Владимира Путина, данные ещё во время предвыборной кампании. Они затрагивают все возможные области: социально-экономической политики, здравоохранения, образования, науки, вооруженных сил, жилищно-коммунального хозяйства, государственного управления, межнациональных отношений, демографической политики и внешнеполитического курса. Согласно этим документам зарплаты должны вырасти, рождаемость увеличиться, ЖКХ починиться, народы подружиться и т. д.

Однако, предусмотренные в указах меры требуют определенных средств. Так, расходы консолидированного бюджета должны увеличиться на 2 триллиона рублей. Например, в указе  «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусматривается увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза, а также рост заработной платы бюджетников. Оцените масштаб!

Указы были подписаны в период, когда Владимиру Владимировичу вольно было раздавать обещания направо и налево. Рост экономики тогда еще не казался таким… эфимерным. То есть он попросту был.  

Строго говоря, для выполнения поручений президента необходимо, чтобы рост ВВП составлял 4-6%, тогда как в этом году он (сугубо официально) прогнозируется на уровне 1,5% (а не в отчетах Минэкономразвития, а на практике всё может быть ещё хуже).

Во-первых,  исполнение этих указов уже  стало настоящим стрессом для региональных бюджетов. Они были вынуждены нарастить бюджетный дефицит. В тоже время произошло сокращение доходной базы регионов из-за снижения поступлений с налога на прибыль. Во-вторых, федеральный центр уменьшил объем трансфертов. Сокращение составило до 15%.

Несмотря на явные проблемы с исполнением указов, Путин упорно заявляет, что социальные обязательства должны быть исполнены в полном объеме.

Впрочем, по факту под сокращение в бюджете на 2014-2016 годы попали статьи на здравоохранение и образования. Так, доля расходов на образование к ВВП снизится к 2016 году с 1 до 0,7%, на здравоохранение с 0,8 до 0,5%. Для сравнения, в развитых странах доля расходов на здравоохранение превышает 4%.

Если смотреть правда в глаза, то надо признать — некоторые задачи, поставленные  президентом, являются утопическими. Как-то слабо вериться, что удастся выполнить амбициозные планы по созданию и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих, увеличению производительности труда к 2018 году в 1,5 раза.

Если только…не задействовать  Стабилизационный фонд.

Ведь когда темпы роста ВВП России в 2008-2010 годах серьезно снизились, за счет денежных средств Стабфонда российская экономика в достаточно короткие сроки вышла на докризисные показатели роста ВВП.

Однако сейчас резервы стабилизационного фонда за это время существенно сократились. Отличительной особенностью Стабилизационного фонда является то, что средства из него инвестируются в низкодоходные ценные бумаги с высокой надежностью. Также характерной особенностью вложений является ограниченное число используемых для инвестирования инструментов. Но  такова плата за надежность и ликвидность.

Некоторые эксперты призывают направить средства «национальной кубышки» в высокотехнологичный сектор национальной экономики. Это позволит создать конкурентные преимущества отечественной экономики, особенно в области прикладных инновационных разработок, которые будут способствовать динамичному развитию промышленности и, возможно,  быстрому выходу из стагнации. Они же предрекают: если этого не сделать, Стабилизационный фонд скоро просто опустеет.

Мировой опыт показывает, что «ресурсные фонды» представляют собой защитную функцию в случае падения цены на сырье, помогают получить дополнительные доходы благодаря инвестиционным проектам, а также предотвращают рост инфляции. Так как доходы, полученные от продажи ресурсов, не попадают или практически не попадают в экономику.

В Норвегии, например, существует государственный пенсионный фонд, куда направляются сверхдоходы от продажи нефти. Цель фонда заключается в финансировании расходов на покрытие растущего объема пенсионных обязательств норвежского правительства. Если государственный пенсионный фонд Норвегии растет с фантастической скоростью (со 547 миллиардов долларов в 2011 году до 760 млрд. в 2013 году), то его российский собрат показывает куда более скромные результаты. Так, совокупный объём Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в 2011 году составил 113 млрд долларов, а в 2013 году лишь 176 млрд долларов.

В отличие от России, где информация о расходовании средств «кубышки» имеет статус «совершенно секретно», норвежские власти постоянно делают отчет об инвестициях фонда.

Доходы норвежского фонда инвестируется за рубеж для уменьшения инфляционных рисков и шоков в экономике, связанных с колебанием цены на нефть. Фонд инвестирует в акции (60%) и облигации с фиксированным доходом (35%), а также в недвижимость (5%). Выбор такого соотношения объясняется желанием правительства диверсифицировать свои риски, чтобы получить максимальный доход. Сегодня рыночная стоимость норвежского фонда (760 млрд долларов) делает его крупнейшим пенсионным фондом в мире.

Увы, такого уровня диверсификации у российского Резервного фонда и Фонда национального благосостояния нет. Кроме того, доля фонда в Норвегии составила более 100% к ВВП страны, а в России менее 5%. При этом уровень доходности в Норвегии составляет более 5%, а в России не превышает 1%. Причина разной доходности фондов заключается в структуре инвестиций. Поскольку Россия инвестирует большинство средств в облигации наиболее развитых стран и держит деньги на валютных счетах ЦБ.

Так что особо на Стабфонд нам лучше не рассчитывать.

Смирнов Дмитрий, cпециально для «Вовремя.ру»
Смирнов Дмитрий

Журналист "Вовремя:ру"  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

SOS от малого бизнеса

Кто поможет небольшому бизнесу? Ни для кого не секрет, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику России, мягко говоря, …

03 марта 2014 Читать далее →

Остановите Апокалипсис!

Стоит ли начинать большую войну? Олимпиада с блеском завершилась. И теперь ничего не отвлекает мировое сообщество от наблюдения за украинским …

28 февраля 2014 Читать далее →

Несвятые долги

Накапливает ли страна  долги? Сумма кредитов, набранных  регионами, вызывает тревогу уже и у российского  правительства. До не очень лихих 2000-х …

27 февраля 2014 Читать далее →

Тень стагфляции

2 новости про российскую экономику. Начнем с плохой новости. Недавно на 5-м Гайдаровском экономическом форуме было обронено неосторожное слово – …

24 февраля 2014 Читать далее →

Финансовая болтанка

Настолько ли всё призрачно в этом бушующем финансовом мире? Опытные финансовые аналитики утверждают, что предсказать что-либо на валютном рынке (в …

03 февраля 2014 Читать далее →

Грядущее в зеркале нынешней статистики

Выползает ли мировая экономика из кризиса? Ведущие экономические эксперты терзаются вопросом: кончился мировой кризис, мы находимся в стадии «выздоровления» или …

10 декабря 2013 Читать далее →

Суровая критика российского премьера

За что досталось чиновникам от бывшего президента России? Недавно председатель российского правительства Дмитрий Медведев раскритиковал своих подчиненных за плохую реализацию …

26 сентября 2013 Читать далее →