Кино. Спасибо, что живое

28.03.2013

Синема, синема, синема

Что нового о жизни мы узнали благодаря кинематографу:

-большинство собак живут вечно, чего не скажешь о людях (за исключением клана Маклаутов);

-если вас преследуют в городской черте, а рядом как раз проходит большое торжество,  вы можете легко оторваться от преследователей, прорываясь сквозь какой-нибудь парад или карнавал, причем, в любое время года;

-даже десять раз перевернувшаяся машина способна продолжать погоню с той же скоростью; 

-все пакеты с покупками содержат, по крайней мере, один длинный батон;

-практически любой дурак может приземлить самолет, следуя указаниям оператора по радио;

-динозавры едят только гадких, в крайнем случае, не высокоморальных людей; а вот от акулы или гигантского крокодила нет спасения – оставаться на берегу – не вариант;

-однажды нанесенная губная помада никогда не стирается — даже во время подводного плавания после кораблекрушения, вызванного попаданием метеорита;

-вентиляционная система любого здания — превосходное место для укрытия, никто даже и не подумает вас там искать, и вы свободно можете перемещаться в любую часть здания (даже суперсекретную лабораторию) без каких-либо помех;

-Эйфелева башня видна из любого окна в Париже, как и Кремль из любого московского окна с негасимым светом;

-если вам нужно перезарядить оружие, вы всегда найдете у себя запасные патроны, даже если перед этим вы ничего с собой не брали;

-по всей вероятности, вам удастся выжить в любой войне и прочих заварушках, если только вы не совершите глупость, показав кому-то фотографию вашей любимой по дороге домой;

-любой секретный код можно раскрыть за пару минут, если упорно и очень быстро, а главное беспорядочно бить по клавиатуре;

-плохие парни обычно склонны к долгим разговорам, поэтому у них нет шансов перед хорошими, которые стреляют, не задумываясь.

И ещё много-много интересного. Ну, как можно отказаться от такого воистину бесценного источника информации? Фабрика грез помимо того, окунает наше сознание в такие иллюзии, что просто дух захватывает. А захватывание духа – самая большая ценность на земле.

Мало, кто знает, но советский кинопрокат был одной из основных статей пополнения советского же бюджета. Правда, тогда не было интернета. Да и видеомагнитофоны стояли в домах торговых работников и партхозактива.  Впрочем, и  сейчас продукция Голливуда – важная экспортная статья для США. Так что экономическую функцию кино недооценивать не стоит.

Конечно, фильмы бывают разные. Очень даже разные. И часто вызывают нарекания зрителей. Некоторые способствуют к быстрому погружению в практические занятия по фрейдовскому психоанализу, иначе говоря, в сновидения. Другие, напротив, вызывают приступы гомерического хохота. Хотя в аннотациях было ясно указано – это триллер. Но в абсолютном большинстве зрительская масса состоит не из кинокритиков. Поэтому зритель с благодарностью воспринимает дары кинопроката. «Не понимаю, почему в афише было написано, что этот фильм для умственно отсталых? По-моему, очень интересный фильм»  — примерно так. 

Госдума: ретро без креатива

Тем обиднее, что наш отечественный кинематограф (по словам его ценителей) как-то теряет свои позиции на родном кинорынке. Он блекнет по сравнению с американскими спецэффектами. И всё это отражается на кассе. В советское время кинематограф себя окупал. Сейчас же совсем мало примеров того, чтобы какой-то фильм выжил (и вышел) без поддержки государства или частных спонсоров.

И что делать? Конечно, мимо этой проблемы не могли пройти депутаты Госдумы. Последний её созыв занимается практически всем, каждой мелочью. Скоро, наверно, депутаты захотят регламентировать длину и ширину туалетной бумаги, соизмеряясь, естественно, с собственными стандартами. Так вот, не так давно вице-спикер Госдумы Сергей Железняк предлагал ввести квоты в 20% для всех кинотеатров на показ исключительно российской кинопродукции. А уже совсем недавно в ход вступила «тяжелая думская артиллерия» — депутаты от ЛДПР. В их смелых мечтах квоты должны были достигать едва ли не 80%.

Таким нехитрым способом депутаты надеются поднять престиж отечественного кино. И заодно дать ему немного заработать. Однако, не всё на свете можно обустроить с помощью простых решений. А креативность в депутатских головах даже не ночевала.

Здравомыслящему человеку понятно, что насильно мил не будешь. И уж тем более в кинотеатр не затащишь. Кинотеатры справятся с квотой самым обычным образом – поставят наши фильмы на утренние сеансы в будние дни. Хотя, конечно, с 80%-ой квотой справиться им будет трудновато. Можно ещё детализировать законодательство, например,  указать, что в 20.40 каждой пятницы в каждом кинотеатре должны демонстрироваться «Утомленные солнцем -2».

А лучше вообще воспользоваться опытом советских времен: тогда редкий польский, венгерский или ГДРовский фильм могли пробиться на большой советский экран. Не говоря уже о «Рокки» и «Терминаторах».

Вот только откуда наша киноиндустрия возьмет столько фильмов, чтобы всем (кинотеатрам) хватило?

 

Кино нужны деньги, остальное приложится

Недавно в Казань приезжал (не побоимся этого слова) великий советский, а теперь уже и российский кинорежиссер Карен Шахназаров. Также он по совместительству является руководителем крупнейшей российской студии «Мосфильм». Которая, кстати говоря, находится на самоокупаемости. Поэтому Карен Георгиевич действительно эксперт в этой области. Правда, готового рецепта у него нет. Когда его спросили, как он столь успешно управляется с большой студией (которая к тому же по технической оснащенности уже не уступает голливудским), Шахназаров ответил в том смысле, что когда что-то работает, то это не надо трогать. Даже (и особенно) если ты не понимаешь, как это работает, лучше не заниматься усовершенствованиями.  Вот и весь секрет успешного кинематографического менеджмента.

Шахназаров в принципе не против квот в кинозалах для отечественного кино. Тем более,  что-то похожее практикуют в некоторых европейских странах. Просто наших фильмов, по оценке мэтра, хватит примерно на квартал. В прошлом году в России было снято 66 фильмов (добрая половина из которых – это всевозможные яйца судьбы и гитлер капуты). Для сравнения, в СССР снималось по штук 300 в год. Правда, тут надо учесть, что Одесская студия, студия им. Довженко, Беларусьфильм, Узбекфильм, прибалтийские студии и т. д. – уже не работают на Россию. А некоторые вообще не работают. Но, тем не менее, фильмов по 150 мы бы сейчас вполне могли снимать. Франция, к примеру, снимает около 200 фильмов в год.

Ругать творческую составляющую современного российского кино сейчас модно, но контрпродуктивно. Кино у нас не хуже, чем у прочих. Ну, может по части спецэффектов мы немножко подотстали от Голливуда. Но с помощью инвестиций это легко поправимо. Взять хотя бы тот же «Мосфильм».

А киноталантами не оскуднела земля русская. В начале 2000-ых появились свои культовые фильмы – «Брат», «Бригада». Появились и культовые режиссеры (причем, не для узкой прослойки киноманов, а для массового зрителя) – например, Петр Буслов («Бумер», Высоцкий. Спасибо, что живой»). Да и старые советские режиссеры не отошли от дел. Тот же Шахназаров продолжает снимать замечательные фильмы. Один Никита Михалков чего стоит!

Так что рано хоронить отечественное кино. Другое дело, что надо вкладывать в производство фильмов. Это одна из тех отраслей народного хозяйства, где Россия традиционно сильна. И кто знает, если вкладывать в кинематограф (а не в оборонку или «Сколково») значительные средства, может быть, наряду с углеводородным сырьем, наше кино станет важной бюджетнонаполнительной и, главное, экспортной статьей дохода. Как пример — наши сериалы. Они давно уже вытеснили зарубежные аналоги с экранов отечественного телевидения.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
28.03.13

Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

Провинциальное искусство и развитие туризма

Что расскажет о Казани новый фильм «Сокровища озера Кабан»?

30 марта 2016 Читать далее →