В основе безопасности

29.08.2013

ГИБДД по РТ информирует:

Президент России подписал Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ «О внесе­нии изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В текущем году принят ряд законов, которые, как мы рассчитываем, в значительной мере поднимут уровень водительской дис­циплины на дорогах России и окажут влияние на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. Один из важнейших документов — Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ, который с 1 сентября 2013 г. вступает в силу.

 

Законом вносится большое количество изменений, особенно в главу 12 КоАП РФ. Не буду останавливаться на каждой кон­кретной статье, где изменены штрафы. Скажу лишь, что мини­мальная сумма штрафа за все административные правонаруше­ния в области дорожного движения теперь составляет 500 руб­лей. Кроме того, за ряд правонарушений, наиболее часто явля­ющихся причинами смертельных дорожно-транспортных проис­шествий, законом вводится повышенная ответственность в слу­чае их повторного совершения.

 

Более детально остановимся на основных новациях.

 

Статья 12.1 КоАП. Ее часть первая предусматривала ответственность от 300 до 800 рублей за управление транспорт­ным средством, не зарегистрированным в установленном по­рядке. Теперь, если в течение 10 дней, которые отводит закон, гражданин не зарегистрирует транспортное средство и после этого будет управлять им, назначается наказание в виде штра­фа от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении предусмот­рен штраф в размере 5000 рублей либо лишение права управ­ления на срок от одного до трех месяцев. В связи с этим это пра­вонарушение будет рассматриваться также и судьей.

 

 

Статья 12.6. За управление транспортным средством во­дителем, не пристегнутым ремнем безопасности либо без мото­шлема, а также за перевозку пассажиров, не пристегнутых рем­нями безопасности, штраф увеличивается до 1000 рублей. Дела­ется это для того, чтобы принудить водителя пристегиваться са­мому и требовать этого от пассажиров. Вы, наверное, обратили внимание, что когда штраф за неиспользование ремня безопас­ности был повышен до 500 рублей, это повлияло на исполнение обязанности, установленной ПДД. Разумеется, сыграли свою роль и пропагандистские акции, и социальная реклама. В резуль­тате очень многие граждане стали пристегиваться. Сейчас где-то 7-8 человек из десяти едут пристегнутыми. Это хороший показа­тель, но не оптимальный. Надеемся, что ужесточение наказания в этом случае поможет выработать привычку пристегиваться ремнем безопасности и у оставшихся «нигилистов».

 

Статья 12.7, часть первая. Управление транспорт­ным средством лицом, не имеющим права управления. Это все та же категория «нигилистов». Логика примитивна: нет прав, значит нельзя их лишить. С таким положением теперь, будем надеяться, покончено. Потому что в данном случае за управле­ние транспортным средством лицом, не имеющим права управ­ления, предусматривается значительное увеличение штрафа — было 2,5 тысячи рублей, теперь от 5 до 15 тысяч рублей.

Статья 12.7, часть вторая. Управление транспорт­ным средством лицом, лишенным права управления. Сегодня эта ответственность для основной массы нарушителей предус­матривает административный арест, который, к сожалению, как мера наказания из-за назначения незначительных сроков зача­стую не работает. Теперь в санкции появляется альтернатива для наказания: либо штраф 30 тысяч рублей, либо администра­тивный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов. У судьи, в зависимости от обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность, появляется возможность назначения действенного реального наказания.

 

Статья 12.7, часть третья. Передача управления транспортным средством лицу, которое заведомо не имеет пра­ва управления, либо лишено такого права. То лицо, которое пе­редает такому водителю автомобиль, будет также караться штрафом в размере 30 тысяч рублей. Мы полагаем, что это принцип одинакового наказания заставит владельцев транспортных средств серьезно подумать перед тем, как вручить ключи от автомобиля лицу, не имеющему или лишенному права управления.

 

Следующие изменения — одни из самых принципиальных и самых обсуждаемых. Это статьи 12.8, 12.26 и часть 3 статьи 12.27 — управление транспортным средством в со­стоянии опьянения, отказ от освидетельствования, невыполне­ние требования о запрещении употреблять спиртные напитки после ДТП или остановки по требованию должностного лица. По данным составам серьезно усилена ответственность. Во-первых, установлены высокие денежные штрафы. Во-вторых, совмещены такие наказания, как штраф и лишение права уп­равления. Раньше у нас такого не было. Это стало возможным после внесения изменений в общую часть Кодекса.

 

Если в настоящее время ответственность, например, по час­ти первой статьи 12.8 — управление транспортным средст­вом водителем, находящимся в состоянии опьянения, — насту­пает в виде лишения права управления на срок от полутора до двух лет, то с 1 сентября за это нарушение предусмотрен штраф в размере 30 тысяч рублей с теми же сроками лишения права управления. То есть не «или-или», а и штраф, и лишение будут применяться одновременно.

 

 

 

Статья 12.8.2 КоАП За передачу управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, такая же санкция — штраф 30 тысяч рублей с лише­нием водительских прав от полутора до двух лет.

 

 

Статья 12.8.3 КоАП Если транспортным средством управляет водитель, который находится в состоянии опьянения и не имеет права управления, по действующей норме предусмотрен административный арест до 15 суток. Однако сложилась такая практика, что многие су­дьи ограничиваются минимальным сроком ареста. Теперь уста­новлен нижний предел для таких нарушителей — не менее 10 суток ареста. А для тех лиц, в отношении которых не может при­меняться административный арест, предусмотрен штраф в раз­мере, опять-таки, 30 тысяч рублей.

Повторное совершение указанных выше нарушений влечет штраф в размере 50 тысяч рублей с лишением права управле­ния уже на три года.

 

Теперь о примечании к статье 12.8. Вот его форму­лировка: «Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, а также употребление психотроп­ных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоя­щей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, на­ступает в случае установленного факта употребления вызыва­ющих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, пре­вышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека».

 

Как видим, законодатель принципиально ушел от установ­ления «допустимого содержания алкоголя». Определено, что никакого допустимого содержания алкоголя нет и быть не мо­жет. И в Правилах дорожного движения, и в Федеральном за­коне «О безопасности дорожного движения», и теперь еще и в Кодексе об административных правонарушениях указано, что употреблять вещества, вызывающие алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропные и иные вызыва­ющие опьянение вещества запрещается. Нельзя, нисколько. То есть все эти таблицы пересчетов: сколько можно выпить вина, пива, через сколько часов после этого можно сесть за руль, которые были в ходу несколько лет назад, — все это должно уйти в прошлое.

С вступлением в силу данного закона никакие приборы, где использовались граммы на литр крови, уже не смогут быть применены. Должны применяться именно приборы, которые выво­дят результат в миллиграммах на литр выдыхаемого воздуха.

Сейчас главное, чтобы в общественном сознании, в сознании каждого автомобилиста укоренилась одна мысль: употребле­ние веществ, вызывающих алкогольное и наркотическое опья­нение, либо психотропных и иных вызывающих опьянение ве­ществ запрещено. Вождение и алкоголь просто-напросто несо­вместимы. И если в настоящее время мы говорим об админис­тративном законодательстве, то в перспективе может появить­ся норма и в Уголовном кодексе — за повторное управление в состоянии опьянения. Такой законопроект в Государственной Думе существует.

 

 

Статья 12.26.1 Отказ лица, управляющего транспортным средством, от медицинского освидетельствования. Наказание здесь предусмотрено то же самое, что и по статье 12.8. Невы­полнение требования о прохождении медицинского освидетель­ствования на состояние опьянения влечет за собой штраф в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления на срок от полутора до двух лет.

 

 

Статья 12.26.2 КоАП В случае, если лицо лишено права уп­равления либо никогда не имело права управления и при этом отказывается от медицинского освидетельствования, предусмо­трен арест от 10 до 15 суток. К лицам, на которых не может быть наложен административный арест, применяется штраф в размере 30 тысяч рублей.

 

Статья 12.27, часть третья. За правонарушение, предусмотренное этой нормой, то есть если после дорожно-транспортного происшествия либо после остановки сотрудни­ком полиции водитель употребляет алкогольные напитки, до то­го момента, пока не проведено освидетельствование, ему гро­зит штраф в 30 тысяч рублей с лишением права управления на полтора-два года.

Следующие изменения связаны с ответственностью за превы­шение скорости. Значительное количество дорожно-транспорт­ных происшествий происходит по причине несоблюдения скорост­ного режима. Последствия ДТП в этих случаях чрезвычайно се­рьезные. Поэтому внесены изменения и в статью 12.9 КоАП, устанавливающую ответственность за это нарушение. Во-пер­вых, признана утратившей силу часть первая этой статьи — пре­вышение скоростного режима от 10 до 20 км/час. Почему это сделано? Динамика современных автомобилей такова, что в ин­тервале от нуля до 20 км превысить скорость можно за секун­ду-другую. На современных автомобилях чуть-чуть отвлекся на дорожный знак — уже оказался в нарушителях… Поэтому зако­нодатель пошел на некоторое смягчение, убрав ответствен­ность за превышение от 10 до 20 км в час. При этом все последующие превышения наказываются более строго.

 

 

Статья 12.9.2 КоАП  Так, превышение от 20 до 40 км в час наказывается штрафом не в 300, а в 500 рублей.

 

Статья 12.9.3 КоАП  От 40 до 60 км в час — как было, так и остается — от тысячи до полутора. Однако за по­вторное совершение этого нарушения устанавливается ответст­венность от 2 до 2,5 тысяч рублей.

 

 

Часть четвертая статьи 12.9 всегда предусматривала ответственность за превышение ско­рости свыше 60 км в час и более. Теперь — за превышение от 60 до 80 км в час. В этом интервале ответственность остается прежней — штраф от 2 до 2,5 тысячи либо лишение права уп­равления от четырех до шести месяцев. Превышение скорости свыше 80 км в час выделено в отдельную норму — это часть пя­тая статьи 12.9. Такое превышение может повлечь серьезные последствия. Такие случаи должны наказываться гораздо стро­же, поэтому установлена ответственность — штраф 5000 руб­лей или лишение права управления на срок шесть месяцев, Вво­дятся наказания и за повторные превышения скорости более чем на 60 км в час и 80 км в час. В обоих случаях нарушителю грозит лишение права управления на срок один год, без всяких возможностей штрафа.

Единственное исключение — это фиксация правонарушения в автоматическом режиме. В этом случае штраф будет составлять пять тысяч рублей. Законодательством не предусмотрено при фотовидеофиксации вынесение штрафа в большем, относи­тельно этой суммы, размере.

 

 

Статья 12.24.1 В случае, если после дорожно-транспортно­го происшествия здоровью человека причинен легкий вред, от­ветственность была предусмотрена от одной тысячи до 1500 руб­лей, либо лишение права управления.

 

 

Статья 12.24.2 Если причинен вред здоро­вью средней тяжести, то предусматривалась ответственность от двух тысяч до 2500 рублей либо лишение права управления.

На­верное, не очень правильно, когда за причинение вреда здоровью человека — штраф тысяча или две тысячи рублей. Поэтому зако­нодатель серьезно усилил наказание, увеличив размер штрафов. Лишение права управления как было, так остается, и за легкий, и за средний вред здоровью. А штраф изменяется: в случае легко­го вреда здоровью — от 2500 до 5000 рублей, а в случае вреда здоровью средней тяжести — от 10000 до 25000 рублей. Кроме того, если до сих пор эта статья рассматривалась как начальни­ком подразделения ГИБДД, так и судьей, то с 1 сентября, учиты­вая всю серьезность такого правонарушения, статья для рассмо­трения полностью отдана только судьям.

 

Необходимо обратить внимание на то, что Законом предусмо­трена отмена такого документа, как временное разрешение на управление транспортными средствами. Сейчас возникают си­туации, когда гражданин, например, едет за границу, у него по дороге за какое-то нарушение задерживают водительское удо­стоверение, выдают временное разрешение. Он выезжает за границу — у него нет на руках водительских прав. А по между­народной конвенции он должен иметь и права национальные, и права международные, либо только национальные. А у него не­кое временное разрешение, которое, естественно, на трассе ни­кто не заверит, гербовую печать не поставит, и так далее.

 

Имелись проблемы и с продлением действия временного раз­решения. То есть когда из одного суда в другой происходит пе­ресылка материалов дела, никто в этот момент не уполномочен временное разрешение соответствующим образом продлить, если оно закончилось, хотя права управления гражданин еще не лишен. Получается некий пробел в законодательстве, когда ли­цо фактически лишается возможности управлять транспортным средством в тот момент, когда судом он еще не лишен такого права. Поэтому с 1 сентября при совершении правонарушения, влекущего лишение права управления, водительское удостове­рение изыматься не будет. Обязанность сдать водительское удостоверение у водителя наступит со дня, когда вступит в за­конную силу постановление суда о лишении его прав.

 

 

Если же водитель будет уклоняться от сдачи водительского удостоверения после вступления в силу постановления суда — тем самым он сам продлит себе срок лишения права управле­ния. Любой сотрудник Госавтоинспекции, остановив такого во­дителя с «правами» на руках и проверив по базе данных, изы­мет водительское удостоверение, и срок лишения будет исчис­ляться со дня его изъятия, а также будет возбуждено в отноше­нии данного водителя дело по факту управления автомобилем лицом, лишенным права управления, и доставит его в суд, по­скольку санкция данной статьи, наряду со штрафом в размере 30000 рублей и обязательными работами на срок от 100 до 200 часов, предусматривает и возможность применения админист­ративного ареста на срок до 15 суток.

При этом возврат водительских удостоверений всем водите­лям, которые были лишены права управления, будет осуществ­ляться только после проверки знания Правил дорожного движе­ния, а после лишения права управления за управление транс­портным средством в состоянии опьянения и отказ от медицин­ского освидетельствования на состояние опьянения — также после проведения медицинского освидетельствования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также

Заложники дорог

Можно ли снизить аварийность на российских дорогах? Ни для кого не секрет, что российские автодороги являются зоной повышенной опасности. Ежегодно …

21 ноября 2013 Читать далее →