Звездная болезнь общепита

11.05.2012

                                          Ничто так не улучшает вкуса домашних блюд, как                                     изучение цен в ресторане.

Неизвестный голодный автор

 

Перекусить под знаменем Универсиады

На забавные вещи иногда тянет чиновников, у которых в распоряжении есть бюджет, но нет под рукой конкретного проекта.

Вот, к примеру, Дирекция XXVII Всемирной летней Универсиады решила озаботится вопросами питания казанцев. Но, разумеется, не всякого питания (на это ни сил, ни бюджета не хватит), а только в общественных местах. Тем более, что в следующем году ожидается большой наплыв иностранных гостей. И ударить перед ними лицом в салат, то есть наоборот, салатом в лицо – натуральный моветон. Как же сделать так, чтобы заезжий француз, попробовав эчпочмак, не отравился, а напротив, вдохновился им настолько, чтоб совсем забыть про свою традиционную пищу – лягушек?

Рецепт оказался банален. Вот взять, к примеру, отели. В каждой уважающей себя стране они проклассифицированы. Видишь на фасаде 2 звезды – приготовься всю ночь воевать с тараканами (и не только в голове у портье). Ну, а если на фронтоне гордо красуются 5 звезд – смело иди дальше, иначе не избежать разорения.

Почему бы не проделать подобную штуку с кафе и ресторанами, подумали в Дирекции Универсиады. Причем, в отдельно взятой Казани. Такая идея уже давно витала в воздухе. Но чтобы воплотить её в жизнь, понадобилось проведение Универсиады в Казани. И вот решение о разработке классификации для ресторанов было принято на совещании Ассоциации отельеров и рестораторов Казани и Татарстана совместно с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ и АНО Исполнительная дирекция «Казань 2013». Сказано – сделано.

Вернее, до сделано ещё очень далеко. Но громадьё планов уже облеклось и утвердилось в бумажно-циркулярной форме.

Вместо набивших оскомину звездочек будут использоваться благородные цветы – тюльпаны. Каждому уровню будут присуждать соответствующее число тюльпанов, являющихся официальным символом Универсиады 2013.

Смысл операции по классификации объясняется следующим образом: по ожиданиям организаторов, это позволит усилить здоровую конкуренцию среди владельцев и управленцев объектов общепита (и видимо, ослабить нездоровую), а это, в свою очередь, станет стимулом для совершенствования качества услуг, оказываемых жителям Казани и туристам.

А судьи кто?

Желающих получить звезду, будет оценивать специальная комиссия. Саму процедуру решили разделить на 2 этапа. Первый предусматривает проверку объектов общепита на наличие документов на соответствие норм СЭС и Госпожнадзора, проверку технологии производства на безопасность питания. Сдается, что первый этап должен проходить регулярно вне зависимости от проведения каких бы то ни было мероприятий.

Второй этап предполагает непосредственно саму классификацию. Оценивать кафе и рестораны будут представители Ассоциации отельеров и рестораторов, органов государственной и муниципальной власти, образовательных учреждений и Исполнительной дирекции «Казань 2013». То есть комиссия будет состоять из чиновников и профессионалов. К сожалению, «Вовремя» не удалось выяснить, кто будет доминировать при непосредственном принятии решения. Есть ещё один непонятный момент – как рестораторы будут оценивать собственные рестораны?

В любом случае, компетентная комиссия будет ориентироваться на свои личные приблизительные ощущения. Потому как уровень казанских ресторанов не сильно различается.

Нетвердые критерии

Кстати, по поводу системы оценок. Здесь есть разночтения. На сайте Дирекции Универсиады написано, что уже «разработана шкала требований к объектам общепита, в соответствии с которой кафе и рестораны будут классифицированы на несколько уровней». В то же время корреспонденту «Вовремя» в той же Дирекции затруднились назвать точные критерии, по которым должен оцениваться казанский общепит. «Пока система оценок находится в разработке» — лаконично сообщили оттуда.

Однако (видимо, параллельно с разработкой системы оценок-тюльпанов и в качестве её тестирования) эксперты уже побывали на нескольких казанских объектах общепита. В общем, история темная как неразбавленное пиво.

Зато точно известно, что помимо официальной комиссии в кафе и рестораны будут посланы «тайные посетители» (или вернее, «тайные пожиратели» бюджетных средств, иначе, откуда им ещё взять деньги на необходимый кутеж). Инструкции для них уже составлены (а возможно, что и сметы). Это должно помочь оценить, насколько работа заведения соответствует стандартам по таким критериям, как знание персоналом английского языка, наличие некурящих зон, свободных парковочных мест и т. д.

Альтернатива тюльпанам

Внимание, держатели питейных заведений Казани! Процедура классификации будет добровольной, ее пройдут только те заведения, которые захотят получить своеобразный «опознавательный знак» для горожан и туристов. Процедуру смогут пройти все кафе и рестораны, администрация которых захочет классифицировать свое заведение по стандартной шкале.

Что это дает предпринимателю? На вывеску нанесут соответствующее количество тюльпанов. Можно будет гордо заманивать посетителей «букетом». Есть шанс, что такая «метка» со временем станет популярной и заметной для горожан.

Кроме того, всех «оттюльпаненых» включат в специальный единый справочник для участников и гостей Универсиады. Его раздадут всем приезжим, чтобы у них не было проблем с выбором и поиском пропитания.

С другой стороны, если кто-то получит не более 3 тюльпанов, то попадание к справочник для него чревато серьезными убытками. Так что, определенный риск в прохождении процедуры есть.

На вопрос «Вовремя»: «Сохранятся ли  преимущества 4 и 5-тюльпановых заведений после проведения Универсиады?»  из Дирекции был получен весьма умиротворяющий и «исчерпывающий» ответ: пока такой информации нет.

Так что стоит подумать перед тем как ввязываться в столь непредсказуемую игру с представителями муниципальной и республиканской власти. Впрочем, даже при отсутствии желания никто не застрахован от посещения его заведения «тайным посетителем».

Важней и приемлемей ориентироваться по старинке. То есть не на мнение экспертов, а на количество посетителей и среднюю величину чека. Так собственно и делают в большинстве кафе и ресторанов мира. Возможно, что изобретение велосипеда тут не уместно.

Зато, если трафик посетителей достойный, имеет смысл указать это прямо на дверях заведения. Например: «Нас посещает 200 интересных людей за день. Не стесняйтесь, будьте 201-ым!».

Дмитрий Смирнов

Вовремя.ру

11.05.2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также