Из казанской обсерватории — в заместители министра
С биографией Лаврова слушателей знакомил ректор КФУ Ильшат Гафуров (лекция заместителя министра проходила в малом зале исторического музея университета – прим.авт.). Как выяснилось, родители Алексея Лаврова работали в КФУ (замминистра родился в Казани – прим.авт.) – «он, можно сказать, вырос на базе университетской обсерватории». Сегодня, с гордостью отметил Гафуров, заместитель министра финансов курирует «процессы становления и восстановления обсерватории». Более того, входит в состав Наблюдательного совета Казанского федерального университета.
Лекция Лаврова «Проблемы и перспективы бюджетных реформ в России» прошла в рамках реализации мероприятий программы развития КФУ по привлечению в университет ведущих ученых для осуществления научной и преподавательской деятельности.
В обстоятельном докладе заместитель министра финансов России дал подробную характеристику бюджетной системы страны, предоставил немало ценных советов по формированию бюджета и рассказал, что из себя представляет публично-правовое образование «Российская Федерация». Лекция Лаврова, к слову, была наполнена финансовой терминологией, которая дополнялась статистическими данными. Учитывая, что послушать замминистра собрались студенты финансово-экономических специальностей, аспиранты, преподаватели, выбранная им тема им оказалась как нельзя кстати.
«Все услуги государство дает нам бесплатно и коллективно»
Начав лекцию, Лавров обозначил, что доходы и расходы бюджетной системы России в текущем году составят 20,2 трлн. рублей – 38% ВВП. Из расчета на одного человека, по словам лектора, в месяц приходится 12 тыс. рублей. и этой суммой распоряжается российский Минфин. Лавров акцентировал, что у бюджетной системы нет никаких уровней, каждый бюджет самостоятелен, но тем не менее в совокупности они забирают у нас вот такую вот сумму.
— Любой из вас не отказался бы ничего больше не делать и дополнительно получать 12 тыс. рублей в месяц, — дополнил Лавров. — Почему же эта сумма поступает не нам лично, а в бюджетную систему? Потому что мы не можем на эти средства купить общественные блага, требующие совместного потребления: обороны, безопасности, образования, государственного управления, пенсионного обеспечения.
Государство, обозначил Алексей Лавров, предоставляет нам все эти услуги «бесплатно и на коллективной основе». В ходе лекции, продолжил спикер, аудитории предстояло понять, как «как сделать так, чтобы эти немалые деньги, которые мы с вами вместе (именно так это и прозвучало в устах Лаврова – прим.авт.) отдаем некому абстрактному пока для нас государству, использовать максимально понятно, прозрачно и эффективно».
«Ход реформы не эффективный, но определенные результаты есть»
Делиться информацией о бюджетной системе Лавров начал с понятия «реформа», отметив, что развитие России в сфере бюджетного планирования всегда находилось в рамках той или иной реформы. Действующая ныне реформа – программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (июнь 2012 – прим.авт.).
— Девяностые годы были просто переполнены дискуссиями о том, насколько справедливо делятся деньги между регионами, – отметил Лавров. — Бушевала дискуссия о том, кто, кому, сколько должен, насколько эффективно распределение этих средств.
Реформы в бюджетной системе в России и начались с этого острого и болезненного, по словам, спикера, вопроса. Для начала определились, кто за что отвечает, научились распределять, за что отвечают муниципалитеты, а за что — федеральный центр. Но тема межбюджетных отношений, заметил Лавров, актуальна и сегодня. Напомнил он и о «пресловутом 122-ФЗ», обозначив его как попытку государства разобраться со своими обязательствами.
Две трети данного закона, пояснил спикер, были посвящены разграничению расходных обязательств между бюджетами. В начале 90-х годов большинство стран мира, дополнил лектор, перешли на систему бюджетирования, ориентированную на результат. В России этот процесс идет с 2005 года. Идет, он, пояснил Лавров, «конечно с невысокой эффективностью, но, тем не менее, такая тематика была поставлена и определенные результаты достигнуты».
Федеральный бюджет – это всего лишь транзит: собрал и переправил…
У публично-правового образования (не традиционное для российской терминологии понятие лежит в текущей бюджетной реформе – прим.авт.) «Российская Федерация» четыре бюджета: федеральный, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Кроме Российской Федерации публично-правовыми образованиями (далее ППО – прим.авт.) названы и порядка 24 тыс. муниципальных образования, находящихся на территории нашей страны. К слову, ППО имеют право участвовать в гражданско-правовых сделках, создавать юридические лица (действующие от ППО или от собственного имени – прим.авт.) и наделять их имуществом. В качестве примера спикер привел КФУ – вуз на федеральном уровне, действующий от своего имени.
Далее Лавров подтвердил, что имеет место существенная концентрация финансовых средств на уровне РФ. Но затем, убеждал замминистра, эти средства в значительных масштабах перераспределяются в другие бюджеты, пониже.
-Да, действительно собираем более 50% первичных доходов на федеральный уровень, затем с точки зрения конечных расходов: выполнения оплаты тех самых общественных функций, благ, федеральный бюджет занимает около 1/3, — прокомментировал он. Все остальное реализуется и выполняется через другие бюджеты. С этой точки зрения, обозначил спикер, «федеральный бюджет является транзитным – его задача собрать средства и перераспределить их между другими».
О, нефтяная игла, острая и глобальная!
Непременное условие – долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетной системы России на данный момент может носить лишь неполный и довольно условный характер. Как и все перемены, которые происходят в этой сфере. Причина – нет правильного решения очень острой для нашей страны проблемы – роста цен на нефть.
— Сейчас мы находимся на абсолютно рекордном уровне цен на нефть, — сообщил замминистра. — Дискуссия состоит лишь в том, вышли ли мы на долгосрочный тренд или это очередной временный всплеск и лет через 5-10 (для бюджетной системы, по словам Лаврова, это срок не считается большим – прим.авт.) лет эти цены вновь упадут.
Лавров отметил, что бытует мнение, что лучше бы у России и вовсе не было нефти – не было бы тогда и проблемы. Лучший способ от головной боли, добавил он – это гильотина. С другой стороны, отметил он, «нужно просто учиться снижать эти риски», ведь «буквально на наших глазах за последнее десятилетие эта зависимость (от нефти – прим.авт.) существенно возросла».
Сохранить нельзя растратить
Любой всплеск нефтяных цен может повлиять на то, что половина доходов федерального бюджета начнет либо неоправданно резко расти, либо уходить вниз. В этом ключе Алексей Лавров прояснил вопрос с профицитом российского бюджета.
— Что значит «профицит»? — обратился он к залу. – Это значит, что не все нефтегазовые доходы, которые мы получали в текущем году, шли на финансирование расходов. Они накапливались сначала в стабилизационном фонде, затем в резервном и, наконец, в фонде национального благосостояния.
Все это позволило в 2009-2010 годах (как раз когда произошел резкий обвал цен и был дефицит бюджета – прим.авт.) использовать эти средства для покрытия дефицита. Сейчас, по словам замминистра, мы вновь формально вышли в зону небольшого профицита, но плановые характеристики на следующую трехлетку состоят в том, что бюджет будет формироваться в дефиците примерно 1,5% ВВП. И это при достаточно высоком прогнозируемом уровне цены на нефть – в размере 100 долларов за баррель.
Нефти в России, между тем, по приблизительным расчетам, хватит лишь на 50 лет добычи. Возникает закономерный вопрос: как поступать с этими доходами, пока еще получаемыми. Кто-то считает, что лучше меньше тратить и растягивать. Но финансист, отметил Лавров, с такой позицией не согласится – не было еще в истории случая, когда какой-то ресурс был полностью исчерпан. В некоторых странах до сих пор сохранились запасы невостребованного угля.
По мнению Алексея Лаврова, нужно разрабатывать новые месторождения. Он также высказал мысль, что со временем будут найдены новые альтернативные решения. И есть риск, что часть существующих запасов окажется не востребованной, поэтому и политика сохранения этих ресурсов не совсем правильная. Важнее минимизировать зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов и воздействия на него внешних цен на нефть.
Минфин рассматривает введение институциональных ограничений на бюджеты
Решить эту проблему страна надеется с помощью еще одного термина, озвученного Алексеем Лавровым – «фискальные правила». Их введение обсуждается в 2015-2016 годах. Термин подразумевает введение набора институциональных ограничений на решения в области социально-экономической и бюджетной политики. Фискальные правила, по версии портала «Управление финансами», могут быть введены центральным правительством для регионов, либо введены региональными властями добровольно для обеспечения устойчивости и эффективности бюджетной системы региона и страны в целом как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.
Фискальные правила стали широко применяться в странах Организации экономического сотрудничества и развития в связи с общей тенденцией к децентрализации бюджетных систем для того, чтобы избежать макроэкономической и финансовой дестабилизации. Такие правила ограничивают региональные и местные власти в возможностях управления доходами и расходами бюджета. Их введение также рассматривается и на уровне ЕС. Для защиты еврозоны.
В России фискальные правила, по информации, данной Лавровым, должны выглядеть следующим образом: все доходы (не только нефтегазовые – прим.авт.) прогнозируются, исходя из цены на нефть, равной средней цене за последние 10 лет (равное использование всех доходов – прим.авт.). Кроме того, чистые заимствования не должны превышать 1% ВВП, «сверхплановые» доходы, обусловленные более высокой ценой на нефть, поступают в Резервный фонд, а недостаток доходов, обусловленный низкой ценой на нефть, из него возмещается.
Зависимость независимых
Через три месяца, рассказал Лавров, Россия войдет в новый бюджетный период, когда будет планироваться бюджет на 2013 год. К слову, в недалеком прошлом нашей стране было принято решение о разграничении расходных обязательств и переход от традиционной схемы составления бюджета к ориентированности на результат – так в России появилось трехлетнее планирование.
Возвращаясь к бюджету 2013 года, хочется отметить, что через три месяца столь же важным (наравне с нефтяным – прим.авт.) для России будут вопрос: кто встанет у руля публично-правового образования «Российская Федерация».
От результатов выборов мы тоже за последнее десятилетие стали весьма зависимы – цены, уровень жизни, социальные гарантии…
Оксана Ефимова,
Вовремя:ру
11.12.11