Застрахованные маршруты

01.02.2013

Диалог в автобусе:

Вы выходите на следующей остановке?

— Нет.

— Тогда давайте меняться.

— А что у вас есть?

На поворотах судьбы

Каждый, кто пользовался услугами общественного транспорта (в частности, казанского), чувствует себя последним… пассажиром. Анекдоты типа: «- Вы выходите? — Нет! — А я не спрашиваю, я предупреждаю» или «Осторожно, не порвите мне колготки своими очками» уже давно не вызывают приступы бурного веселья. Да и вообще не кажутся смешными. Поскольку это обычные трудовые будни «безлошадного» казанца.

Более половины водителей казанских автобусов (да и чего греха таить, троллейбусов и трамваев) – латентные экстремалы. То резко и неожиданно тронутся с места (наверно, водитель в тот момент думает – «эх ма, я же на целых 36,5 секунд отстаю от графика!»). То наоборот внезапно затормозят («надо же, за желтым сразу загорается красный! какая неожиданность!»). Помимо этого в Казани горели уже почти все виды общественного транспорта (кроме метро). Чудом люди не пострадали. Если бы пожар случился в метрополитене, в тёмном тоннеле вряд ли обошлось бы без жертв.

По счастью, не смотря на вышеприведённые факты, серьёзный травматизм в общественном транспорте – пока редкость.

 

На опережение

Однако, мудрые государственные мужи рассудили, что проблему легче предвосхитить.

Ещё 14.06.2012 был подписан Федеральный закон №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

А постановлением правительства РФ утверждены обязательные страховые взносы на всех видах общественного транспорта за исключением метро и легкового такси. То есть законом метрополитены и таксисты освобождены от уплаты страховых взносов, но (вот радость пассажирам!) отнюдь не от возмещения ущерба пассажиру. При этом законом предусматривается компенсация даже за повреждение багажа. Однако, чтобы получить выплату за порчу багажа факт перевозки следует подтвердить соответствующей багажной квитанцией. Правда, корреспондент «Вовремя» не помнит случаи выдачи таковых в казанских автобусах. Как впрочем, и наличие багажного отделения в них.

Суть законодательной новеллы следующая: если с 1 января 2013 года перевозчик не застрахует свою ответственность перед пассажирами, то уже сам будет возмещать ущерб и выплаты будут те же, что прописаны в нормативах. Есть как бы иллюзия выбора. Но понятно, какой путь изберут перевозчики.

Контроль за исполнением перевозчиками обязанностей по заключению договоров  гражданской ответственности перед пассажирами осуществляет орган транспортного контроля и надзора — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), путём установления наличия действующего договора ОСГОП (проверка может быть проведена в том числе, по заявлению потребителей). Контроль будет осуществляться с 1 апреля 2013 года.

 

Неплохие выплаты

Законом предусмотрены следующие лимиты на одного потерпевшего (на каждый страховой случай):

• 2025000 рублей – при причинении вреда жизни;

• 2000000 рублей – при нанесении ущерба здоровью;

• 23000 рублей – при повреждении или гибели имущества (не менее 600 рублей за один килограмм веса багажа и 11000 рублей за иное имущество каждого потерпевшего).

При тяжком вреде здоровью (при наличии одного из квалифицирующих признаков) или причинения вреда жизни потерпевшего – выгодоприобретатель (пассажир) имеет право получить предварительную выплату в размере 100000 рублей в течение 3-х рабочих дней после обращения к Страховщику (с предоставлением заявления и необходимого перечня документов).

Ранее человеческая жизнь оценивалась по Указу президента РФ (тогда ещё Бориса Ельцина) от 1992 года. Тогда она стоила около 12 тысяч рублей.

Правила оформления документов для получения возмещения и предварительной выплаты по договору такого страхования утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря2012 г. N 1378 «Об утверждении Правил оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров». Данным постановлением определены документы, которые выгодоприобретатель (пассажир), его законный представитель или представитель, действующий по доверенности, представляет страховщику для получения возмещения (его части).

Эту информацию «Вовремя» любезно предоставила пресс-служба казанской мэрии.

Интересно, что в Татарстане обязательное страхование пассажиров в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется ещё со 2 декабря 2008 года. Правда, только при междугородних автоперевозках. Билет, купленный на татарстанских автовокзалах, одновременно является и страховым полисом обязательного страхования пассажиров. Всё это закреплено в Методических рекомендациях по организации деятельности автовокзалов, пассажирских автостанций в РТ. Эти рекомендации, в свою очередь, являются приложением к приказу №119 от 2.12.2008 г. Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ.

 

Законодательная новелла – тайна для транспортников?

Вот так немудрено, простой ведомственной инструкцией в республике уже давно страховали жизни и здоровье пассажиров. К сожалению, корреспонденту «Вовремя» так и не удалось узнать главное – насколько дороже стал билет на междугородний автобус, благодаря страховому сбору. Это целая история.

В данный момент на Казанском автовокзале (куда корреспондент предусмотрительно обратился за комментариями) отсутствует директор. Не совсем, а временно. Заместителя у него, как выяснилось, нет. Все вопросы – к главному бухгалтеру, телефон, которого совершенно не реагирует на звонки из вне. Вот так круг и замкнулся.

Надо отметить, что корреспонденту «Вовремя» совсем неохотно давали комментарии по этому вопросу в АТП города. Почти все рекомендовали обращаться со своими вопросами в мэрию. Попутно выяснилось, что некоторые казанские ПАТП – это городские МУПы.  Спасибо пресс-службе мэрии – там откликнулись на просьбу корреспондента «Вовремя» разъяснить подробности нового закона.

Правда, один юрист из АТП №9 всё-таки дал короткий комментарий корреспонденту. Но при этом не назвал свою фамилию (как это не смешно). По его словам, каждое АТП будет самостоятельно искать себе страховую компанию на рынке. Что отнюдь не исключает рекомендаций сверху.

 

Кто будет платить?

Предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от видов транспорта, вида перевозок отдельно устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 № 1344 «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров».

Самый низкий страховой взнос по утвержденной таблице транспортным компаниям придется платить за пассажиров трамваев. За каждого пассажира надо будет перечислить страховщикам по 11 копеек. Троллейбус не намного дороже — по 23 копейки. За пассажира пригородной электрички будут платить 1,84 рубля. А за тех, кто передвигается на автобусе — по 1,57 рубля. Самый дорогой будет страховой тариф за пассажира круизного речного маршрута — 1664 рубля. За авиапассажира компании заплатят 601 рубль.

Вопрос с ценами за проезд в общественном транспорте один из самых сложных. Сами транспортники цены не устанавливают. Их регламентирует Госкомитет по тарифам. Но с другой стороны, введение страхования ответственности перед пассажирами, безусловно, увеличит себестоимость перевозки.

По мнению экспертов, компании, имеющие наиболее высокие страховые тарифы (процент страховой суммы) переложат издержки на пассажиров, просто включив страховку в стоимость билета. Самыми дорогими при заключении договора являются морской, воздушный транспорт, междугородние и международные автобусные перевозки, внутренний водный транспорт.

Что касается городского пассажирского и железнодорожного транспорта, то там, по прогнозу мэрии Казани, тарифы жёстко регламентируются и согласовываются с правительством региона. Поэтому рост тарифов там будет, но он окажется ниже, чем в вышеперечисленных отраслях, и повышение стоимости транспортных услуг произойдёт не сразу после принятия новых правил, а будет, скорее всего, осуществлено в рамках плановой индексации тарифов на перевозку.

 

Безопасных поездок на любом виде транспорта желает всем

Дмитрий Смирнов

Вовремя.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также