Заседание экспертного совета: день третий

02.10.2012

 

Не каждая утка доживает до середины осени.


Третий судный день

Вот и пришла золотая осень. За окном нескончаемым потоком льется влага – небесная кара за невоздержание летом. Чуть прогреет асфальт, пробившееся из-за туч солнышко и на душе становится как-то радостно и весело.

Но для полного счастья не хватает только денег на реализацию задуманного. Для решения этой проблемы и собрались погожим осенним днем члены экспертного совета на очередное заседание, где решается судьба грантов по программе «Социальный бизнес».

Эта мелодрама на тему поющих романсы финансов длится уже третий день (если не считать, что был ещё первый и, как наивно полагали члены совета, последний) этап отбора. Родными, как стены дома, кажутся уже интерьеры инновационного технопарка «Идея» членам совета. Настолько, что начинают задумываться они над инновационностью переделанного под стиль wi-fi здания.

Меж тем редеют их ряды. Кто-то выходит покурить, кому-то звонят по телефону, а кто-то без кофе уже не может воспринимать шелест бумаг, издаваемый ведущим, без приличествующего подобному случаю храпа.

И в этом нет ни капли их вины. Эксперты и так всю душу отдают на развитие мелкого бизнеса. Но их душевный порыв имеет преграды. Во-первых, в виде унылого интерьера. И, во-вторых, оживление в зале никоим образом не входит в диссонанс с интерьером. Потому что почти отсутствует.

За один день совет разбирает 100 заявок. Логично было бы ожидать очереди страждущих грантов граждан в коридоре и толпы им сочувствующих с плакатами: «Мы верим в Васю Загоруйко!» за окном. На деле же в лучшие минуты в зале едва ли наберется 15 человек. Причем, двое из них – скрытые агенты СМИ.

То ли дождливая погода, навевающая сонливость, то ли всеобщая социальная апатия, вызванная тем же дождем, а может строительство развязок, окончательно отрезавшее центр Казани от цивилизации, послужили причиной тому факту, что надежда и будущее нашего бизнеса не смогли попасть в технопарк. Их личное присутствие вполне могло бы несколько оживить процесс естественного отбора.

Зато интригу вносили опоздавшие. Их проекты рассматривались по 2 раза. К тому же порой защищать разные проекты выходили одни и те же люди (может, поэтому в зале было не многолюдно). Их лица, наверно, уже примелькались за три дня и члены совета могли бы обсуждать с ними подробности личной жизни.

При таком численном перевесе «судей» над «игроками» игра идет как-то не очень бодро. Эксперты, задавая вопросы претендентам на грант, обычно даже не включают микрофон. Отчего слышен шелест перебираемых документов и призывный и монотонный стук, раздающийся откуда-то с потолка. Глухие удары эхом разносились по залу. Казалось, наверху прибивают к полу нечто инноваторское.

Под такой аккомпанемент процедура отбора казалась ещё более жесткой.


Укуси меня пчела!

Альтруизм экспертов был вознагражден в этот день. И не только чувством выполненного перед малым бизнесом долга.

Дело в том, что заседание было крайне познавательным. Благодаря всё-таки добравшимся до технопарка конкурсантам можно было узнать, что уже давно короновали пчелу, что в Казани научились предсказывать будущее ребенка с вероятностью 86%, как научиться держать осанку и много других небесполезных в народном хозяйстве вещей.

Но обо всем по порядку.

Поразительна была презентация проекта «Татарская медовия». Интригует уже загадочность названия. Для начала молодой человек раздал членам «большого жюри» контейнеры с чем-то вкусным внутри. Параллельно дама, представлявшая проект, объясняла собравшимся, что официальная медицина не всегда справляется с лечением болезней. Посетовала на отсутствие профилактики (пикантность ситуации придавало присутствие в комиссии дипломированных медиков). На помощь населению Татарстана спешит Ёе величество пчела (терминология конкурсантки). Она (в смысле, конкурсантка, а не пчела) уже открыла в Казани пчелиную аптеку. Там нет работников-пчёл (как могли подумать недалекие обыватели), не пристало королевам торговать. Зато в пчелиной аптеке в избытке представлены продукты, созданные Их Величествами.

Но что аптека? Конкурсантка задумывается над открытием центра апитерапии в Казани. У неё явно присутствует увлеченность. И грандиозные планы – собрать в одном месте всех консультирующих апитерапевтов. На это собственно и пойдут государственные деньги. Где сейчас консультируются любители мёда (по словам претендентки на грант – мед лучше не употреблять без консультации со специалистом, он влияет на давление), трудно приложить ум.

То, что в больницах часто не хватает элементарных лекарств, а у «Скорой помощи» обезболивающего, — сущие пустяки. Скоро лечиться будем медом. Осталось только, чтобы данный проект одобрили эксперты.

На прощанье претендентка на «сердце» соцбизнеса пожелала совету: «Да ужалит вас пчела!» Это якобы древнее пожелание здоровья на Руси. Прибавил ли этот садомазохисткий месседж ей голосов, трудно сказать.  


Sms-ка на память

Другой конкурсант рассказал о «Школе полезных привычек». Оказывается, она давно уже работает в Казани, и учатся там (если этот процесс можно так назвать) отнюдь не дети.

По совершенно справедливому замечанию «учителя» из данной школы, никакой тренер не поможет, если нет внутренней мотивации. Поэтому тренинги далеко не всегда оказываются эффективными.  «Заряда» хватает, в лучшем случае, на несколько недель.

Что же делать? Выход найден. «Ученику Школы» первоначально дается инструкция, как организовать свое время, чтобы никуда не опаздывать. Или как научится держать осанку. Все пошагово расписано с конкретными упражнениями. После инструктажа человек выпускается в жизнь. И чтобы он не подзабыл в мирской суете о скрижалях самосовершенствования (выражающегося в прямой спине), ему в течении 90 дней по три раза на дню приходит sms-ка. Она волшебным образом давит на совесть и побуждает организм что-то предпринять, чтобы заставить замолчать голос совести. Примерно так, наверно, представляют себе свое детище инициаторы проекта. Кстати, берут за трехмесячное включения будильника-совести они недорого – всего 555 рублей.

То есть предприниматели ни в чем себе не отказывают (при таких гонорарах). Но деньги им всё-таки нужны. Чтобы автоматизировать с помощью специальной программы процесс рассылки sms. Должно быть, сейчас предприниматели испытывают танталовы муки, отправляя вручную каждому клиенту по 3 sms-ки в день.

Единственный вопрос, возникающий по поводу этого незаурядного проекта: каким образом мотивация связана с рассылкой. Изначально замотивированный человек не нуждается ни в каких напоминаниях (если только он – не склеротик). А незамотивированный будет просто игнорировать свой телефон. Но с другой стороны, раз есть такие, которые платят за это деньги, почему бы и нет?


Казанские нострадамусы

Одна конкурсанта с серьезным видом и безаппелляционно заявила: физиологами доказано, что человек от рождения наделен примерно 40 задатками. Из них в итоге получается 4-5 талантов.

Так вот местная уникальная методика позволяет определить, что из ребенка получится в будущем. И правильно профориентировать его в старших классах. Главное, чтобы он не очень сопротивлялся. Если так дальше пойдет дело, то в скором времени по капле крови младенца будут определять,  к какой касте его отнести. Короче, Ломброзо нервно курит в сторонке.

Пока методика (слава Богу) добровольная. Но спрос, по словам конкурсантки, уже есть. И не маленький – есть договоренности со школами и родителями. Стоимость исследования склонностей и талантов одного ребенка – 2000 рублей. Интересно посмотреть на того родителя, который отдаст пару тысяч, чтобы узнать, что его чадо не годится в президенты. Всё-таки кем быть, поваром или менеджером – не плохо бы спросить у того, кому собственно и предстоит сделать выбор – у самого подростка. Не может выбрать самостоятельно? Значит, талантлив во всем!

Деньги в данном случае нужны на оргтехнику, программное обеспечение и патентирование. То есть требуется МФУ тысяч за 100, программка для подсчета клиентов – ещё 100 тысяч, весы для определения массы лобных долей – ещё + 100. А уж без патента никак – за такую методику конкуренты душу продадут, поэтому надо, конечно, подстраховаться.


Рождение, труд, смерть и социальный бизнес

Ещё просили денег на трактор, который должен вспахивать огороды всем желающим сельчанам; на грузовик ЗИЛ, который переоборудуют в передвижную баню  (кстати, попутно выяснился забавный факт – на весь Тюлячинский район наличествует одна баня, да и та работает только по выходным, так что данный проект – жизненно важный, окупаемый и несомненно креативный); на планшетники для юридической фирмы. Да разве все перечислишь. На заседании экспертного совета можно услышать столько, что хватит не на один роман.

Допустимые размеры статьи не позволяют уместить столько заманчивых идей. Но трудно удержаться, пройдемся хотя бы пунктиром.

Фирма ритуальных услуг надеется с помощью гранта снизить себестоимость венков (рынок сбыта, понятное дело, не ограничен). На целых… 13%.

В Казани есть частное образовательное учреждение, где готовят рабочие кадры. И его ученикам есть, где проходить производственную практику. Понятно, что 600 тысяч для такого дела мало. Они потребны только на плакаты и прочие учебные пособия.

Существует в Казани агентство по подбору суррогатных матерей. Даже в этом мы не отстаем от мировых трендов. Социальность последних трех проектов трудно поставить под сомнение. Рождение, труд и смерть – это три составляющие бытия.

«Вовремя» надеется  в дальнейшем отчитываться о ходе рассмотрения заявок по программе «Социальный бизнес». Тем более, что осень за окном распогодилась, и можно ожидать наплыва конкурсантов.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
02.10.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также