Зачем Гуглу луноход?!

27.04.2012

Конкурс в 30 млн. американских долларов

История гугловского конкурса Google Lunar X Prize с призовым фондом 30 млн. долларов, «уходит корнями» в 2007 год – именно тогда, если верить  информации из поисковых систем, фонд X Prize и компания Google объявили о начале конкурса. Что интересно, из заявленных 30 млн. победитель получит лишь 20 млн. долларов. Остальные 10 млн. долларов запланировано потратить на дополнительные подарки участникам. Единственным и обязательным условием является частное финансирование проекта – государственные источники могут покрывать не более 10% расходов. Позже эта формулировка трансформировалась в 25%. На конкурс по официальным данным заявились 29 команд из 17 стран мира. По данным на 16 апреля текущего года 26 из 30 заявленных команд уже строят луноходы для покорения спутника Земли.

Чтобы получить первый приз в размере 20 млн. (есть второй и дополнительные призы – прим.авт.), команда-участник  должна произвести мягкую посадку своего мобильного робота – лунохода на поверхность земного спутника – Луны. Сделать это нужно не позже заявленной конкурсом даты – 31 декабря 2015 года. После посадки на Луне робот должен пройти не менее 500 метров, подтверждением его приземления будут служить два пакета с заранее оговоренным объемом данных в 1 Гб. В первом пакете должны быть: 8 минут видео, приближенного к реальному времени, о прилунении и начале пребывания на Луне, то же самое видео, но в высоком разрешении (куда без современных технологий – прим.авт.), автопортреты каждого из приземлившихся луноходов и посадочного модуля. Кроме видео конкурс требует панорамное фото – Луны, фото логотипов на луноходе и «полезной нагрузки, предоставленной оргкомитетом.

Второй необходимый по условиям пакет должен вместить 8 минут видео, приближенного к реальному времени, снятого в движении, в том числе и в высоком разрешении.  А также все заявленные в первом пакете фотографии, но уже после прохождения луноходом положенных 500 метров. Второй приз – в размере 5 млн. долларов получит команда, луноход которой придет к «финишу» вторым, разумеется, при выполнении всех конкурсных условий. Второй приз может быть вручен даже раньше первого, если команда первой осуществит доставку лунохода на Луну, а требования конкурса будут выполнены лишь частично.

В качестве дополнительных призов озвучена сумма в последние 5 млн. из заявленных 30. Рассчитывать на нее могут участники, луноход которых пройдет не 500 метров, а 5 километров, переживет лунную ночь (длится она ни много ни мало – 14 (!) земных суток – прим.авт.), найдет на Луне воду. Кроме того, обозначенная сумма может окажется в руках у тех, чей аппарат передаст на Землю изображения артефактов — космических аппаратов, прилунившихся во время первой лунной гонки и других свидетельств исследования Луны. Например, следов астронавтов или колеc луноходов.

 

«Наши» в конкурсе

 

В лунной гонке нашу страну официально представляет только одна компания-участник – «Селеноход». В команде, отмечено на официальном сайте компании, энергичные, амбициозные инженеры, конструкторы, программисты и менеджеры, имеющие опыт участия в таких космических проектах как «Бауманец», «УгатуСат», «Икар», Globalstar, «Комета», «Ресурс-ДК», «Ангара-5». Экспериментальный аналог будет готов этим летом. Он будет оснащен лыжно-шагающим механизмом. Техника перемещения лунохода будет основана на выдвижении опор лыж и последующем накатывании на них. Вес автономного робота составит 5 кг, в невесомости он станет значительно легче. «Селеноход» будет проходить испытания на поверхности, которая идентична лунному покрытию. Длина платформы несколько метров, а по периметру расположат холмы и кратеры.

Консультанты проекта – ветераны отрасли: профессор Михаил Маленков, принимавший участие в создании советских луноходов, и генерал-майор Вячеслав Довгань, который был водителем советских луноходов. Сам луноход имеет размеры обувной коробки, вес – 5 килограммов, скорость передвижения по Луне – 5-15 сантиметров в секунду. Масса посадочного модуля, – около 1,5 тонны. Поскольку лунный грунт напоминает по структуре рыхлый снег и в истории освоения Луны имелись случаи буксования колёсных луноходов, было предложено сделать луноход лыжно-шагающим. На сегодняшний день проект готов «на бумаге». «В металле» он может быть воплощён за два года. Если переговоры со спонсорами пройдут успешно, то российский луноход отправится в путь уже в 2014 году. Как заявил в одном из своих официальных выступлений руководитель компании «Селеноход» Николай Дзись-Войнаровский, планируется, что после завершения конкурса «Селеноход» не только будет заниматься луноходами, но и сможет зарабатывать деньги на созданных технологиях в робототехнике для земных нужд.

 

 «Космонавтика частная не от того, что в нее вовлечен частный капитал, а потому, что она удовлетворяет запросы частных лиц»

Космос уже довольно давно перестал быть некой государственной монополией, превратившись в средство зарабатывания денег. Тот же космический туризм, когда несколько людей с долларами в кармане, готовы отдать десятки млн. за то, чтобы неделю пожить на международной космической станции. Однако не все вокруг космоса построено на деньгах. Хотя без них в какой-то степени все равно необходимости – смотря кто и кому платит. В Америке, к примеру, ключевой негосударственной организацией является организатор конкурса с созданием лунохода – X Prize. Это негосударственный фонд, который на деньги спонсоров проводит конкурсы, призванные стимулировать развитие недорогих методов для автоматизированного исследования космоса. Первый конкурс был объявлен в 1996 году – необходимо было на частные деньги создать летательный аппарат, который поднял бы пилота и двух пассажиров на высоту 100 километров над поверхностью Земли, чтобы достичь официально признанной границы космоса. Приз составил 10 млн. долларов.

Последовавшие вслед за первым, в том числе и с заявками от государства – доставка космонавтов NASA на орбитальную станцию, конкурсы принесли компаниям-организаторам сотни миллионов долларов. Сегодня кто-то платит деньги даже за то, чтобы отправить свою фотографию в космос, заснять ее там, а потом хвалиться знакомым. Или, например, мелкие космические заказы, когда пиво в бочках возят на высоту в 100 километров, а потом продают как космическое. На Западе бизнесом в космосе увлечены Элон Маск – создатель электронных платежей PayPaI, Джон Кармак – компьютерные игры, Пол Ален – Майкрософт, операционная система, Ричард Герриот космический турист, сделавший компьютерную игру Ultima Online инвестирует космические фирмы. Джефф Безос – автор интернет-магазина, Amazon.com, у него своя космическая фирма.

В России все несколько иначе – «космические коммерсанты» стоят у самых истоков и в большей степени напоминают гаражные фирмы. Но если вспомнить, что в 90-х годах те же самые гаражные кооперативы принесли своим владельцам огромные деньги, то бороться есть за что. Для примера, фирма «Орбитальные технологии» собирается делать маленькие космические орбитальные отели. Попытки к развитию делают компании, занимающиеся космическим туризмом, правда, не столь успешно как в США. На заводе им. Мясищева начали собирать систему для космического туризма по заказу частного российского инвестора, который пожелал остаться неизвестным. Она может выводить 12 туристов на высоту 100 километров в небольшом челноке, который располагается на спине самолета-носителя. На сайте Космос.ru его создатель за 33 рубля  предлагает отправить фотографию или логотип фирмы, фото жены/тещи/девушки в космос и вернуть обратно. Пока он их только собирает, но  как только накопит, отправит в космос на российско-американской ракете.

Рынок в космонавтике, говорит, Николай Дзись-Войнаровский, есть, и он, безусловно, будет развиваться. Программы освоения Луны, по его словам,  есть практически у всех государств. А технологий создания космических роботов не так уж и много. По сути, ими пока обладают только две страны – США и Россия. В тот же «Селеноход», отмечено в спиче Дзись-Войнаровского, постоянно приходят идеи коммерциализации космоса. Одна из типичных и часто встречающихся – нанесение на «дно» лунохода логотипа фирмы, который при его движении будет оставлять следы на Луне. Фотографируешь и добавляешь себе популярности, спроса и продаж. Кроме того, есть фирмы из разных стран, которые пока не приносят прибыль, но уже обзавелись патентами на размещение рекламы на Луне. Более того, говорит Дзись-Войнаровский, уже началась патентная война за право продавать «лунные» рекламные площади. Как говорится, то ли еще будет…

 

Оксана Ефимова,

Вовремя.ру

27.04.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также