Японская экспансия

08.06.2012

Во всем мире есть только две страны для сравнения —
это Япония, в которой нет ничего и есть все, и Россия, в которой есть все и нет ничего.

Неизвестный автор

 

Российские регионы глазами японцев

6 июня, в то время, когда весь культурный мир распивал амброзию на дне рождения «нашего всего»  — «солнца русской поэзии», в Казани обсуждались более приземленные материи. А именно проблемы российско-японского сотрудничества по самым разным вопросам.

Обсуждение проходило в рамках V Российско-Японского инвестиционного форум с участием президента РТ Рустама Минниханова, министра экономики и промышленности Японии господина Эдано Юкио, заместителя министра экономического развития РФ Олега Савельева. В работе форума приняли участие представители чиновничества регионов России и префектур Японии. Хотя с японской стороны было больше  руководителей крупных и не очень национальных корпораций.

Корреспондент «Вовремя» побывал на круглом столе, посвященном региональному сотрудничеству. Действительно интересно же, насколько японская технологическая мощь проникла в российскую глубинку. Оказалось, проникла, но совсем не глубоко.

Хотя это смотря где. Например, в Татарстане по итогам 2011 года двусторонний внешнеторговый оборот между республикой  и Японией составил 101,3 млн долларов США (рост на 16,1% относительно уровня 2010 г.), в том числе экспорт – 22,9 млн. долларов США (рост на 46,8%), импорт – 78,4 млн. долларов США (рост на 9,4%).

Любопытно, что мы экспортируем в Японию. Неужели холодильники Pozis?

А вот японцы, а именно компания «Фуджицу» намерена построить в Лаишевском районе целый завод с IT-деревней рядом (чтоб сотрудникам далеко на работу не ездить). Там будут выпускать компьютеры, ноутбуки и сервера. Проект совместный с «ICL-КПО ВС». Средства по большей части выделяют японцы (у них же контрольный пакет). Правда, дело это не скорое. Продукцию отгружать новый завод сможет не ранее 2017 года.

С другими регионами ситуация не столь безоблачна.

По словам Мичихиро Хамано, директора АНО «Японский центр в Нижнем Новгороде», с точки зрения японских компаний вопросы регионального сотрудничества, прежде всего, упираются в проблему незнания. Японские компании имеют представительства, в основном, на Дальнем Востоке и в Москве. Первый близок (и географически, и по духу). Ну, а со столицей всё понятно. В россии 6 японских центров, которые «сводят!» предпринимателей из двух стран: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Владивостоке и Южно-Сахалинске (присматриваются к бывшим землям).

Сложностей, по словам господина Хамано, несколько. Но основных две.

Во-первых, японцам, привыкшим к островной жизни, психологически трудно уйти вглубь материка. (Впрочем, психологические комплексы моментально излечиваются терапией больших прибылей. Во всяком случае, в других странах.) Во-вторых, (и думается дело как раз в этом) – отсутствие так называемой малой логистики. Практически весь товарооборот осуществляется в 20-футовых контейнерах. По мнению Хамано, российское правительство должно создать специальную структуру, которая поможет МСБ отправлять и получать из Японии малые грузы. В чем – в чем, а в создании структур российской бюрократии равных нет. Целое министерство по Дальнему Востоку создали. Так что предложение Хамато в тренде.

Мало информации о российских рынках — это в век интернета всё-таки  больше отговорки. А транспортная проблема – серьезное препятствие для развития сотрудничества.

Сырье в обмен на технологии

Но всё-таки некоторое незнание России среди иностранцев присутствует. Поэтому роль данного Форума трудно переоценить.

Российская сторона показывала товар лицом, то есть пыталась в красках живописать райскую жизнь иностранных производителей на наших просторах. Странно, но принимающий гостей Татарстан был представлен как-то не внятно. На секциях, где побывал корреспондент «Вовремя», о нём вообще не упоминалось. Может быть,  многомиллионный товарооборот устраивает местные власти.

Рассказывали о красотах родной природы Артемий Кызласов, генеральный директор Управляющей компании ОЭЗ «Титановая долина», Алексей Кузнецов, исполнительный директор компании En+ Group и Александр Смекалин, министр стратегического развития и инноваций Ульяновской области (грозное название, скорее всего, должно побудить потенциального инвестора хотя бы найти область на карте).

«Титановая долина» — одна из самых мощных особых экономических зон в России. Вообще, их у нас аж 25. Но промышленных из них только 4 – помимо Свердловской области в Липецке, Елабуге и Тольятти.

Титановая долина расположена непосредственно около Нижнего Тагила на Урале. Ну, и Екатеринбург тоже не далеко. А Тагиле находятся такие промышленные гиганты как Нижнетагильский комбинат и известный с недавних пор всему миру Уралвагонзавод. Последний знаменит не только как кузница кадров для полпредств и администрации президента РФ. Здесь с нечеловеческими криками «Тагиииииил!» делают танки для нашей армии. В советские времена мы обгоняли по их количеству все страны мира вместе взятые. Теперь немного подотстали. И благодаря щедрому указу нового старого президента скоро наверстаем упущенное. Не исключено, впрочем, что и вагоны в Тагиле иногда делают тоже.

Здесь же неподалеку завод компании VSMPO-AVISMA. Это мировой титановый лидер – тут добывается 20% мирового титана и 70% «летающего» титана (во всем, что летает, кроме птиц и метеоров, есть частица данного производства, не без гордости заметил Кызласов).

Рядом с «Титановой долиной», как понятно  из названия большие залежи титана. И прочих полезных металлов. Сама ОЭЗ и окружающие предприятия относятся исключительно к группе А – производство средств производства. Это говорит о том, что родовая травма советской экономики (которая мало и плохо производила ТНП) ещё долго не заживет в российской реальности.

Только зачем здесь нужны японцы? Не поручим же мы им крепить танковую броню.

Всё просто, нужны новейшие технологии переработки титана. А также оборудование для горнодобывающих работ.

То есть даже если «Титановая долина» вся наполнится японскими новинками хай-тека, в ближайшие годы мы по-прежнему будет смотреть японские телевизоры. Утешить сможет только мысль, что они могли быть сделаны из нашего отечественного металла.

Кызласов, как мог, расхваливал условия в ОЭЗ «Титановая долина». Здесь дают следующие преференции: освобождение от земельного налога, снижение налога на прибыль до 15%, снижение таможенных пошлин и НДС на ввозимые компоненты (впрочем, Россия уже итак одной ногой в ВТО), наличие полной инфраструктуры с таможенными терминалами, жильем для сотрудников и, главное, избавление компании от встречи с бюрократией – УК берет на себя сбор и оформление документации.

Хотя такие же условия предоставляют и остальные особые экономические зоны. Отличие в том, что не везде есть титан.

От Волги до самых окраин

Кузнецов представлял компанию En+ Group. Это мало известная, но очень мощная компания. Одни из хозяев Сибири. У них 10% мировых запасов алюминия, 25% «Норникеля» и плюс ещё много полезных вещей. Таких как добыча угля, золота, гидро- и атомная энергетика.

Собственно Сибирь и Дальний Восток и предлагал японцам Кузнецов (как объект для инвестиций, разумеется).  Здесь простор для вложений огромный – вся таблица Менделеева, 75% природных богатств России. Правда, японцев туда вряд ли пустят.

Более интересный для наших бизнесменов проект: освоение рек. Гидроресурсами богата Сибирь – 2/3 от общероссийского достояния. Вот и предлагают японским компаниям вкладываться в гидроэнергетику.

 Момент выбран удачно. После трагедии на «Фукусиме» в Японии всерьез задумались над альтернативами. Электроэнергия всё равно японским островам нужна.

А министр из Ульяновска упирал в своей презентации на удачное географическое положение своей области. Непосредственную близость к автомобильному кластеру. Ведь неподалеку, в Тольятти делают предметы, похожие внешне на автомобили. Да и в самом Ульяновске есть УАЗ. Недавно туда вернулось сборочное производство «Исузу». Кстати, вернулось из ОЭЗ «Алабуга». Так что связи у ульяновцев с японцами уже налажены. Ну, и кроме того, авиапроизводство в Ульяновске тоже есть. Правда, дышит на ладан.

Японец и русский – братья на век

С японской стороны выступил Масао Фудзита, член правления компании «Комацу лтд». Компания производит строительную технику, технику для горнодобывающей промышленности и оборудование для нефте- и газодобычи.

В России (тогда СССР) «Комацу» уже более 40 лет – с 1968 года. Их техника осваивала Сибирь и Дальний Восток. Вот оказывается, кому надо сказать спасибо за наше счастливое настоящее. А мы ещё острова отдавать не хотим!

А недавно японцы ещё и построили завод в Ярославле. Он производит экскаваторы.

Но тут есть характерный нюанс. Господин Фудзита показал слайд, на котором были засняты коробки с разрешительной, подготовительной, согласительной и прочей документацией. Общая длина папок – 32 метра. Длинней японского скоростного поезда.

На согласовании ушло 2 года и 4 месяца (с февраля 2008 по июнь 2010 года). Российские товарищи подсказали господину Фудзито, что это ещё быстро для России. А ведь ещё надо непосредственно завод построить и производство запустить. Но и после этого прибыль сразу рекой не потечет в карман.

Вот и пример того, насколько выгодно открывать в России производство. Даже солидным иностранным компаниям, которые являются партнерами с незапамятных времен. Что уж говорить о своих предпринимателях.

Господин Фудзита порекомендовал тем, кто имеет желание вкладывать в Россию внимательно изучить 3 фактора (наличествующими или отсутствующими в данном регионе). Это: наличие квалифицированного персонала в правительстве региона, говорящего на английском языке (но тут у нас повсюду полный порядок – нет ни одного не квалифицированного чиновника); наличие земельных участков под производство («чистых» с юридической точки зрения и с подведенными коммуникациями); прозрачность бюрократических процедур.

Так же для потенциального инвестора будет иметь значение энергетическое развитие региона и наличие в непосредственной близости рынка сбыта.

Последнее обстоятельство сильнее всего мотивирует японских товарищей. Как рынок сбыта фенов, пылесосов и игровых приставок Россия уже практически завоевана. Но и в формате B2B с различными российскими организациями работать одно удовольствие. Особенно с добывающими компаниями и госструктурами. Там, если и считают деньги, то используют при этом исключительно деление (с заинтересованными сторонами) и умножение (первоначальной сметы).

А российскую сторону интересуют, прежде всего, инвестиции в производство средств производства. В крайнем случае, в производство средств освоения средств.

 

Дмитрий Смирнов

Вовремя.ру

8.06.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также