На кого спрос?
В качестве затравки к мероприятию организаторы традиционно представили итоги своей недавней online-конференции «Тенденции на рынке труда: спрос и предложения».
Согласно полученным данным, труднее всего на современном рынке труда найти технических и IT-специалистов, квалифицированных торговых представителей и менеджеров по продажам. В этот же список вошли инженеры, рабочие и руководители высшего звена. А самыми популярными в вузах продолжают оставаться экономический и юридический факультеты.
Формат круглого стола был выбран довольно оригинальный – обсуждение в ряде секций, обособленный вывод по каждой и общее обсуждение по итогам. Его, как пояснила директор Делового центра РТ – интернет портала TatCenter.ru Эльмира Гайнутдинова, предложил один из спикеров – директор по стратегическому развитию ООО «Деловое агентство развития Линк-Идея» Булат Тухватуллин.
— Этот формат мы с вами сегодня и апробируем, — заявила, давая старт дискуссии, Эльмира Гайнутдинова.
Кому интересна судьба студента?
Участников встречи, которых было порядка двух десятков, было решено разделить на три секции. Первой досталась тема «Эффективная карьера или пассивная безработица». В рамках второй предстояло обсудить разрыв интересов работодателей и соискателей. На третьей секции участники критиковали систему поддержки государством бизнес-образования.
— Сегодня большинство сотрудников желает зарабатывать не меньше 15 тыс. рублей и ничего при этом не делать, — «забросил удочку» в первую секцию модератор круглого стола, председатель Совета директоров Центра аналитических исследований и разработок, эксперт TatCenter.ru по социальным вопросам Александр Салагаев.
— Интересы работодателей при принятии решений не используются, их никто не отслеживает, — обозначил в ответ эксперт первой секции Булат Тухватуллин. — Хотя у вузов в последнее время появилась тенденция отслеживать результаты своей деятельности, следить за выпускниками, смотреть, как они продвигаются в карьере.
Системность комплексного подхода
В тоже время, отразил спикер, у самих выпускников в этом вопросе совершенно иная точка зрения – внимания со стороны вуза после получения диплома они не видят. С точки зрения министерства образования, по мнению эксперта, в работе вузов изначально существуют диспропорции. Вузы в основном государственные и финансируются из федерального бюджета. Главным менеджером чаще всего выступает министр, который на этот процесс «никак повлиять не может». Только в качестве рекомендаций.
— При этом вузы, когда выпускают специалистов, понимают, что часть из них устроиться не сможет, потому что высокая конкуренция, — выразил точку зрения секции Булат Тухватуллин. – И здесь есть определенное противоречие.
По его словам, нет четкой системы в отношениях между предприятиями (заказчиком – прим. авт.), учебным заведением (производственной структурой — прим.авт.) и гражданами – наемными работниками, подрядчиками.
— А эта система, в принципе, единственный возможный выход из создавшейся ситуации, — пояснил эксперт.
Студенты РТ стажируются за границей
Еще один аспект, выделенный Булатом Тухватуллиным – работодателю, как правило, нужны специалисты с опытом работы. И вузам нужно рекомендовать включить стажировку как обязательную дисциплину.
— Система стажировок работает и сейчас, — возразил проректор по научной работе Института экономики, управления и права Игорь Бикеев.
В качестве примера спикер привел собственный вуз, где работает система стажировок не только в российских регионах, но и в зарубежных странах. Для контроля за данным направлением, по его словам, в вузе работают «две штатные единицы», которые консультируют студентов.
Уровень зарплат россиян не позволяет получить хорошее образование
Мнение второй секции озвучила заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова. В частности, прозвучали предложения по более активной профориентации школьников и мониторинге востребованности выпускников. В тоже время замминистра отметила, что сегодня число учебных мест часто превышает количество абитуриентов. В этих жестких условиях вузы борются за каждого выпускника. В третьем предложении секции прозвучало создание системы образовательных кредитов и определенных льготных преференциях в этом ключе.
Третья секция, отвечающая за бизнес-образование и курирование этого вопроса государством, сделала вывод относительно того, что учиться желают многие, да только существующие зарплаты не каждому позволяют свое желание осуществить.
Обсудили участники и преобладание «книжных преподавателей» — практиков в вузах мало. Оппоненты отвечали: платят мало. Те же немногие, кто буквально кричал: «Ну возьмите меня в преподаватели!», теперь возражали: вузы не приглашают, идти самим вроде не с руки. А тот же Игорь Бикеев оспаривал, что только недавно пригласили вести курс гражданского права «самого» судью Верховного суда. «Зацепили», по его же словам, «интересной деятельностью».
Высказано, к слову было немало – вспомнили и опыт других стран в привлечении российских студентов на бесплатное обучение, ИУЭП, который предлагает сегодня, по мнению участников дискуссии, более грамотных специалистов в области ценных бумаг, нежели КФУ.
В итоге эксперты решили направить все прозвучавшие выводы и рекомендации в «соответствующие структуры». Вдруг что-то где-то, да заработает.
Оксана Ефимова,
Вовремя:ру
30.09.11