Выбираем шампанское для праздничного стола

19.12.2012

 

Кто не рискует, тот не пьет шампанское. Под Мендельсона.

 

Божественный нектар для дам

Существует миф, что древние греки, чтобы умилостивить Минотавра, возили к нему на съедение прекрасных девушек. По дороге они поили девушек шампанским, чтоб тем не было так страшно. По прибытии к Минотавру девушки уже требовали продолжения банкета и непосредственно Минотавра. А Минотавр забивался в угол и кричал, что здесь лабиринт, а не проходной двор.

Ну, шутки шутками, а без шампанского действительно и праздник – не праздник, и Минотавр с салатом оливье на вкус уже не тот. Примерно из такой логики исходят в Госалкогольинспекции РТ. Там традиционно в преддверии Нового года дегустируют игристые вина разных производителей. Дегустируют не только и не столько ради праздничного настроения, сколько ради того, чтобы помочь простым определиться с выбором (при подготовке новогоднего стола).

Вот и 14 декабря комиссия, состоящая из различных специалистов, дегустировала 11 видов шампанских вин. В неё входили представители различных организаций, занимающихся проверкой качества продуктов, а также технологи из компаний-производителей и директора оптового-розничных компаний.

К несчастью особо придирчивых потребителей, которые потребляют исключительно премиум-продукты, все тестируемые образцы входили в ценовую категорию до 200 рублей за бутылку объемом 0,75 литра.


Мнения экспертов и населения разошлись

Эксперты оценивали виды шампанских на глазок. То есть по преимуществу проверяли органолептику, насыщенность цвета, скорость пузырения и прочие важные параметры.

Не будем томить читателей и сразу огласим полученные результаты. В последнее время Госалкогольинспекция и её знаменитые дегустации не блещут оригинальностью. Побеждают, в основном, местные производители. Вот и сейчас, 2 призовых места разделила продукция винзавода «Казанский (филиал ОАО «Татспиртпром»). На первом месте – игристое с весьма оригинальным названием «Российское шампанское». На втором – «Линдэлэ» (узнаваемая, кстати, на казанских полках марка). Бронзовую награду компетентного жюри получило шампанское «Русское Золотое» (производитель — ЗАО КШВК «Росинка» из Тольятти).

Остальные участники скромно разделили другие места. Особо не понравилось большинству дегустаторов и заслуженно заняло последнее место «Южно-Российское» шампанское (производитель – ООО «АПК Мильстрим – Черноморские вина» из Краснодарского края). Один из экспертов даже посетовал, что зря данное вино выпускают в продажу. «Южно-Российское» заслужено заняло последнее место.

И продукция ОАО «Дербентский завод игристых вин» из солнечного Дагестана тоже скатилась в конец списка – на 8 место. Зато по продажам дагестанское шампанское безусловный лидер. Продукция Дербентского завода занимает половину татарстанского рынка в данном сегменте.

В то же время наш родной казанский винзавод продает только 8% шампанского в Татарстане. Кстати, 10% рынка занимает «Ариант» из Челябинска (по мнению экспертов он на 4 месте).

Может быть всё в цене? Бутылка дагестанского шампанского может стоить и 110 рублей. Хотя и наше татарстанское шампанское если и дороже, то только на несколько рублей. Впрочем, если говорить о «Линдэлэ», то тут цена легко достигает 200 рублей.

Зато импортное шампанское по объему продаж уступает даже казанскому. Например, в январе-октябре 2012 года итальянского шампанского марки «Москате спуманте каватина белое» (первое место по продажам в Татарстане среди иностранных производителей) было продано 3,4 тысячи дал. В тоже время российского шампанского казанского винзавода за те же 10 месяцев было продано 23,8 тысяч дал. Что уж говорить о дагестанцах, которые продали в Татарстане 138,7 тысяч дал шампанского.

С точки зрения (более точных и беспристрастных) лабораторных анализов все представленные образцы соответствуют ГОСТу. А шампанское в Росси делают по ГОСТу, а не согласно тех. условиям. Иначе это будет не шампанское.

Да и эксперты, честно говоря, большой разницы между представленными образцами не обнаружили, за исключением «Южно-Российского» шампанского.


Советы экспертов

Немного высказываний экспертов после дегустации.

Любовь Артамонова, заместитель ген. директора ЗАО «Тест-Татарстан», прямо и без обиняков заявила. Что ничего из представленного на дегустации не купила бы на новогодний стол. Вероятно, она предпочитает шампанское более дорогих марок.

Однако, больших претензий к представленным образцам у Артамоновой не было.

Татьяна Федорова, председатель правления Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности сделала вывод, что потребитель, увы, в первую очередь смотрит на цену при выборе продукта.

Представитель оптовика – директор ООО «Торговый дом Росич» Ольга Апенкина порадовалась за местных производителей. Она со своей стороны как патриот всегда готова поддержать местный продукт. До прилавков он точно дойдет.

Главный технолог ОАО «Татспиртпром» Лейсан Кутдусова рассказала, как потребителю отличить качественный продукт от не очень качественного в процессе распития.

По её, как таковой винный материал у всех одинаковый. Что в Шампани, что в Казани. Берут, в основном, южные сорта вин (например, Шардоне). Транспортируют – в Казань из Кубани. И здесь превращают в шипучий алкогольный напиток.

Однако в технологии могут быть недостатки. Как же их выявить?

Кутдусова советует обращать внимание на время, за которое поднимаются пузырьки в бокале игристого вина. Этот процесс должен занимать больше минуты. Иначе подозрение, что с технологией что-то не так, скорее всего, обосновано. Вызвать подозрения должен и слишком насыщенный цвет. Излишняя (с точки зрения художественного вкуса) желтизна просто возопиет об окислении продукта. Общее правило, чем светлей шампанское, тем лучше.

К сожалению, на стадии покупки определить (без лабораторных анализов) качество игристого вина представляется затруднительным. Есть общее правило: смотрите, чтобы на бутылке обязательно была наклеена марка Госалкогольинспекции. И следите за ценой. Дешевле 115 рублей бутылку – это либо суперпуперакция, либо… не совсем шампанское.


Ненапуганные ВТО

Помните, задолго до вступления в ВТО, по России стала ходить страшилка: вот вступим – и конец отечественному производителю. Проверим эту нехитрую мысль на примере сегмента игристых вин.

Беглый обход супермаркетов корреспондентом «Вовремя» выявил, скажем мягко, некоторое преобладание на полках дагестанской продукции. Впрочем, в достаточно больших магазинах ассортимент очень широк. В Казани намного больше видов и производителей шампанского, чем дегустировалось в Госалкогольинспекции.

Импортная продукция преобладает кое-где в самом дорогом сегменте. Да и то не повсеместно.

Недооценивают опасности вступления в ВТО и специалисты. Кудусова, например, сказала, что возможно поменяется само название российских игристых вин. Это связано с юридическими тонкостями. «Шампанское» — это всё-таки бренд.

А что касается остального, то Кутдусова надеется, что по вкусу идентичные виды игристых вин местных и зарубежных неотличимы для рядового потребителя.

Начальник отдела контроля за качеством алкогольной продукции Госалкогольинспекции РТ Юрий Митюшкин рассказал корреспонденту «Вовремя», что импортное шампанское практически всё дорогое. И цены снижать импортеры не собираются.

Поэтому низшему ценовому сегменту российских шампанских вин ничего не угрожает. Здесь спрос будет стабилен. Более того, если наше шампанское ещё немного подтянет качество, мы можем даже вытеснить импортную продукцию с наших прилавков.

Веселых новогодних праздников желает всем Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
18.12.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также