Бизнес будет стабильным, если доверять проекты оптимистам, а финансы — пессимистам. |
|
Ержан Орымбетов |
В Казани полным ходом идет наступление на мелкую розницу со стороны местных властей. То киоски сносят, то вещевые рынки угрожают закрыть. А торговцев выселить к черту на кулички (по-научному – в Новую Туру). А им в глубине души ещё Казань мила. Ладно, хоть не в старую Туру сослали.
Последние думские инициативы, посвященные борьбе с алкоголизацией населения и табакокурением — это тоже медленная смерть для части мелкорозничных торговцев. Правда, пока отсроченная на год или два.
Вообще, тенденция на укрупнение бизнес-потоков прослеживается почти везде. Видение будущего розничной торговли в мэрии, по всей видимости, таково: вся «поляна» поделена между сетевиками разного калибра.
Однако, такое положение не может сильно радовать непосредственных потребителей. Дело в том, что суперпупергипермаркеты в виду потребной для них большой площади открыть на каждом углу не получится. Да и в каждом квартале тоже. А казанцы не очень любят длительные пешие прогулки по магазинам (исключение – творческое сочетание бутиков и блондинок). На личном авто сейчас тоже особенно не наездишься. Скорость передвижения по городу – примерна равна скорости передвижения бешенной черепахи. Найти свободное «стойло для железного коня» непосредственно у торгового центра далеко не всегда представляется возможным. Даже выезд со стоянки около ТЦ превратился в иезуитскую пытку.
Дело могли бы спасти небольшие магазины формата дискаунтеров. И дешево, и от дома не далеко. Но тут появляется другая проблема – зачастую продаваемые там товары имеют невысокое качество. В случае с продуктами эта проблема приобретает острый характер.
И это не говоря уже о том, что конкуренция – двигатель торговли подрезается на корню.
Но и мелкий бизнес (на радость нам, рядовым покупателям) не сдается. Предприниматели ищут ходы, думают, как бы остаться «на плаву». В общем-то, на то они и предприниматели.
Они нашли пару выходов из того дурацкого положения, когда есть спрос и предложение, но постоянно мешает третья сторона, навязывая свои правила.
Во-первых, рынки перебираются под крыши, увлеченно маскируясь под капитальные строения. С фантазией по части дизайна пока напряженка. Зато по формальным признакам не придерешься. Опять-таки покупателям относительно тепло и сухо.
Сейчас мы, возможно, наблюдаем зарождение тенденции. Малый бизнес, тот, которому не удалось перерасти в крупный, потихоньку движется навстречу цивилизованности. Это не может не радовать потенциальных покупателей.
Практика самых передовых стран показывает, что с развитием технологий торговли рынки не исчезают. Всегда находится определенный сегмент покупателей, которым претит чистота торговых центров. Они ни за что не променяют её на возможность поторговаться.
К тому же, рынки – это музеи торговли (иногда) под открытым небом. Чистоту и налоговый порядок можно гарантировать даже в условиях рыночной торговли.
Психологически с начала 90 годов некоторые уверены, что товары на рынке дешевле, чем в магазине. Не смотря на появление многочисленных дискаунтеров самого разного формата, где цены покажутся доступными даже представителям беднейших слоев. Но против психологии доводы разума бессильны. Что обеспечит рынкам потребительский поток ещё надолго.
Второй вариант перезагрузки малого бизнеса демонстрирует ещё одну тенденцию последних лет, характерную для розничной торговли.
Корреспондент «Вовремя» может делать выводы только из наблюдений по Казани. Но, думается, столица Татарстана – это не какой-нибудь уникальный в этом смысле город. Скорее всего, тенденция захватила все мегаполисы России.
Речь идет вот о чем. Бизнес скупает квартиры на первых этажах жилых домов. И устраивает там магазины, парикмахерские, кафе, офисы по выдаче микрокредитов, юридические конторы и много чего ещё. Правда, скорее всего, скупают недвижимость и переделывают под торгово-офисное назначение одни, а берут в аренду и используют другие. Но это уже детали, общего тренда они не отменяют.
С одной стороны гипермаркеты удобны тем, что можно в одном месте купить сразу всё необходимое. К тому же за счет больших объемов ритейлеры держат низкие цены на продаваемую продукцию.
Но с другой – по мере увеличения благосостояния граждан всё больше интересует качество и сервис. В списке приоритетов они начинают обгонять стоимость товара.
И здесь вступает в свои права такая вещь как специализация. Именно специализация способна подарить потребителю и качество, и приемлемый уровень сервиса.
Продавец в гипермаркете вряд ли за всю жизнь сможет досконально узнать о каждом продаваемом им товаре, настолько там всё изобильно. На качественную консультацию в сетевых магазинах и супермаркетах лучше не рассчитывать.
Другое дело, маленькие магазинчики в формате – у дома. Корм для животных — отдельно, для людей – отдельно. Недаром в Казани стали появляться сети магазинчиков в жилых домах, где продают либо только мясо, либо только хлебобулочные изделия (собственной выпечки). Далее список велик: джинсовая одежда, книги, оптика, товары для детей, кафе турецкой кухни, электротовары, товары для бани и т. д. и т. п. Конечно, часто в одной торговой точке (бывшей квартире) могут совмещаться сразу несколько фирм. Например, аптека соседствует с парикмахерской. Это способ снизить арендную нагрузку на малый бизнес. Но принцип специализации от этого ничуть не страдает. Ведь фармацевт не стрижет приходящих за лекарствами. А парикмахер не помогает выбирать препарат.
Короче, специализация – великая вещь. За ней будущее. Люди, которые хотят, чтобы им не только всучили китайский (во всех смыслах этого слова) товар, а ещё и проконсультировали, как правильно им пользоваться, обязательно рано или поздно придут в специализированную торговую точку. Покупателям не хватает специалистов. Не все способны найти нужную информацию в интернете. Да и по времени эти гугл-поиски очень затратны для рядового пользователя. Куда проще – пришел, спросил, помогли выбрать, объяснили нюансы эксплуатации (потребления).
Эти 2 тенденции – оцивилизовывание мелкой розницы и разделение её по сегментам рынка определяют нынешнее и будущее «лицо» малого бизнеса.
Удачных покупок и продаж желает всем Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
26.10.12