Второе дыхание мелкой розницы

26.10.2012

 

Бизнес будет стабильным, если доверять проекты оптимистам, а финансы — пессимистам.

 

Ержан Орымбетов


Сети плюс муниципалы против МСБ

В Казани полным ходом идет наступление на мелкую розницу со стороны местных властей. То киоски сносят, то вещевые рынки угрожают закрыть. А торговцев выселить к черту на кулички (по-научному – в Новую Туру). А им в глубине души ещё Казань мила. Ладно, хоть не в старую Туру сослали.

Последние думские инициативы, посвященные борьбе с алкоголизацией населения и табакокурением — это тоже медленная смерть для части мелкорозничных торговцев. Правда, пока отсроченная на год или два.

Вообще, тенденция на укрупнение бизнес-потоков прослеживается почти везде. Видение будущего розничной торговли в мэрии, по всей видимости, таково: вся «поляна» поделена между сетевиками разного калибра.

Однако, такое положение не может сильно радовать непосредственных потребителей. Дело в том, что суперпупергипермаркеты в виду потребной для них большой площади  открыть на каждом углу не получится. Да и в каждом квартале тоже. А казанцы не очень любят длительные пешие прогулки по магазинам (исключение – творческое сочетание бутиков и блондинок). На личном авто сейчас тоже особенно не наездишься. Скорость передвижения по городу – примерна равна скорости передвижения бешенной черепахи. Найти свободное «стойло для железного коня» непосредственно у торгового центра далеко не всегда представляется возможным. Даже выезд со стоянки около ТЦ превратился в иезуитскую пытку.

Дело могли бы спасти небольшие магазины формата дискаунтеров. И дешево, и от дома не далеко. Но тут появляется другая проблема – зачастую продаваемые там товары имеют невысокое качество. В случае с продуктами эта проблема приобретает острый характер.

И это не говоря уже о том, что конкуренция – двигатель торговли подрезается на корню.


Под сенью Меркурия

Но и мелкий бизнес (на радость нам, рядовым покупателям) не сдается. Предприниматели ищут ходы, думают, как бы остаться «на плаву». В общем-то, на то они и предприниматели.

Они нашли пару выходов из того дурацкого положения, когда есть спрос и предложение, но постоянно мешает третья сторона, навязывая свои правила.

Во-первых, рынки перебираются под крыши, увлеченно маскируясь под капитальные строения. С фантазией по части дизайна пока напряженка. Зато по формальным признакам не придерешься.  Опять-таки покупателям относительно тепло и сухо.

Сейчас мы, возможно, наблюдаем зарождение тенденции. Малый бизнес, тот, которому не удалось перерасти в крупный, потихоньку движется навстречу цивилизованности. Это не может не радовать потенциальных покупателей.

Практика самых передовых стран показывает, что с развитием технологий торговли рынки не исчезают. Всегда находится определенный сегмент покупателей, которым претит чистота торговых центров. Они ни за что не променяют её на возможность поторговаться.

К тому же, рынки – это музеи торговли (иногда) под открытым небом. Чистоту и налоговый порядок можно гарантировать даже в условиях рыночной торговли.

Психологически с начала 90 годов некоторые уверены, что товары на рынке дешевле, чем в магазине. Не смотря на появление многочисленных дискаунтеров самого разного формата, где цены покажутся доступными даже представителям беднейших слоев. Но против психологии доводы разума бессильны. Что обеспечит рынкам потребительский поток ещё надолго.


Каждому — свое

Второй вариант перезагрузки малого бизнеса демонстрирует ещё одну тенденцию последних лет, характерную для розничной торговли.

Корреспондент «Вовремя» может делать выводы только из наблюдений по Казани. Но, думается, столица Татарстана – это не какой-нибудь уникальный в этом смысле город. Скорее всего, тенденция захватила все мегаполисы России.

Речь идет вот о чем. Бизнес скупает квартиры на первых этажах жилых домов. И устраивает там магазины, парикмахерские, кафе, офисы по выдаче микрокредитов, юридические конторы и много чего ещё. Правда, скорее всего, скупают недвижимость и переделывают под торгово-офисное назначение одни, а берут в аренду и используют другие. Но это уже детали, общего тренда они не отменяют.

С одной стороны гипермаркеты удобны тем, что можно в одном месте купить сразу всё необходимое. К тому же за счет больших объемов ритейлеры держат низкие цены на продаваемую продукцию.

Но с другой – по мере увеличения благосостояния граждан всё больше интересует качество и сервис. В списке приоритетов они начинают обгонять стоимость товара.

И здесь вступает в свои права такая вещь как специализация. Именно специализация способна подарить потребителю и качество, и приемлемый уровень сервиса.

Продавец в гипермаркете вряд ли за всю жизнь сможет досконально узнать о каждом продаваемом им товаре, настолько там всё изобильно. На качественную консультацию в сетевых магазинах и супермаркетах лучше не рассчитывать.

Другое дело, маленькие магазинчики в формате – у дома. Корм для животных — отдельно, для людей – отдельно. Недаром в Казани стали появляться сети магазинчиков в жилых домах, где продают либо только мясо, либо только хлебобулочные изделия (собственной выпечки). Далее список велик: джинсовая одежда, книги, оптика, товары для детей, кафе турецкой кухни, электротовары, товары для бани и т. д. и т. п. Конечно, часто в одной торговой точке (бывшей квартире) могут совмещаться сразу несколько фирм. Например, аптека соседствует с парикмахерской. Это способ снизить арендную нагрузку на малый бизнес. Но принцип специализации от этого ничуть не страдает. Ведь фармацевт не стрижет приходящих за лекарствами. А парикмахер не помогает выбирать препарат.

Короче, специализация – великая вещь. За ней будущее. Люди, которые хотят, чтобы им не только всучили китайский (во всех смыслах этого слова) товар, а ещё и проконсультировали, как правильно им пользоваться, обязательно рано или поздно придут в специализированную торговую точку. Покупателям не хватает специалистов. Не все способны найти нужную информацию в интернете. Да и по времени эти гугл-поиски очень затратны для рядового пользователя. Куда проще – пришел, спросил, помогли выбрать, объяснили нюансы эксплуатации (потребления).

Эти  2 тенденции – оцивилизовывание мелкой розницы и разделение её по сегментам рынка определяют нынешнее и будущее  «лицо» малого бизнеса.  

Удачных покупок и продаж желает всем Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
26.10.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также