Вступившие в ВТО

13.06.2012



Россия вступила в ВТО…

 

Система ВТО представляет собой в правовой форме своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Этот контракт предписывает каждому государству, присоединившемуся к ВТО, вести себя, как беспристрастный регулятор рынка по отношению к частным и государственным компаниям.

Несомненно, новые правила ведения торговли отразятся практически на всех хозяйствующих субъектах Российской федерации и потребуют изменений и перестройки подходов как внешнего так и внутреннего взаимодействия в компаниях.

 

 

Каким требованиям ВТО должно соответствовать российское предприятие в идеале?

В России часть предприятий за последние 10 лет сумела модернизироваться и принципе соответствует лучшим зарубежным стандартам ВТО, но таких немного (не более 5%). Но в основном эти предприятия сосредоточены в нескольких территориях России (столица, центральный регион и Западная Сибирь) и работают в нескольких экономических зонах с высокой стоимостью рабочей силы. Эти предприятия успешно приобретают зарубежные активы и конкурируют с местными компаниями как на российском, так и на внешних рынках. Их опыт показывает, что, безусловно, главным требованием со стороны ВТО по отношению к таким предприятиям является их качество менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансовой отчетности, служащей ориентиром для инвесторов и заказчиков. Такие предприятия обладают высокой конкурентоспособностью. Причем, не только локальной, но и глобальной конкурентоспособностью. ВТО для таких предприятий находка, поскольку помогает реформировать крайне актуальную для них налоговую и таможенную политику и уменьшить объем отчетности для фискальных органов. (планируется приведение отчетности к международным стандартам, а там требования другие)

И наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности по МСФО не по заказу налоговой инспекции с ее крайне запутанной и многостраничной отчетностью, а в соответствии с требованиями стандартов глобальной финансовой отчетности, принятой во всем мире.

 

 

Готовим свой бизнес к успешной работе в условиях ВТО

 

Прежде всего, нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Международный опыт предприятий, успешных в бизнесе в ВТО, показывает, что они тратят на подготовку и сертификацию своего персонала на менее 20% от общих затрат. В России этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% для крупного бизнеса.

Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия.

Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности на основе МСФО, а в перспективе внедрить глобальную систему финансовой отчетности (мультивалютная консолидация отчетности, соответствие мультинациональным требованиям, дает возможность совмещать отчетность и учет по компаниям (в т.ч. дочерним и филиалам) в разных странах в т.ч. по разницам в налогообложении, курсах валют и особенностях учета), так как это делают успешные корпорации в ВТО.

Малый и средний бизнес должен решить немало проблем в этой сфере и потому имеет невысокие показатели конкурентоспособности, главным образом местного характера. Поэтому, чтобы выжить в ВТО, ему предстоит это делать «на марше» иностранных экспортеров на рынки России.

Следует принять во внимание, что более 50 стран, создающих основной мировой ВВП, приняли решение, а многие из них уже приступили к переходу на МСФО вместе с проработками СМК (система менеджмента качества). Иными словами, весь мир условился: МСФО вместе с СМК — это следующая, более высокая ступень развития бухгалтерского, аудиторского дела и финансовой деятельности предприятия, способного конкурировать в ВТО. Фактически — это путь к глобальной финансовой отчетности, убирающей различия англо-американских и европейских стандартов финансовой отчетности.

Основная стратегическая цель бухгалтерского учета и аудита здесь заключается в том, что активы предприятия показываются в отчетности по МСФО как результаты процессов СМК (система менеджмента качества) в суммах реальных экономических выгод, заключенных в них, т.е. дают возможность судить о конкурентоспособности предприятия. Для достижения этой цели юристам, бухгалтерам, аудиторам, менеджерам и аналитикам нужно научиться решать задачи верификации (проверка на соответствие требованиям) и валидации (проверка на применимость для конкретных условий) финансовой отчетности в соответствии с учетом традиций и права бухгалтерского учета и аудита в европейских и англо-саксонских странах.

 

Про МСФО замолвите слово

 

Прокомментировать эту «необухгалтерию» мы попросили директора ООО «D&L оценка» Ларису Желнову. «Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) — стандарты, которые используют большинство мировых компаний для составления унифицированной отчетности, необходимой внешним пользователям в отношении компании для принятия экономических решений, — пояснила нам г-жа Желнова. — Основной смысл МСФО в том, что это единые стандарты для всех, на основе которых составляется отчетность».

Отчетность по МСФО содержит в себе необходимую информацию о финансовом положении, о денежных потоках, о результатах деятельности компании, и других. Так, например, инвестор из Австралии, который хочет инвестировать средства в российскую компанию, запросит финансовую отчетность. Даже если эту отчетность ему грамотно переведут на английский язык, он не поймет в этой информации ничего. Так как в отчетности, которую формируют в Австралии, совершенно другая структура, формы и т.д. Вряд ли инвестор захочет инвестировать туда, где он вообще ничего не понимает и не сможет контролировать результаты деятельности компании.

Более того, отчетность по МСФО – это инструмент, позволяющий сравнить несколько компаний в общемировом масштабе.

Таким образом, МСФО появилось для того, чтобы информация о компании, ее финансовые результаты были понятны и прозрачны для любого внешнего пользователя из любого государства. Ими могут быть аудиторы, акционеры, инвесторы и т.д., вне зависимости от языка, страны и т.д.

МСФО – это уже готовый инструмент для принятия некоторых управленческих решений. Тогда как российская отчетность чаще всего формируется для налоговой инспекции и не содержит в себе информации, достаточной для принятия управленческих решений.

 

Так зачем и кому нужна оценка в данной области?

 

«В рамках составления международной отчетности по международным стандартам, — комментирует Лариса Желнова, — для повышения ее достоверности широко используются услуги профессиональных оценщиков.

Наши клиенты, составляющие отчетность по МСФО, привлекают специалистов ООО «Ди энд Эл Оценка» в различных случаях. Специалисты ООО «Ди энд Эл Оценка» осуществляют оценку для составления отчетности по международным стандартам как в рамках проектов по МСФО (оценка активов при трансформации, экспертиза результатов оценки при аудите и т.п.), так и в качестве отдельного направления оказания услуг».

Вывод Вовремя: система МСФО со всеми из нее вытекающими последовательными действиями нужны прежде все тем компаниям, которые работают с серьезными западными кампаниями, ищут или уже работают с западными инвесторами, либо работают на перпективу выхода на европейские и американские рынки.

 

Специально для Вовремя.ру
Артем Наумов

 

14.06.2012

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также