Волшебники из страны инноваций

27.04.2012

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;

но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
(Козьма Прутков).

Какой термин не подбери – пионер, первооткрыватель, передовик или нововводитель – смысл другим не станет, а идеи этого инопланетного волшебника для большинства так и будут оставаться чем-то на грани разумного. Методику распознавания таких людей и умение с ними работать на днях преподали в рамках 7-ой Казанской венчурной ярмарки. Преподавателями выступили управляющий партнер Alexander Hughes CIS – Executive Search Consultants Сюзанна Дёнец и директор проектов фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова. Роль ведущей этой интерактивно-инновационной сессии досталась исполнительному директору НП «Круглый стол промышленников России и ЕС» Ксении Дацко.

Самая популярная ассоциация, связанная с термином «инновация» – российский аналог Кремниевой долины – инновационный центр «Сколково», набирающий обороты. В прошлом году центр выступил заказчиком специализированного опроса на предмет выявления в стране новаторов – людей с иным, чем у большинства россиян мышлением и массой уникальных, неподдающихся логике нововведений. Лариса Паутова называет таких волшебниками и инопланетянами. Как оказалось, из 7,5 тыс. опрошенных только 6% причисляют себя к людям, занимающимися инновациями и вовлеченными в них. Неравнодушных к термину оказалось чуть больше – 9% – их директор фонда «Общественное мнение» выделяет как несистемных инноваторов или полусистемных инноваторов. Для 31% участников опроса, которых волнуют исключительно тарифы ЖКХ,  плохие дороги и рост цен на товары, инновации инноваторы это «что-то, где-то как из космоса». Одним словом – инопланетные существа.

По словам Ларисы Паутовой к инноваторам можно смело применить все самые хорошие слова из нашего богатого русского языка – они коммуникабельны, мобильны, активны, независимы и индивидуальны. А кроме того, яркие оптимисты, продвинутые пользователи, люди весьма напористые и, что отличает их особенно – очень верят в себя. И, разумеется, в свои волшебные идеи. Мужчин в этой «стае» больше и все с высшим образованием.

Появление такого человека в коллективе не остается незамеченным – фонтан идей, мыслей, задумок, сложных терминов. Словом, та самая белая ворона. Для 55% россиян подобные коллеги вполне себе ничего – нравятся, 33% относятся с опаской и осторожностью и только 11% принимают инноваторов такими, какие они есть. Другой аспект, каково самим новаторам в коллективной ячейке общества. Из 7,5 тыс. опрошенных (и инноваторов в том числе – прим.авт.) 62% интересуются деньгами, 48% ценят надежное место работы, 33% – удобный график, 31% – карьерный рост, 22% –интересную творческую работу. Еще для 17% работа это возможность получать новые знания, умения и навыки, для 15% – чего-то достичь, для 12% – проявить инициативу.

Инноваторы ценят свободу действий и часто не подчиняются общепринятым в коллективе правилам поведения. Лёгкость присутствует лишь у системных инноваторов – в системе они давно и достигли необходимых для сосуществования понимания, осознания. Приняли правила. Несистемные, как правило, одиночки, которые не умеют объединяться и тяжело вступают в коммуникации. И, что плохо, у них нет умения защищать свои права. Бедные зеленые человечки…

Кстати, Лариса Паутова отметила, что сколько-нибудь стоящего инновационного развития в нашей стране не будет еще лет 5-8 – инноваторов-то всего ничего – 6%. С другой стороны, если мы будем лояльнее и терпимее к новым идеям (читайте – инновациям – прим.авт.), срок может оказаться значительно меньше.

Сюзанне Дёнец накануне сессии не спалось и она случайно увидела отрывок из выступления Дмитрия Медведева – президент 24 апреля выступил со своей премьерской программой. А сказано было следующее: «Инновационное развитие должно быть приоритетом будущего правительства. Кадры играют при этом важную роль. Надо привлекать людей, которые получили образование за границей и надо приглашать иностранных специалистов». Да, нет пророка в своем отечестве. И возникает вопрос, а готово ли наше будущее правительство платить таким специалистам. Особенно если учитывать, что, получив заграничное образование, многие там и остались, привыкли к другому уровню жизни и другим деньгам. Приглашенные вообще отдельный разговор – запросы повыше.

Речь, правда, идет об инновациях, новом будущем, гонке за лидерство и прочей атрибутике успешной и инновационно-развитой страны, к чему Россия стремится. Только поднимать ее на новые высоты действующий президент предлагает заграничным специалистам. Но это ведь не житель Кавказа или Азербайджана, приехавший на строительство жилого дома, а целый инновационно-настроенный специалист, требующий особого подхода и денежного довольствия. К слову, в Германии, Франции и Америке экспаты занимают руководящие должности. Мультинациональным подходом к кадровой политике отличаются также Испания и Италия. В России экспатов можно встретить лишь в транснациональных корпорациях.

Оценивая работу российского рынка в точки зрения специалиста по подбору кадров, Сюзанна Дёнец заметила несколько отличительных особенностей. Так, наш рынок отличает нехватка специалистов и топ-менеждеров, а экономика растет довольно быстро и кадры просто не успевают готовить. Нет в России и системы оценки эффективности работы. В итоге поиск специалистов для инновационной индустрии в родном Отечестве вызывает шквал вопросов: кого найти, где найти, с кем найти, за какие деньги, как удержать и как развивать. Почитав раздел Википедии «методы поиска новых сотрудников», спикер от души посмеялась – самый первый звучит как «поищи среди родных и близких». Подход, оценила Дёнец, совершенно не правильный.

В рекомендациях спикер отметила тот факт, что работодатели сами себе создают сложности – экономят чернила в описании нужной им позиции, чем затрудняют поиск. Денёц призвала активно работать с колледжами и вузами – как еще взращивать отечественные умы!? Не стесняться обращаться к специализированным рекрутинговым агентствам и не забывать заботиться о тех кадрах, что уже есть – без догляда и мотивации, и их можно потерять. Кроме того, имеет смысл создавать резерв потенциальных кандидатов, чтобы в случае, когда сотрудник уходит, поиски нового не растянулись на годы.

Напоследок американка напомнила, что «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи»…

 

Оксана Ефимова,

Вовремя.ру,

28.04.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также