Вместежитие

11.10.2012

Десяток студентов, отсыпающихся на двухъярусных кроватях. Коммуникабельный американский «индивидуал» (турист, в одиночку открывающий для себя мир), засидевшийся на кухне с четой пенсионеров из Швеции, которые приехали посмотреть российскую столицу. Поток заселяющихся и выселяющихся постояльцев. Примерно таковы трудовые будни хостелов — бюджетных мини-гостиниц.

Хостелы напоминают общежития: номера на 10–12 человек, удобства на этаже. Но это не студенческая общага, говорят хостельеры: в хостелах создается «правильная» атмосфера (никто не запирается в номере, можно поболтать с соседями в общей зоне), здесь чисто, безопасно и хорошие кровати (а не железные койки с застиранными полосатыми матрасами). Обычно есть уютная общая кухня, телевизор, Wi-Fi, иногда — библиотека. Ценовая политика московских хостелов подойдет самым прижимистым путешественникам: ночлег обходится в 450–500 рублей за спальное место. Заметная разница с отельными ценами — ведь стоимость номера в гостинице на окраине столицы, пребывание в котором может довести постояльца до мыслей о самоубийстве, начинается с полутора тысяч. Размещение в трехзвездочных объектах в Москве стоит уже от 5 000 рублей за номер.

Хостелы — нишевой бизнес, который можно с натяжкой отнести к гостиничному. И подходящий для малого предпринимательства. Но нужно быть готовым к сложному маркетингу: конкуренция на хостельном рынке растет, да и российских клиентов придется еще долго приучать к формату. «Иногда люди чуть не падают в обморок, когда заходят в комнату и видят ряды двухъярусных кроватей… — признает Виктория Кравцова, директор столичного хостела «HM». — У них поначалу сразу возникают «неправильные» ассоциации со съемными квартирами, забитыми гастарбайтерами, или воспоминания о собственном советском общежитском прошлом. Большинство россиян не знают, что такое современный хостел».

 

Кто-кто в хостеле живет?

Первые хостелы в России стали появляться в 1990-е годы. Активнее всего — в Санкт-Петербурге, куда традиционно едет много европейцев, привычных к такому формату размещения. Кроме того, в Питере немало обветшалого жилья в центре города, которое вряд ли подойдет для создания полноценной гостиницы, зато может быть переоборудовано под нехитрое общежитие. В Москве хостелы начали активно открываться в начале 2000-х — причем самыми крупными и передовыми поначалу были проекты иностранцев, которые ориентировались на туристов из‑за рубежа. «У нас только 10% клиентов из России, и мы никак не рекламируем себя на внутреннем рынке, — рассказали в хостеле Godzillas (основан в 2005 году бизнесменом английского происхождения). — Когда мы только открылись, московские хостелы нельзя было сравнить с западными: не было кухни и многих вещей, обязательных для профессионального хостела». Но постепенно рынок оживал, и россияне подтягивались под западные стандарты.

В основном энтузиасты хостельного движения просто арендуют квартиру, делают в случае необходимости ремонт, расставляют мебель и заселяют постояльцев. Не нужно сооружать сложных инженерных систем и оборудовать санузлы.

На руку хостельерам то, что в их бизнесе минимум бюрократии. Нет необходимости получать какие-либо лицензии или проходить сертификацию. По сути, они взаимодействуют только с проверяющими службами (Роспотребнадзор, пожарная охрана, участковый, налоговики — все стандартно). «Хостелы, как и, например, мини-отели в Санкт-Петербурге, — это бизнес, который в ряде случаев работает на свой страх и риск без легализации жилья в коммерческое использование», — комментирует Марина Усенко, исполнительный вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels. При этом немало хостелов в Москве состоит в международных объединениях и имеет специальные знаки качества, свидетельствующие о соответствии мировым стандартам.

Дмитрий Соболев, владелец московского мини-хостела «День и Ночь» (три номера) у метро «Китай-Город», три года назад открыл свое заведение, уложившись в 600 тысяч рублей. Хостел Соболева похож скорее на «квартиру друзей», чем на гостиницу. Знакомые помогли снять квартиру с ремонтом, сайт сделали своими силами, на раскрутку почти не тратились. «Наша ситуация специфическая, а в среднем на открытие хостела в Москве нужно не меньше миллиона рублей», — говорит он.

По мнению Соболева, выгодным может быть даже совсем небольшой хостел в 150 «квадратов» на 25 мест. Аренда обойдется, по его словам, в 150–200 тыс. рублей в месяц (12 тыс. за метр в год). По данным Даниила Мишина, владельца мини-сети хостелов Bear Hostels, средняя ставка аренды для хостелов в Москве — 13–14 тыс. в год за квадратный метр. Понятно, что с первого же месяца заполнить хостел не получится, — значит, нужно заложить в план оплату аренды на 3–4 месяца вперед. Плюс за последний месяц арендодателю и за услуги риелтору. Таким образом, на аренду уйдет не менее 900 тысяч рублей. В хостеле такого размера должно работать минимум два администратора в две смены, каждый на зарплате в 25–30 тысяч рублей. Остаются расходы на прачечную, коммунальные платежи, уборку. Далее — затраты на рекламу не менее 20 тыс. рублей месяц. Свои услуги хостельеры продвигают в основном в Интернете: сотрудничают с порталами бронирования, работают в социальных сетях, раскручивают свои сайты. Кроме того, клиентов можно искать через турагентства, которые готовы расселять своих клиентов в хостелах за комиссию в 10% от стоимости постоя. Выручка небольшого хостела может составить примерно миллион рублей в месяц, чистая прибыль — 700–800 тысяч.

Вернуть вложенные в бизнес деньги хостельеры могут за год–два, как уверяют участники рынка.

Впрочем, чтобы всерьез закрепиться в этой нише, нужно не только быть въедливым счетоводом, но и уметь создавать теплую атмо­сферу. «В хостеле не просто должно быть чисто и аккуратно, — говорит Дмитрий Соболев. — Успех будет зависеть от того, уделяете ли вы внимание людям, болтаете ли с ними по вечерам. Когда у меня есть свободное время, я с удовольствием вожу гостей на Воробьевы горы или монастыри показываю».

Но самое важное — все-таки расположение. Хостелы должны находиться в центре города, поблизости от музеев, театров, достопримечательностей, площадей — всего, что манит туристов.

Сегодня в Москве не меньше полусотни постоянно работающих хостелов, а на ресурсе HostelWorld (ведущий сайт бронирования хостелов по всему миру) — около сотни предложений по всей России. В среднем московские хостелы рассчитаны на 30 мест, максимум — на 130. За рубежом у хостельеров куда больший размах: там есть общежития почти на тысячу мест. Но в Москве, учитывая цену аренды и себестоимость строительства, мегахостелы вряд ли скоро появятся: такой объект потребует затрат на уровне строительства трехзвездочной гостиницы, а доходность его будет ниже, чем у отеля.

Большая часть постояльцев в московских хостелах — иностранные туристы. Впрочем, клиентов-россиян становится с каждым годом больше. «Их доля у нас выросла с 20 до более чем 50%, — говорит Дмитрий Соболев («День и Ночь»). — Среди молодежи уже не модно приезжать в Москву, например, из Питера и останавливаться у друзей. Всем хочется быть самостоятельными, никого не утруждать своим присутствием — и при этом экономить».

Однако по-настоящему массовым явлением размещение в хостелах для россиян еще не стало. На круг они по-прежнему остаются в меньшинстве среди хостельной клиентуры и заметно отличаются от среднестатистического путешественника с Запада. Иностранец, останавливающийся в хостеле, — это чаще всего так называемый бэк-пэкер, или «рюкзачник»: человек неопределенного статуса и возраста, странствующий по всему миру по нескольку недель, а то и по году, рассказывает Виктория Кравцова (хостел «HM»). Российский клиент хостела более прозаичен. Это просто люди, нуждающиеся в дешевом ночлеге: участники конференций, проводимых MLM-компаниями, спортивные команды, командированные, группы студентов, учащиеся курсов. Большой процент гостей приходится на тех, кому нужно получить визу в посольстве. «Российских туристов, которые приехали бы с целью посмотреть Москву, очень мало», — говорит Кравцова.

Бизнес на региональном фоне

Пока в региональных центрах России лишь единицы хостелов, рынок свободнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. По мнению Дмитрия Соболева, имеет смысл, например, создавать сеть хостелов в городах на Транссибирской магистрали, по которой любят путешествовать иностранцы.

Но большого потока иностранных туристов в российскую глубинку пока нет, так что хостельерам придется делать упор на внутренний туризм. Въездной туризм, по данным Росстата, вырос за 9 месяцев на 9%. Но туроператоры не видят устойчивого тренда к росту. Росстат учитывает все категории въезжающих иностранных граждан, а вовсе не только туристов. По данным Российского союза туриндустрии, за 2010 год поток иностранцев, посещающих РФ с туристическими целями, сократился на 8,5%.

Открывать хостел лучше в знаковых местах. Например, в городах, входящих в Золотое кольцо России. Московский хостел Godzillas выбрал для этой цели Суздаль: там уже несколько лет работает заведение на 40 мест под этой маркой. И если в Москве 90% постояльцев Godzillas — гости из‑за рубежа, то в Суздале большинство — россияне.

Эксперты гостиничного рынка не считают перспективы создания крупных сетевых проектов в хостельном бизнесе реалистичными. Серьезных инвесторов он вряд ли привлечет.

— Хостелы — беспокойный бизнес, требующий к себе повышенного внимания и приносящий невысокий доход, — комментирует Станислав Ивашкевич, замдиректора по развитию CB Richard Ellis. — Его никто не будет развивать в рамках корпорации. Большие компании ведь не строят сети, например, автомоек. Знаю случай, когда в крупную девелоперскую группу приходил человек с предложением сделать сеть хостелов. Ему сказали: не вопрос, сколько нужно денег? На что он стал выставлять условия: а давайте вы мне гарантируете доходность, выкупите потом мои хостелы… Это баловство, и никто на это не пойдет. По сути хостел — семейный бизнес. В Европе он обслуживается в основном семьями.

Пока не решен вопрос с регулированием рынка, инвесторы в этот сегмент не придут. Да, сегодня хостельеры существуют более или менее благополучно: хостелов по сути нет в законодательстве как юридического понятия. Но ситуация может измениться, предупреждает Иван Ксенофонтов. Готовится принятие поправок к закону

«Об основах туристической деятельности», по которым все отели будут подлежать обязательной сертификации. Сейчас она существует только в Краснодарском крае (ввели специально перед Олимпиадой). Хостелы не включены в стандарты и не подходят ни под какие из существующих: по площади на человека, количеству санузлов и пр. «Хостелы просто никто не учел, под них необходимо разрабатывать специальные стандарты, — заявляет Ксенофонтов. — Мы создали Лигу хостелов, чтобы бороться за свои права, пишем письма в Госдуму, Совет Федерации, Министерство туризма, но пока результата нет. Сегодня это главная проблема отрасли, мы все сидим «на чемоданах». Рассмотрение закона постоянно переносят, но это не будет длиться вечно. Он может вступить в силу уже летом 2012 года». Если стандарты для хостелов не будут созданы, на рынке останутся только игроки, готовые работать нелегально, считает Ксенофонтов.

Но если не учитывать законодательных коллизий, у хостелов неплохие перспективы: в России традиционно дефицит дешевого номерного фонда, что, кстати, во многом препятствует развитию въездного туризма. «Они перспективны, как и любое другое средство размещения в нашей стране», — говорит Станислав Ивашкевич из CB Richard Ellis.

Вера Колерова опубликовано в журнале «Бизнес-журнал»

№5 от 28 Апреля 2012 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также