Вирус страха

20.02.2012

Есть у нас, конечно, проблемы вечные, берущие своё начало как минимум от Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а как максимум – от создания государства российского: кроме дураков и дорог,  это наши климатические условия,  по большей части суровые, которые, увы, не располагают к позитивному восприятию действительности. Как писала Татьяна Москвина в «Табеле о нравах петербуржца»:  «Дефицит йода в невской воде гарантирует отсутствие в городе здоровых жителей из-за поголовного расстройства щитовидной железы». Ну, никогда не быть Северной Венеции Южной, а никогда нам не уподобиться оливковокожим, пышущим жизнелюбием и энергией итальянцам.

Помимо всего перечисленного, нас возмущают и бесконечно огорчают рост цен и тарифов, низкие зарплаты, нищенские пенсии и стипендии, — и это всё тоже постепенно перетекает в разряд «вечных проблем». Как-то не внушает оптимизма тот факт, что однокомнатная квартира в Москве стоит, например, 6 миллионов рублей, а ты, меж тем, получаешь свою «двадцатку», на которую должен оплачивать коммунальные услуги, проезд, покупать еду и делать, конечно, не spa-процедуры, но хотя бы как-то содержать себя в порядке. В общем, проблем полно. Крупных и мелких. Общих для всех регионов и частных.

 

«Когда так близко зона риска…»

Москва и Санкт-Петербург, безусловно, находятся в зоне особого риска, потому что над нами постоянно висит террористическая угроза. Сложно объяснить словами ситуацию, когда ты входишь в вагон метро, скажем, на следующий день после теракта. И пусть даже не в час-пик, но у всех пассажиров на лице читается только одна эмоция – страх; и никто не разговаривает, не читает газет и книг, не слушает музыку в плеере. Люди молчат и смотрят. И от этого напряжения даже 3 минуты от одной станции до другой кажутся невероятно долгими, и единственное что хочется сделать – поскорее выйти на улицу и отдышаться. И больше никогда не спускаться в метро, а если и спускаться, то только после пары стопочек «Новопассита».

Но потом эмоции, конечно, притупляются повседневностью: с графиком 5/2 и необходимостью пользоваться метро за неимением личного средства передвижения невозможно ежесекундно думать о том, что тебя сейчас взорвут. Иначе нам всем — прямая дорога в психиатрическую лечебницу.

 

Глядя в телевизор: давайте… бояться!

В общем, фобий и стрессовых ситуаций в нашей жизни полно. И они отнюдь не минимизируются, а наоборот – растут как грибы после дождя. И, увы, во многом благодаря СМИ. Эти механизмы, что неудивительно, замечательно описал Виктор Пелевин в рассказе «Некромент»: «В самом деле, ведь чем заняты современные СМИ? Они или промывают нам мозги по политическому заказу, или стараются разместить в нашем сознании психические вирусы, которые заставят нас покупать всякую ненужную нам дрянь». Лучше и не скажешь.

Как известно, самым массовым из СМИ до сих пор является телевидение. Большинство программ на нашем ТВ можно смело разделить на два блока: криминальные и развлекательные. Любопытно, что в последнее время стал появляться и некий синтетический жанр, который автор статьи назвал бы «криминально-юмористический». К нему можно, например, отнести судебные телепроекты, где адвокатши обсуждают во время слушания дела цвет кофточки свидетельницы или сериал «Прокурская проверка» — там грузный прокурор поедает печеньки, старушка-уборщица хохмит, — и всё это на фоне не самых весёлых событий. В общем, сплошное подтверждение довлатовскому тезису «В каждом деле должна быть доля абсурда».

Где-то посередине находится и ещё один жанр – разоблачительно-сенсационные передачи. (Иногда они соотносятся с криминалом, но не во всех случаях, — прим. авт.). Так вот именно этот пласт программ и формирует в нас панафобию, т.е. боязнь всего. Постоянное ожидание того булгаковского «кирпича на голову».  

 

Убийственная еда

В последнее время нам очень полюбили показывать то, что мы едим. Если вспомнить знаменитую формулу «ты есть то, что ты ешь», становится непонятно – как мы только до сих пор живы-то в этом подлунном мире?

Судите сами. Мы едим чёрную икру (не надо обольщаться – не натуральный деликатес, — прим.авт.), пирожные, заражённые кишечной палочкой, пельмени с крысиными хвостами, мясо с аскаридами, овощи и фрукты, обработанные нитратами и пестицидами. Что характерно – кроме констатации факта и смакования гнили и плесени – больше никакого информационного посыла эти программы не несут. Проверок в магазинах больше не становится, ценники всё так же «перебиваются», а впечатлительные граждане у экранов подвергаются перманентной панической атаке. И нет никакой гарантии, что в супермаркетах не эконом-класса всё по-другому, и под любой известной маркой, разумеется, может скрываться подделка.

Но вот представьте себе ситуацию: вы сидите в плетёном кресле на даче, кушаете нарезанный ломтиками сыр DORBLU, ароматный багет, спелый виноград и медленно потягиваете Chianti из бокала. Представили? Хорошо, а теперь давайте подумаем, что виноград отравлен ядохимикатами, что багет хватали грязные руки, что по DORBLU лазал табун крыс, а вместо Chianti вам в бутылку налили «Арбатское», «Исповедь грешницы» или же водичку с анилиновым красителем. Авторы передач про некачественную еду, видимо, хотят, чтобы мы думали так каждый раз, отправляя в рот кусочек какого-либо продукта. Или, может быть, чтобы мы вообще перестали есть: голодание, сыроедение, траволечение, — мало, что ли, способов справиться с губительным влиянием пищи? И люди, увы, верят, садятся на безумные диеты, не советуясь с врачами, пьют травы непонятного происхождения и биодобавки, которые как минимум создают эффект плацебо, а как максимум – наносят реальный вред организму. И был не один прецедент, когда такое бездумное самолечение якобы безопасными средствами приводило к весьма печальным последствиям.


Жить до 120 лет

Стремление жить долго и счастливо, обезопасив себя и близких – это вполне понятная вещь. Но единого решения для всех нет. Вспомните случай Савелия Крамарова, который был озабочен здоровым образом жизни и панически боялся рака: но никакие диеты и правильное питание тем не менее не уберегли его от онкологического заболевания. Осознание того, что кругом одни канцерогены, и якобы правильное питание, которое мы в связи с этим сами себе назначаем, не даёт нам никакой стопроцентной защиты.

Да, нам не прожить 120 лет, но иной раз мы сами сокращаем продолжительность своей жизни отнюдь не поглощением жареной картошки, а постоянным страхом из-за всего, что может с нами произойти. Если щепетильность и внимательность к себе перерастает в ипохондрию – это уже серьёзно. И вот вместо того, чтобы порадоваться солнечному утру, запаху сирени, весеннему дождю, мы сидим перед телевизорами и мониторами, думаем, что жизнь прошла, читаем про болячки, находим у себя симптомы, но не идём к врачам. Нам же виднее. Мы — сами-себе-врачи. И диагнозы выставляем себе on-line.

 

Адьёс, доместос!

На этом фобии не кончаются. Итак, новый миф: дезодоранты вызывают рак груди. В косметике и моющих средствах содержатся парабены, которые опять же провоцируют онкологические и эндокринные заболевания. В детских игрушках находят ртуть, свинец, фенол, формальдегид. И опять непонятно – что с этим всем делать? Видимо, остаётся только бояться.

Вот пишут на некоторых косметических продуктах – без сульфатов и парабенов, 100%-но натуральные ингредиенты. Верите ли вы таким рекламным уловкам? Но как же это проверишь: вы же не срывали персики для своего шампуня лично. А тут по ТВ вам намекают прямым текстом — мол, жена Ивана Грозного со-товарищницы умерла не иначе как от регулярного использования белил…

Нет, конечно, можно не пользоваться косметикой или делать её в домашних условиях (говорят, даже дезодоранты можно — прим.авт.). А посуду можно мыть без средств (кстати, насчёт посуды: и в ней находят полно вредных веществ! — прим.авт.). Но вода-то из крана! Не из родника же она к нам течёт. А хоть бы из родника — родничок-то загажен соседней фабрикой через грутовые воды… Кстати, говорят, что пользоваться при мытье посуды поролоновой губкой тоже вредно. Кругом одни бактерии и вредные вещества.

И что же нам, жителям мегаполиса, делать? Приобрести мясомолочную ферму, заниматься натуральным хозяйством, шить одежду из крапивы, делать самим косметику, посуду, а также игрушки своим детям — желательно деревянные, из экологически чистых пород? И — всё равно бояться. Туберкулёза в метро, свиного и птичьего гриппа (и думать при этом, что повязка-намордник спасёт от бактерий — прим.авт.). Бояться, что под нами обвалится эскалатор, у лифта оборвётся трос, что кто-нибудь скинет нам на голову горшок с цветком, что в магазине среди добропорядочных граждан окажется свой майор Евсюков, который откроет по посетителям пальбу? Список можно продолжать до бесконечности. Замечу только, что с таким вот подходом нам долго не протянуть – это точно. А тут еще майя лепту внесли. Вот тебе и здоровье нации.

 

«Над всем этим парит конь-людоед…»

В уже упомянутом выше рассказе «Некромент» Пелевин приводит примеры «кричащих» заголовков: «Медсёстры заклеивали брошенным младенцам рты», «Генерал-самоубийца любил желтоволосых парней», «Женщин привлекает запах огурцов», «Лежачие полицеские» сделаны из человеческого праха», «Девочка, икавшая 38 дней, успокоилась с приходом весны»…

И всё это отнюдь не художественный вымысел, а наша реальность. Об этом трубят СМИ, такие вот баннеры висят в Интернете. Тут, как говорится, и смех, и грех. Над этими же штампами и уловками, к слову, довольно остроумно посмеялись группы Кирпичи и NRKTK, создав песню с характерным названием «Конь-людоед». Автор статьи искренне надеется, что когда-нибудь мы всё-таки перестанем верить всем рекламным уловкам и трюкам, научимся фильтровать информацию, быть внимательным к своему здоровью и не скатываться до ипохондрии и панафобии. А конь-людоед над нами пускай парит только в песне.


Валерия Мухоедова,

специально для «Вовремя:ру»

Москва-Казань

20.02.12

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также