Виртуальное государство

23.11.2011

Аниса из страны IT-чудес

Кто-то из великих сказал, что комфорт – единственное, что может дать людям цивилизация. Когда битый час стоишь в очереди за не очень нужной справкой, понимаешь, что комфорт – это не мало.

Поэтому любая новость о том, что достижения прогресса дошли до властной вертикали, льется бальзамом на душу продвинутой части населения.

И вот 23 ноября заместитель министра информатизации и связи РТ Аниса Гайнуллина презентовала новые возможности электронного правительства Татарстана. В списке услуг, уже предоставляемых родным государством населению республики через интернет, появились новые. Все они — и старые, и новые — сконцентрированы в инфоматах и на сайте http://uslugi.tatar.ru.

 

Результаты компьютерного ликбеза

Вообще, молодой (во всех смыслах – прим. авт.) состав самого продвинутого татарстанского министерства в последнее время вывел наш регион на первое место по России по степени распространённости предоставления госуслуг в электронном виде. Так только в октябре татарстанцы воспользовались электронными услугами более 1,1 млн. раз. Что в 5 раз больше, чем в начале года. То есть приобщение жителей к комфорту он-лайн платежей ширится в геометрической прогрессии. А раз есть спрос – будет и предложение.

Больше всего жители Татарстана любят подавать в электронном виде заявления в ЗАГС – 79% от общего числа пользователей госуслуг. 59% записывают детей в очередь на детсад, не выходя из дома. 32% платят штрафы за обгон асфальтоукладчика, парковку на общем балконе и прочие автомобильные шалости. Немного снизилось число подающих документы на оформление загранпаспорта – до 19%. Видимо, загранпаспорт и так уже есть в наличии почти у всех, кому он нужен.

Также наших граждан нельзя счесть нелюбопытными и социально пассивными. За октябрь было сделано около 700 тысяч электронных запросов в различные органы (для полного счастья осталось, чтобы пришли 700 тысяч ответов – прим. авт.). 300 тысяч человек в стали в виртуальные очереди. 110 тысяч расплатились он-лайн за что-то необходимое.

А всего через портал государственных и муниципальных услуг РТ можно получить более 30 различных услуг, не отходя от монитора.

 

Новинки электронных госуслуг

Но прогресс неостановим, и вот уже через портал госуслуг гражданам можно проделать несколько новых операций.

Теперь здесь можно будет проверить легальность алкоголя. Достаточно ввести регистрационный номер партии с конкретной бутылки. Правда, корреспонденту «Вовремя» смутно помнится, что такая услуга, предоставляемая Госалкогольинспекцией, существует уже года два (а возможность узнать легальность алкоголя через sms, отправив его указанному ведомству — и того больше — прим.ред.). Просто сейчас она перебралась под «крышу» сайта госуслуг.

Родители малышей теперь могут через интернет заплатить за садик. Также расширился пакет ЖКХ, сюда добавили возможность оплаты сигнализации. Предпринимателям тоже прямая дорога на портал госуслуг. Во-первых, подавать заявление на субсидии и гранты в Агентство инвестиционного развития (АИР) РТ. Во-вторых, заплатить страховые взносы в Пенсионный фонд на пенсионное и медицинское страхование работников.

Аниса Гайнуллина анонсировала и некоторые новые проекты министерства, которые в тестовом режиме должны заработать уже в декабре. В частности, это новый сервис, привязанный к недавно принятому закону «О такси». В скором времени пассажиры смогут по госномеру машины проверить, есть ли у водителя такси страховка и вообще разрешение на развоз пассажиров. А тасксомоторные фирмы могут на сайте оформить заявку на выдачу разрешения. И проследить её дальнейшую судьбу.

В следующем году планируется расширить сеть инфоматов. Сейчас их в Татарстане 145. Добавятся ещё порядка 200. Причем второго поколения, с новым дизайном и некоторыми дополнительными функциями. Они станут принимать не только «акбарсовские» карточки, но карточки любого другого банка. И всех платежных систем – Visa, MasterCard, American Express, Diners Club и JSB.

На данный момент разрабатывается мобильное приложение для iPhone и для платформы Android, чтобы владельцы смартфонов могли пользоваться госуслугами, не выходя из трамвая. Уже сегодня татарстанцы могут получать уведомления о постановке в ту или иную электронную очередь по sms  и на e-mail.

 

Тотальный контроль над модернизацией

Гайнуллина поделилась гордостью (после журналистского вопроса – прим. авт.) за отечественных программистов. Все разработки ведут резиденты казанского IT-парка. Правда, конкретных фамилий местных гениев названо не было.

Замминистра долго сопротивлялась журналистским попыткам услышать ответ на вопрос, сколько стоят бюджету эти новшества. Поскольку из-за сокращения бумажной работы бюджет должен по идее только экономить (а если сократить тех, кто ею занимается, то сразу появятся лишние сотни миллионов – прим. авт.). Кроме того, процесс модернизации поэтапный, поэтому точную сумму определить трудно — аргументировала чиновница. Но затем всё-таки были названы примерные расходы на инновационное наполнение интернет-услуг на уровне республики – около 200 млн. рублей.

Поскольку, чтобы оплачивать что-нибудь через интернет, приходится вводить пин-код банковской карты, многих беспокоит обеспечение безопасности платежей. Гайнуллина успокоила, заявив, что полная конфиденциальность данных гарантируется. Но есть и опасающиеся, что деньги через провода могут… не дойти. Хотя корреспондент «Вовремя» на их месте опасался бы, что деньги могут не дойти через традиционную почту.

Во всех спорных случаях следует звонить в колл-центр единого центра обработки данных по телефону 5-114-115. Кроме того, ежемесячная сводная информация параллельно поступает в Кабмин для тотального контроля. Поэтому технические накладки должны рано или поздно разрешаться.

 

Е-стония

Но помимо России, где Татарстан, безусловно, первый по IT-технологиям, не считая деревни Сколково, в мире есть ещё несколько прекрасных стран. Хорошо бы сравнить наши наработки с какой-нибудь другой страной. Африку в этом смысле брать стыдно (хотя, по исследованию Всемирного банка и корпорации IFC образца 2011 года, Россия по ведению бизнеса в мире занимает 123 место, ближе к Бангладешу и Уганде — прим.ред.). Сингапур, любимый местным руководством (и занимающий в вышеупомянутом рейтинге 1-е место — прим.ред.), как-то слишком сильно отличается ментально. Но, к счастью, есть и более близкие примеры.

Эстония сегодня считается одной из самых продвинутых в мире по части электронного правительства. Эстонский менталитет, конечно, тоже не идентичен российскому. Но, во-первых, это всё-таки бывшая советская республика, а, во-вторых, там проживает немало русскоязычных граждан.

Электронное правительство Эстонии начало создаваться ещё в конце 90-х годов прошлого века. Точнее, в 1997−м эстонский парламент проголосовал за создание системы электронного правительства. С 2000 года правительство Эстонии перешло к безбумажным заседаниям правительства, пользуясь электронной сетью документации в интернете.

В этой прибалтийской стране уже более 10 лет функционирует свой портал госуслуг www.eesti.ee.  Там всё на эстонском, поэтому русскоязычным, чтобы пользоваться, приходится учить язык. Сейчас там можно получить 527 публичных услуг, в том числе 332 услуги оказываются физическим лицам и 174 — юридическим (сравните с 30-ю нашими — прим. авт.).

Все 227 муниципий страны по закону обязаны иметь официальные сайты, обеспечивающие гражданам полный доступ к информации о разрабатываемых проектах решений. В некоторых городах жители могут голосовать «за» или «против» решений, рассматриваемых на заседаниях муниципалитетов. Закон не обязывает депутатов местных советов принимать к исполнению позицию граждан по каждому конкретному вопросу. Но политикам такой мониторинг точнее любого социологического исследования позволяет узнать об уровне поддержки населением их деятельности. И там глас народа трудно игнорировать. Именно благодаря такой системе жители Тарту отклонили проект строительства новой мусорной свалки.

Кроме того, поскольку клиентов мобильной связи гораздо больше, чем пользователей Интернета (95% против 62% — прим.авт.), активно эксплуатируется и эта связь. Отправив сообщение по мобильнику, эстонцы могут сообщить о сломанной скамейке или разбитом фонаре. А полицейские, связавшись с помощью мобильной связи с таксистами и водителями автобусов, разыскивают преступников, пропавших детей и стариков.

 

Карточка-выручалочка

Для работы с системой в первую очередь требуется индивидуальная ID-­карта, которая содержит микросхему с данными о владельце и двумя сертификатами, отвечающими за идентичность карточки и с цифровой подписью владельца.

Напомним, что в России тоже планировалось с 2012 года ввести универсальную электронную карту, которая должна содержать все данные о владельце, в том числе паспортные, и и одновременно выполнять функцию кредитной карты. Только вот бумажные паспорта при этом отменяться не будут, а продолжат жить своей суверенной жизнью. Внедрение такой карты в России перенесли на 2013 год. Никак не могут согласовать данные из баз разных ведомств.

Считывающие устройства за 10 евро подсоединяют ID-­карту к компьютеру. Но эти устройства не особенно популярны в Эстонии. Потому что в Эстонии есть почти везде wi-fi-сети — в гостиницах, кафе, на бензоколонках. По заверениям эстонского телекома, территория страны, не покрытая беспроводным интернетом, составляет не более 2-х процентов.

На портал госуслуг можно войти, сидя в автобусе, с помощью смартфона. Для этого достаточно ввести в соответствующую графу номер своего телефона и получить sms с четырехзначным кодом. Личный идентификационный номер прикрепляется только к одному номеру сотового с постоянным подключением. Ещё неплохо знать пин-код своей ID-карты.

 

Почувствуйте разницу

Вот только несколько примеров электронных возможностей рядового гражданина Эстонии.

Он может следить он-лайн за ребенком в школе – обеды, успеваемость и прочее. В Татарстане эти возможности тоже заявлены, но реализованы пока далеко не во всех даже казанских школах. Тема получит продолжение 25 ноября на семинаре «Электронное образование в городе Казани». Но пока обещанных карточек питания и электронных дневников на всех явно не хватает.

Последний писк электронной моды в Эстонии — с августа этого года место в очереди на эстонско-российской границе можно будет заказать в интернете за 1 евро. В Татарстане в этом отношении можно только подать заявку на оформление загранпаспорта.

Можно в Эстонии заполнить электронно личную налоговую декларацию, причем самостоятельно. Так делают 92% физлиц в стране. Это, кстати, совсем несложно, потому что налоговая система проста и имеет мало исключений — часто достаточно лишь подтвердить цифры, появляющиеся в электронном бланке автоматически. Учитываются даже освобождаемые от налогов выплаты, вроде взноса за автошколу и процентов по кредиту за жилье. Можно и заплатить налоги фирмы. Компанию можно зарегистрировать онлайн за 18 минут. У нас пока через интернет можно оплатить только налоговую задолженность организаций. Но не налоги, взымаемые с физлиц.

Хотя следует отметить, что уже два года в Татарстане для физических лиц действует он-лайн сервис «Личный кабинет налогоплательщика», позволяющий узнать свою задолженность и распечатать платежный документ со штрих-кодом (который пока что надо физически принести в банк или к терминалу в УФНС РФ по РТ — прим.ред.). А в целом на сайте татарстанского Управления налоговой службы доступны более двух десятков он-лайн сервисов для физических и юридических лиц.

Продолжи сравнение — на татарстанском портале госуслуг можно оплатить коммунальные услуги. Но нельзя проверить, когда и сколько было оплачено, есть ли долги по конкретной квартире.

Эстонцы получают разрешение на рыбную ловлю посредством sms. Оплачивают билет в общественном транспорте с помощью сотового телефона. (У нас о подобных планах тоже писали СМИ, но как-то всё пока заглохло – прим. авт.). В конце концов, многие эстонцы уже и на выборы ходить перестали. Но не от разочарования в политической системе (как могут подумать привычные к этому россияне – прим. авт.), а потому, что предпочитают голосовать дома через интернет, просто вставив ID-карту в считыватель.

К проблеме безопасности данных эстонские власти тоже подошли по-своему. Их государство не стало создавать 120-ступенчатую систему защиты данных. Работает другой принцип — статистика просмотров ваших данных доступна в личном кабинете: кто, когда и какие данные смотрел. Люди сами контролируют эти процессы: могут закрыть-открыть доступ, могут посмотреть, было ли вмешательство кого-то лишнего в систему. В последнем варианте, если данные незаконно смотрел кто-то из госаппарата, а они напрямую не относятся к сфере ответственности этого госоргана, можно пожаловаться. В Эстонии за это либо штраф, либо понижение в должности, либо уголовное дело. Но пока прецедентов не было. На этом едином портале электронного правительства все разделено на услуги и существет раздельный вход для граждан, коммерческих структур и госорганов. Если кто-то не авторизован как чиновник, в бизнес-вкладку он не войдет.

 

Ударим технологиями по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!

Что мешает Татарстану, да и всей России механически перенять эстонский опыт? Ответ банален: разница в законодательстве. Что мешает постепенно реформировать российское законодательство в сторону большей открытости? А чиновникам оно надо?

Вот и движется Татарстан впереди России всей маленькими шашками, но зато в верном направлении.

Нашим IT-специалистам во главе с министерством информатизации есть куда стремиться. Даже более того: горизонт пока не виден. Поэтому надо пожелать им успехов в деле неравной борьбы с устаревшими законами.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

23.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также