В защиту креативного класса

31.07.2012

 

Кнопка с крестиком в правом верхнем углу экрана — портал в реальный мир.

 

Неизвестный автор

Поговорим о дефинициях


«Креативный класс» (англ. creative class) — термин, предложенной Р. Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики.

В отличие от рабочего и обслуживающего классов, представители творческого класса предпочитают вертикальному продвижению по служебной лестнице горизонтальное перемещение и смену мест работы в пользу наиболее творческой. Также, они предпочитают моральное и духовное удовлетворение денежно-материальному. Для людей данной группы характерной чертой также является ярко выраженное чувство индивидуальности и личной свободы.

 

Среди профессий, которые имеют представители творческого класса: артисты и художники, бренддизайнеры, учёные и инженеры, специалисты PR и прочие. В целом, это участники основанной на знании высокотехнологичной экономики, требующей наличия творческого мышления и способности нешаблонного решения задач.

В России креативный класс — население в основном крупных городов, это материально обеспеченный и образованный слой общества. Данные о его доле разнятся от считанных процентов до 14 % (по данным на 2006 год, Фонд эффективной политики). Средний возраст таких людей — от 20 до 45 лет.

В российской действительности под «креативным классом» часто понимают либеральную оппозицию или, так называемых, хипстеров. Так определяет креативный класс всезнающая Википедия.

В России, когда речь заходит о креативном классе, обыватель тут же представляет себе типичного хипстера. Или представителя офисного планктона, который целый день торчит на форумах, играет в стрелялки по локальной сети или флиртует с коллегами. Пользы от него не больше, чем от вращающейся табуретки, а гонору на 10 Эйнштейнов. Чуть цена на нефть повысится на полцента, эти хищные «интернет-хомячки» тут же бегут в банк за свежим кредитом.

Таких фуагра не корми, дай помитинговать вволю. При этом была бы власть (а в России издавна нет дефицита тех, кто хочет чем-нибудь порулить), а повод помитинговать и повозмущаться в интернете всегда найдется. То воду отключат, то, наоборот, газ (слезоточивый) пустят. Как на таких угодить?


Злопыхатели…


Вот как оценивают «креативный класс» некоторые блогеры, считающие себя спецами и трудягами: «99% из современных выпускников ничего не умеют делать вообще. Умеют только сидеть на стуле и чатиться в Твиттере. И просят за это минимум 3 шутки евро в месяц. Именно эта публика вышла на «сахарное болото», «безнадёга в том, что паразитическая прослойка (офисный планктон), которого особенно много в столице, не видит перспектив урвать себе дополнительный кусок от государственного финансирования в соответствии со своими возросшими потребностями. Все хлебные места блатными обсижены. Вакансий в госструктурах нема. Революция – это, прежде всего, миллион вакансий в органах власти и управления!» Это цитаты из того же Рунета.

 

Даже в США находятся люди выступающие против креативного класса. Например, американский публицист и старший сотрудник Фонда «Новая Америка» Майкл Линд. По его словам, «Высокая рыночная стоимость врачей и юристов объясняется нерыночными факторами, лоббистскими усилиями профессиональных Ассоциаций и спекулятивной раскруткой интеллектуального труда в прессе». Людей творческих он называет не иначе как «блатной гильдией». Его мнение просто: «Они препятствуют в долгосрочной перспективе движению технологического и экономического прогресса. Это выражается, например, в том, что они сейчас выполняют работу по дальнейшей компьютеризации труда за баснословно большие деньги. «Креативный класс», завышая свою стоимость, препятствует развитию».


Майкл Линд

Историк, политолог, экономист, поэт, директор программы изучения экономического роста Фонда «Новая Америка», постоянный автор портала Salon.com. Линда иногда более или менее справедливо называют «националистическим социал-демократом», и эта характеристика верна, если понимать термин «национализм» весьма конкретно – как идеологию, признающую верховенство суверенитета нации-государства над любыми надгосударственными и субгосударственными объединениями. Впрочем, сам Линд все-таки едва ли назвал бы себя «социал-демократом», его воззрения – это взгляды либерала 1940-60-х годов, либерала индустриальной эпохи, сторонника Нового курса Рузвельта и программы Великого Общества Линдона Джонсона.


… и кривое зеркало

Впрочем, есть люди благоволящие креативщикам. Даже российским. Они видят в них «надежду и опору России». Но понимают под креативным классом при этом практически тех же людей. То есть, во-первых, как правило, моложе 30 лет, во-вторых, профессиональная деятельность которых, связанна так или иначе либо с IT-сферой либо с необузданным творчеством и, в-третьих, обязательно оппозиционно настроенных (лучше с демократическими убеждениями, но на худой конец сойдет и с левыми или даже анархистскими).

Эти люди (благоволящие), в основном, сами не чужды творчества, регулярно потребляют продукцию альтернативного искусства. Телевизор почти не смотрят. Всю необходимую информацию получают из Всемирной сети.

Они заранее уверены, что власть – сборище тупых кровопийц, у которых в жизни только две цели — сделать из народа быдло и набить оффшоры «бабками». Как говорится, самодержавие, православие, доходность.

Можно сделать нехитрый вывод: поклонники креативного класса – это и есть креативный класс.


Простое определение

На взгляд автора статьи произошла некоторая терминологическая путаница. Так часто случается, и не только в России. Из простого слова наворотят умники черт знает что. А потом сами и мучаются.

Есть английское слово creation. Все английские словари общей лексики переводят его как созидание. А креатор – это создатель, фактически синоним Бога.

Отсюда и вся этимология. Креативный класс – это группа людей созидающих. Почти по Марксу.

Флорида ошибается, в постиндустриальном секторе они трудятся или ещё в каком – вопрос десятый. Главное, они чего-нибудь да созидают. Также не важно, где они работают и кем — в офисе или под проливным дождем, клоунами или сисадминами.

В России с этим ещё проще. Можно креативность понимать и в том, и в другом смысле. Персоналии от этого сильно не изменятся.

Чем, к примеру, не креативен учитель истории в школе или преподаватель её же в вузе. Данный предмет меняет вектор своего преподавания примерно раз в 5 лет. Представляете как приходится изворачиваться всякий раз трактуя по новому одно и тоже событие. В любом случае, преподаватель историю у нас творит. Прямо во время занятия.

А фермер — разве не креативная профессия? Во-первых, его созидательная функция очевидна даже ежу. Во-вторых, надо быть очень творческим человеком, чтобы сажать что-либо в условиях нашей нестабильности. Как климата, так и экономической ситуации. Стабильны в России только две агропромышленные составляющие – обязательно вырастут цены на солярку и процент за банковский кредит.

Так что размах российского креативного класса широк. И никакими политическими рамками его не сузить.

 

Классовый интерес

Впрочем, одна общая политическая цель у креативного класса в России (от строителя до журналиста) всё-таки есть. Им всем желательно бы сделать так, чтобы им хотя бы не мешали.

Причем, мешает далеко не всегда власть или её производные. Само общество ещё достаточно косное. Россияне сопротивляются новому со времен Петра Первого и картошки.

Поэтому главная задача, стоящая перед креативным классом для достижения своей политической цели, — это просвещение масс. То есть надо исхитриться сделать так, чтобы креативным (в истинном смысле слова) стала большая часть общества.

Задача не столь утопичная, как кажется на первый взгляд. Картошку же сейчас все садят.

Лозунг популярный в социальных сетях: делай нормально – будет нормально, не работает. Так же устарела пословица: если ты такой умный, почему не богатый? Её надо толковать расширительно: если ваше общество состоит из людей сообразительных и находчивых (в отличии, скажем, от «тупых» американцев), то почему оно не развитое, почему у вас низок уровень благосостояния?

Один в поле не воин – древняя мудрость. Как хочешь, делай нормально, изворачивайся, креативь напропалую, однако, если вокруг серость мракобесие и разруха, то нормально не получится.

 

Лирическое отступление

Но не время предаваться унынию. Просвещение – вот единственный выход.

Для начала надо объяснить народу несколько простых вещей. Во-первых, никто (имеется ввиду частник, а не государство) не будет платить баснословные тыщи евро за грациозное сидение на стуле. Если зарплата большая, то значит, человек приносит реальную пользу. Ни одному бизнесмену не хочется разориться на зарплате просто, чтобы порадовать сотрудников.

Во-вторых, без креативных идей (то есть открытий) человечества давно бы уже не было. Никакого, включая самое некреативное. Если без интернета ещё как-то можно протянуть пару недель, то без современных лекарств начнутся пандемии. Без искусственного увеличения урожайности – голод. И т. д. и т. п.

Иначе, когда утечка мозгов опередит по интенсивности утечку капиталов, страна превратится в бескрайную степь. Где на просторе редко попадающиеся аборигены будут с ностальгией вспоминать, как они задали этим, ну, которые думали, что умней других. А после сеанса воспоминаний они будут разъезжаться в поисках пищи на своих аморфных драндулетах – слабых подобиях настоящих автомобилей.

 

Из виртуала в реал

При этом не следует расслабляться и представителям самого креативного класса. Главная опасность для них (одновременно и главный их инструмент) – интернет. Постепенно интеллектуальная жизнь России перемещается в виртуальное пространство. А реальность за окном остается интеллектуально девственной.

Пора уже оторваться от монитора. Даже если он – рабочий инструмент. Надо идти в телевизор. Делать умные передачи. Писать книги.

И, главное, не забывать обращать внимание на тех, кто рядом. Они – потенциальные представители креативного класса. Им надо только показать, что делать всё по уму возможно.

А стать креативным на российском фоне – пара пустяков. Достаточно просто перестать быть идиотом и заняться полезным делом.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
31.07.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также