В оконном стекле искажаясь…

22.06.2012
 

«Мысль-творчество – это единственное счастье людей. Кто вносит творчество в свой простой день,– тот помогает жить всем людям. Побеждай любя – и ты победишь все».

 

Неизвестный автор

 

Новичкам всегда везет

Издревле известно, что люди хотят жить красиво, пусть и скрывают свои намерения от посторонних глазах (но далеко не все – большинство с удовольствием хвалится своими «достижениями» перед соседями и друзьями – прим.авт.). Так и с витражами – вернулась к нам классика многовековой давности и теперь особо рачительные хозяева в стремлении приукрасить свое жилище, «налегают» на осовремененные дизайнерские новшества.

Новичок, отмечено на ресурсе myhomebusiness.ru, имеет шансы добиться успеха в этом бизнесе при соблюдении нескольких условий. Первое, что очень важно – набраться опыта перед открытием собственного дела. Второе – быть мастером в этой области, то есть иметь соответствующее образование и навыки. Также отмечено, что для того, чтобы закрепиться и выжить на рынке, привлечь клиентов, кроме всего прочего, необходима уникальность работ. Еще одно важное условие – качество выполняемых работ. Витражи – это искусство, а мастера – настоящие художники, и поэтому нельзя ставить производство на поток. О таланте разработчика можно судить по портфолио, ведь чем разнообразнее произведения, тем лучше.

Важно помнить, что рынок витражей четко подразделяется на два сегмента: рынок настоящих высокохудожественных изделий из цветного стекла, которые изготавливаются мастерами по старым технологиям и рынок так называемых плёночных витражей – они являются имитацией настоящих и считаются дешевым массовым продуктом. На рынке и тот, и другой представлены как «витраж», но нужно знать, в чем разница. Новичкам в этом бизнесе советуют начинать с плёночных витражей – напомним, что продукт массовый, а значит вполне востребованный в отличие от настоящих – на такие «засматриваются» коллекционеры-эстеты, стремящиеся возродить родовое гнездо или произвести реставрацию.

 

Дешево и сердито

Итак, витраж плёночный – дёшев и быстр в изготовлении, для его создания не требуется мастерство художника-профессионала. В процессе изготовления плёночного витража не используется то профессиональное оборудование, которое необходимо для производства настоящего витража. Цех, в котором делают плёночные витражи, информирует портал openbusiness.ru, требует гораздо меньших площадей. На приобретение оборудования для производства витража-плёнки достаточно нескольких сотен долларов.

Предприниматели, зарабатывающие на плёночных псевдо-витражах, работают по трафаретным каталогам в кооперации с мебельщиками и столярными цехами, зачастую являясь сами – мебельщиками или столярами, решившими освоить параллельный вид бизнеса. Рентабельность такого бизнеса оценивается экспертами в 30%. Стоят плёночные псевдо-витражи более чем в половину дешевле самого бюджетного натурального витража.

Кто-то скажет: «фу, подделка», но именно такой псевдо-витраж может принести хорошую прибыль небольшой семейной фирме, которая не гонится за званием мастера эпохи Ренессанс. А изготавливать ведь можно не только витражи, но и блюда, светильники, лампы, картины, часы. И можно задуматься о клиентах за границей – там квадратный метр витражного стекла стоит дороже. И, как пишет ресурс openbusiness.ru, «многие мелкие предприниматели не боятся осваивать и более сложные витражные техники – ведь между скромной «плёнкой» и пафосной «классикой» есть немало интересных промежуточных вариантов». Например, витраж в технике «Тиффани», «фьюзинг», «пескоструйная гравировка», «лаковый витраж».

 

Выгода в стекле

На сайте myhomebusiness.ru, пишут: «рисунки из цветного стекла за последние годы украсили офисы многих компаний и дома большого количества украинцев. Это и необычные рисунки на стенах, и витражи для украшения потолков, и оригинальные межкомнатные перегородки. Даже небольшая студия, где работают всего лишь 1-2 мастера, может приносить от 20 до 35% прибыли». Этим словам вторят на ресурсе money-job.ru: «изготовление цветных витражей – прибыльная бизнес-идея. Готовый витраж стоит от 30 до 80 тыс. рублей. Конечная стоимость зависит от сложности изделия. Мастеру сырье обходится где-то в 5-15 тыс. рублей».

Глава компании по изготовлению витражей «Кристалл», что в Санкт-Петербурге Александр Козлов в интервью порталу md-bplan.ru, рассказал, что прибыль его предприятию сегодня приносят не единичные частные заказы на оригинальные витражи, а поставленное на поток производство «пленок». Около 70% заказов – «мебельные», и только 30% – от частных клиентов. Тем не менее, заказчики «Кристалла» – априори люди состоятельные, ведь цены на витражи достаточно высоки. Цена заказа определяется множеством параметров — сложностью эскиза, размером элементов, количеством цветов и оттенков и качеством стекла (считается, что лучшее — английское, французское и испанское). Но главное — техника исполнения. «Пленка» обойдется клиенту от 350 до 800 евро за квадратный метр, фьюзинг — от 800, «тиффани» потянет на 1,2 тыс. евро за «квадрат», а классический наборный витраж — от 1 тыс. евро. Кроме того, в цену входит подготовка дополнительных конструкций для установки витража.

В другой витражной мастерской – компании «Братья Манелис» стоимость квадратного метра витража составляет около 1 тыс. евро. На изготовление – это тоже существенный нюанс в этом бизнесе – уходит около 10 дней. И если классический высокохудожественный витраж стоит от 1 тыс. евро за квадратный метр, то цены на плёнку будут пониже – от 350 евро до 800 евро за тот же метр. Конкуренция цен в витражном бизнесе довольно ограничена – опытные мастера понимают, что рисковать клиентами им не с руки, а потому бдят свое качество и не «опускаются» до привлекательного клиенту снижения цен. Сырье приобретается импортное, затраты на него – немалые: и расходные материалы, и производственное оборудование стоят недешево. И спрос не отличается завидной стабильностью.

 

Нам много и не надо

Для начала витражного бизнеса, при условии, что пройдена процедура регистрации формы собственности, выбрана система налогообложения, предпринимателю необходимо позаботиться о портфолио. Создание собственной «картинки» хорошо поможет на первом этапе, когда можно будет увидеть, на что же вы способны. Сразу скажем: никаких сертификатов и лицензий вам не потребуется. Кроме того, нужно наладить сотрудничество с архитекторами, мебельщиками, дизайнерами – от них к вам могут прийти первые клиенты – и партнеры в выгоде, и вы не без клиентов, да еще с дополнительной рекламой в виде «сарафанного» радио. Далее необходимо подумать о помещении, где будет налажено производство. Это может утепленный гараж или собственный дом, в котором нужно установить специальную печку для закалки готового витража.

Затем следуют непосредственный материал вашего производства – цветное стекло. Его можно купить на предприятиях по изготовлению стекла. Еще понадобятся свинцовые и оловянные рейки для соединения и спайки стекла. Также необходима калька для трафаретов. Позаботиться нужно и о покупке специальных инструментов – станке для резки стекла или стеклорезе, паяльнике для спайки и станке для шлифовки стекла. Следующий этап – рекламный – в этом бизнесе клиенты сами не придут, их нужно кропотливо искать, заинтересовывать и предлагать свой товар. Услугу «сарафанное радио», конечно, никто не отменял, но и реклама в газете, интернет-ресурсах, телевидении лишней не будет. И ее заметят – не так уж часто еще пока предлагают старый добрый витражный эксклюзив.

 

Затраты на открытие бизнеса по производству витражей на openbusiness.ru распределяют в сегменте от 500 тыс. до 1,5 млн. рублей (в зависимости от техники витража – прим.авт.). Рентабельность – от 10 до 15%. Основная статья расходов: аренда, наем персонала, приобретение расходных материалов. Помещение лучше искать квадратурой от 100 метров и больше. Со временем, если «раскрутитесь», стоит задуматься о салоне в центре города – с ним вы сможете показать свой товар «лицом». Если же средств на открытие отдельной точки нет, то задумайтесь о собственном, но хорошо сделанном сайте – продажи через Интернет не такое уж новшество, а витражные картинки показать можно и там.

 

Бизнес в стекле по франшизному типу

Еще один вариант создания витражного бизнеса – взять его по франшизе. Например, у компании «Mr.Stekolli». На официальном сайте этой компании отмечено: «станьте мастером по изготовлению витражей и заработайте от 60 до 70 тыс. рублей за 1-1,5 месяца. И склад искать не понадобится – расходные материалы можно приобрести у «Mr.Stekolli», да еще и со скидкой. Стоимость бизнеса – 29 тыс. рублей.

В «Mr.Stekolli» говорят, что от франчайзи «потребуется лишь желание нести красоту витража в жизнь, внимание при его изготовлении и умение общаться с клиентом. На начальном этапе вы также получите все необходимые консультации по продвижению выгодного бизнеса в своем городе».

 

Запас в словах или новичкам на заметку

«Классическая техника». Старейшая техника паечного (наборного) витража. Использовалась в готических соборах. Цветные стекла вырезаются в соответствии с эскизом, затем их вставляют в направляющий профиль из мягкого металла (свинца, меди, латуни), вальцуют и спаивают. Такой витраж переживет не одно столетие, сохранив первоначальную яркость и насыщенность красок.

«Тиффани». Эту технику придумал в конце XIX века потомственный ювелир Луи Комфорт Тиффани. Вместо тяжелых свинцовых «протяжек» он использовал медные полоски (сейчас применяется медная фольга), которыми оборачивался каждый кусочек стекла. Затем кусочки спаиваются между собой с помощью олова и покрываются платиной. Это наиболее распространенная, но и самая дорогостоящая техника.

Фьюзинг. На бесцветном листе стекла в соответствии с эскизом собирается картина из кусочков цветного стекла, стеклянных шариков, шихт. Все эти фрагменты должны иметь один и тот же коэффициент температурного расширения: собранный витраж запекается в печи при температуре 850 градусов. Полученный витраж может иметь любую форму и толщину, благодаря чему можно производить картины из стекла, сувенирные изделия, украшения и т. д.

Пленочный витраж. Техника, появившаяся в США в семидесятые годы. На обыкновенное листовое стекло наклеивают готовые лавсановые пленки. Стоит такое удовольствие недорого, однако в глазах ценителей такие витражи не имеют никакой ценности.

Пескоструйная гравировка. Рисунок с помощью абразивов в несколько слоев наносится на стекло. В итоге возникает объемное изображение. Типичное решение для офисов и общественных учреждений. Но полноценным витражом такое произведение назвать нельзя.

Лаковый витраж или роспись красками. Появилась в XIV веке. Прежде использовались натуральные краски на минеральной основе, сейчас — акриловые или многокомпонентные на эпоксидной основе. Долговечным будет только витраж, выполненный высокотемпературными красками или эмалями, которыми расписывают фарфор. После обжига в печи при температурах от 600C0 до 700C0 эти краски намертво вжигаются в стекло.

 

Оксана Ефимова, Вовремя.ру
22.06.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также