В Казани начались террористические учения?

13.01.2012

Бомба была заложена в частном доме, где проживал 38-летний Рустам Юсупов. Заряд рванул в руках 41-летнего капитана испытательно-технического отдела МВД РТ. Взрывом 41-летнему специалисту оторвало кисть руки.

Сам Рустам Юсупов был застрелен вчера вечером в квартире многоэтажного жилого дома на улице Химиков в Казани в момент задержания. (Напомним, что вчера в 11.30 МВД РТ распространило в СМИ информацию о том, что Юсупов и его жена объявлены в розыск как особо опасные преступники. Вечером того же дня, в 20.30, министерств сообщило, что Юсупов застрелен при задержании. О судьбе его жены не сообщалось — прим.ред.). Преступник напал с ножом на одного из полицейских, ранив его в шею. В ответ оперативник открыл огонь на поражение.

Что стало с женой Юсупова – 27-летней Ленизой – не ясно до сих пор. По одним данным, она попытался скрыться, прихватив с собой так называемый «пояс шахида», по другим – была задержана на месте кровавых событий. Руководство МВД РТ пока воздерживается от подробных комментариев. 


Тихая семья

Рустам Юсупов переехал с семьёй в Татарстан из Ташкента в начале нулевых. Поселился в кирпичном доме своих родителей в посёлке Мемдель. Жил, не оформляя регистрацию. Подрабатывал разнорабочим на казанских стройках. Чуть позже женился и завёл детей (в частности, во вчерашнем сообщении МВД РТ о розыске Юсуповых говорится о наличии у них двоих малолетних детей, 2007 и 2010 г.р. — прим.ред.).

Всё как в обычной семье, каких тысячи в Казани. Но только с виду Рустам Юсупов был обычным, неприметным человеком. Его участие в деятельности международной террористической организации «Хизб-ут тахрир аль ислами» («Исламская партия освобождения» — прим.авт.) началось ещё на родине. В Узбекистане он получил судимость по экстремистской статье, но, переехав, в Татарстане от идей своего вклада в создании идеального исламского государства – халифата «от моря до моря» (основная цель, декларируемая «Хизб-ут тахрир» – прим.авт.) — не отказался. Со временем экстремистские идеи увлекли жену Рустама Ленизу.

 

Шейх Умар

По информации экспертов «Вовремя», Рустам и Лениза Юсуповы могли быть связаны с джамаатом так называемого «шейха Умара», который ведёт активную миссионерскую деятельность в Высокогорском районе Татарстана. Настоящее имя «шейха Умара» – Айрат Шакиров. Он уроженец Кукморского района республики. По словам руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова, Шакиров является активным последователем салафизма (радикальное течение в исламе – прим.авт.) и активно распространяет идеи религиозного экстремизма в республике.

— Шакирову уже неоднократно выносились предостережения со стороны республиканской прокуратуры за распространение книги «Личность мусульманина» Мухаммада Али Аль-Хашими, признанную российским судом экстремистской, — говорит Раис Сулейманов. – А также за проповеди, которые он давал в казанских мечетях «Ихлас», «Рамазан», в мусульманском доме «Жемчужина Веры» (офисное помещение, переоборудованное под молельный зал и другую исламскую инфраструктуру), а теперь и в мечети Высокой Горы. В ходе своих лекций-проповедей, как ясно из прокурорских предостережений, «шейх Умар» противопоставлял салафитов и приверженцев традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба (одна из правовых школ в суннитском исламе – прим.авт.), вел разговоры о вооруженном способе борьбы – джихаде. Уже в 2009 г. ему было вынесено первое предостережение от татарстанской прокуратуры (и не последнее — прим.авт.) за то, что создал группу из 20 активистов и 50 сочувствующих.

По информации собеседника «Вовремя», 23 декабря 2011 года во время проповеди в Соборной мечети Высокой Горы «шейх Умар» обрушился с оскорблениями на представителя ДУМ РТ, имама Тимергали-хазрата Юлдашева. Ярость Айрата Шакирова и членов его джамаата (примерно 10-12 человек спортивного телосложения — прим.авт.) вызвало желание представителя муфтията прочитать прихожанам мечети пятничную проповедь в соответствии с ханафитским мазхабом.

— «Шейх Умар» заявил, что «муфтият ему не указ» и дал понять, что не подчиняется Духовному управлению мусульман республики, — говорит Раис Сулейманов. — Все это происходило в присутствии многочисленных прихожан мечети и самого главы Высокогорского района Татарстана Рустама Калимуллина.

По словам Раиса Сулейманова, «шейх Умар», хоть и не является официально имамом мечети, но на деле в компании своего «джамаата» фактически заправляет всеми её делами, приглашает выступать перед молодежью арабских проповедников, охотно приезжающих с миссионерскими задачами в Высокую Гору из Казани.

— Сотрудники Управления аппарата президента РТ по работе с религиозными объединениями выезжали в Высокую Гору для выяснения обстановки, однако эта мера не дала, похоже, действенного результата, ведь Айрат Шакиров и его «джамаат» по-прежнему чинят препятствия полноценной работе имамов-ханафитов, направляемых муфтиятом, — рассуждает Раис Сулейманов. – При этом районное руководство поддерживает действия самозваного «шейха».

 

Позиция МВД

Информацию о розыске Рустама и Ленизы Юсуповых МВД Татарстана распространило за несколько часов до ликвидации предполагаемого террориста. В сообщении говорилось, что чета Юсуповых разыскивается за совершение особо тяжких преступлений, однако в чём именно подозревают супругов, не сообщалось.

На сегодняшний день руководство МВД не торопится давать событию в Высокогорском районе однозначные оценки, тем более – говорить о принадлежности убитого Рустама Юсупова к террористическим формированиям.

В сообщении, которое распространил сегодня Следственный комитет РФ по РТ, говорится, что взрывное устройство в доме Юсуповых было обнаружено 10-го января. МЧС вызвала мать Рустама, сообщив, что в её доме взорвался бытовой газ и произошёл пожар. Прибывшие на место происшествия пожарные обнаружили банку из под майонеза, из которой торчали проводки. К дому Юсупова немедленно была вызвана бригада сапёров СОБРа. Когда один из из полицейских специалистов взял банку в руки, раздался взрыв. К тому моменту Юсупов с семьёй уже находился в Казани. Его вчера объявили в розыск и очень быстро нашли в доме 25 по улице Химиков.

 

Кукмор, Высокая Гора, Казань

Напомним, что вчерашний взрыв в Высокогорском районе не является для Татарстана невероятным, из ряда вон выходящим случаем. За последние 13 лет на территории республики, где толерантность, межрелигиозная терпимость и дружба народов возведена в ранг государственной политики, произошла целая серия терактов.

— 1 декабря 1999 был взорван газопровод Уренгой-Помары-Ужгород на границе с Кировской областью;

— 28 мая была 2000 года была предотвращена попытка совершения теракта в жилом доме №72 по проспекту Победы в Казани. Террористы подпилили газовую трубу, но одна из жительниц дома, почувствовав сильный запах газа, успела позвонить в милицию. В этом же году самодельное взрывное устройство было обнаружено на железнодорожном полотне недалеко от Казани;

— 8 января 2005 года был взорван газопровод низкого давления в Бугульме;

— 20 января 2005 года группа неизвестных людей безуспешно попыталась подорвать высоковольтную линию электропередач (ЧП произошло всё в том же Высокогорском районе Татарстана).

Татарстанские ячейки «Хизб-ут тахрир аль ислами» время от время накрывают правоохранительные органы (а общая тенденция увеличения числа преступлений экстремистского толка была озвучена прокурором РТ Кафилем Амировым на коллегии ведомства по итогам 1 полугодия прошлого года — прим.ред.). Террористы отправляются за решётку, но проблемы распространения радикальных форм ислама в республике это, увы, не решает.

 

Что делать?

По мнению председателя Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директора казанского Центра изучения Корана и Сунны Фарида-хазрата Салмана, с проблемой распространения радикальных форм ислама силами одного МВД не справиться, ведь по большому счёту правоохранительные органы работают лишь на ликвидацию последствий деятельности экстремистов.

— Необходимо расширять идеологическую борьбу, интенсивность которой в Татарстане пока ощущается довольно слабо. Сегодня многие религиозные деятели в том же Нижнекамске и Альметьевске открыто саботируют кампанию по поддержке традиционного ислама в республике, — убеждён Фарид-хазрат. – Как бы мы не говорили о популяризации ханафитского ислама в Татарстане, как бы ни рассуждали о том, что экстремизм у нас постепенно сходит на нет, всё больше молодых людей подпадает под сильное влияние идей религиозного экстремизма. Самые радикальные имамы, которые чувствовали себя прекрасно в период муфтиятства Гусмана-исхакова (бывший глава ДУМ РТ – прим.авт.), до сих пор выступают по татарскому радио. Складывается впечатление, что процент радикально настроенных элементов у нас значительно выше, чем носителей традиционной исламской идеологии. Хочу выразить надежду на то, что произошедшее вчера ЧП станет ещё одним сигналом для усиления идеологической борьбы и принятия самых решительных действий против религиозных экстремистов со стороны республиканских властей, — заключит собеседник «Вовремя».

 

Почему Высокая гора?

Раис Сулейманов убеждён: тот факт, что фундаменталисты, чье влияние особенно сильно больше в закамских регионах Татарстана, активизировали свое влияние вблизи Казани, неслучаен. Столица Татарстана уже в следующем году будет проводить Универсиаду – крупное международное мероприятие.

Сейчас (как в случае с Юсуповыми — прим.авт.) религиозные радикалы пока учатся минировать отдельные дома, как это сделали в деревне Мемдель. Но кто может дать гарантию, что следующей мишенью фундаменталистов не будут объекты Универсиады в Казани?

 

Глеб Постнов,

Вовремя:ру

13.01.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также