Мэр Казани ездит на старом Lexus`e

21.05.2012

 

Нет ответа, который истощил бы любопытство.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Федеральный закон под номером восемь, открывающий доступ практически в святая святых – государственный и чиновничьи аппараты, за подписью экс-президента, а ныне главы российского правительства (кстати, пока не утвержденного – прим.авт.) Дмитрия Медведева вступил в силу с 1 января 2010 года. Датирован ФЗ 9 февраля 2009 года, 21 января того же года закон был принят Государственной Думой, а 28 января – одобрен Советом Федерации. Уже 13 февраля 2009 года Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» был опубликован в «Российской газете».

Но вот что интересно. Любой гражданин РФ может запросить любую не секретную информацию в государственных органах РФ, но мало кто это делает. Что это? Извечный российский «пофигизм»? Или сентенция мысли «да все равно у нас уже ничего не исправишь…».

«Вовремя», решив на практике проверить полученные из всемирной паутины теоретические знания, попросил направить свои запросы в Государственный совет РТ, Кабинет министров РТ и мэрию Казани обычную жительницу Казани Елену Зубкову. Формулировка вопроса была едина: на автомобиле какой марки ездит руководитель каждой из обозначенных структур и сколько он стоит. Итак, нас интересовали служебные авто Фарида Мухаметшина, Ильдара Халикова и Ильсура Метшина.

Каждый из трех запросов, датированных 2 мая 2012 года был оставлен в интернет-приемной. Первой «ласточкой» стал ответ из Госсовета, в котором было сказано, что «председателя Государственного совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина в настоящее время обслуживает служебная автомашина марки «BMW 750», российской сборки, 2010 года выпуска». Что касается ее стоимости, то нам рекомендовали обратиться к балансодержателю транспортного средства – Хозяйственному правлению при Кабинет министров РТ. Ответ, отметим, пришел на указанную в запросе электронную почту.

Один из самых интересных ответов пришел с мэрии г. Казани. Елене Зубковой ответили, что мэр Казани Ильсур Метшин ездит на Lexus`e LS 2005 года стоимостью 800 тысяч рублей. Честно говоря, мы как и наши коллеги немного сомневаемся в достоверности данной информации. Некоторые наши знакомые голословно утверждают, что видели Ильсура Раисовича, выходящим из нестарого Мерседеса S-класса. В чем мы твердо убеждены, так это в правдивости стоимости автомобиля. Правда автоэксперты считают, что продать такое авто можно будет реально за 650-680 тыс. рублей.

Во всем мире законы, подобные российскому, в народе называют не иначе как «законы об общественном любопытстве». И если в других странах этим законопроектам уже десятки лет, то наша страна и тут отличились – медленно, но верно мы двигались к его принятию с 2000 года. Кстати, отсрочка длиной в один календарный год (со дня приказа президента до официального старта – прим.авт.) была дана министерствам и ведомствам для того, чтобы они провели ревизию информацию – что нужно закрыть, а что наоборот открыть – любопытствующим. По закону, доступ закрыт к той информации, которая отнесена к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Ответы на запросы должны быть предоставлены в течение 30 дней со дня их регистрации. В сложных случаях возможна отсрочка – максимум на 15 дней.

Контролировать и следить за обеспечением доступа к информации о деятельности власти предстоит органам прокуратуры. Чиновники, проигнорировавшие глас народа могут быть наказаны не только штрафами, которые предусматривает закон, но и лишиться насиженного места. Увольнение грозит «отлучением» от ответственных постов на срок от трех до пяти лет. Более того, если сокрытие чиновником информации причинило серьезный вред правам и законным интересам граждан, может последовать и уголовная ответственность, также предусмотренная законом. Что касается штрафов, то они весьма солидные – до 200 тыс. рублей.

Согласно закону «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в запросе должны быть указаны: почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина либо наименование организации. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.

Злопыхателей также не устраивает и определенная недосказанность закона. Например, если мы отправляем запрос по почте, то в случае не ответа можем прийти в суд с почтовым квитком – в качестве доказательства отправки. А как быть с электронной почтой? Делать скриншоты графы «отправленные сообщения», где значится адрес, на который направлен запрос!? Как ни крути, а с общим гласом хочется согласиться – закон есть закон, но еще бы он работал соответственно.

Между тем, ряд прецедентов свидетельствует о том, что далеко не всегда запрашиваемая информация поступает в полном объеме. Так, в сети «гуляет» информация о деле, в котором задействован московский журналист, потребовавший доступ к архивным документам. Архив свой отказ объясняет наличием в запрашиваемых документах личной тайны, а потому в доступе отказывает. Последовавшие за этими событиями судебные разбирательства ситуации не изменили.

Целью данного исследования и статьи в частности является  попытка проверить как на практике работает данный закон. Ниже приведены все три ответа на имя Елены Зубковой.

 

 

Оксана Ефимова,

Вовремя.ру

23.05.12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также