Не кайф, а услада, не Sale, а распродажа
Несоответствие закону «О рекламе» усмотрело бдительное око татарстанского УФАСа в витринах двух казанских магазинов. Провинившимися оказались «Small People» в ТРК «Парк Хаус и «RICH Fashion». На их витринах специалисты татарстанского антимонопольного ведомства увидели рекламы с надписью «Sale».
Нарушения, как выяснилось, заключаются именно в том, что в рекламе использовано иностранное слово. Согласно пункту 1 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе», на который ссылается пресс-служба антимонопольного ведомства, не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла рекламной информации.
В кулуарах, конечно, можно поспорить, насколько слово «sale», ставшее интернациональным, при размещении на витрине (без каких-либо дополнительных предлогов – прим.авт.) может исказить для современного российского потребителя смысл происходящего за витриной, но не будем. Dura lex sed lex – поспешим перевести: закон суров, но это закон.
Прецедент татарстанского уровня
Как рассказала «Вовремя» пресс-секретарь Резеда Мазитова, подобное дело – первое в практике татарстанского отделения управления антимонопольной службы.
— В других регионах подобные дела давно возбуждаются – рассказала она.
Действительно, в Москве осенью 2010 года ФАС признала ненадлежащей рекламу ЦУМа «-30%; -50%; SALE», так как в рекламе используются иностранные слова и выражения, которые могут, по мнению антимонопольного ведомства, исказить смысл информации.
Напомним, что УФАС уже озвучивало свою позицию в отношении распространителей рекламы, которые продвигают товар посредством иностранных слов. По словам заместителя руководителя управления Александра Тархова, если компании хотят распространять рекламу на английском, японском и прочих языках, то они должны дублировать ее на русском языке.
В ТРК «Парк Хаус», являющихся арендодателями магазина «Small People», павшего жертвой бдительности антимонопольщиков, заявили, что об этом требовании закона «О рекламе» знают.
— Мы никому не разрешаем надписи на английском языке без дублирования ее на русском. Нам все приносят на согласование, и мы, в свою очередь, согласовываем только в том случае, если у надписи есть русский перевод. Нас также наказывают, если арендатор самовольно оформляет витрины – сообщил «Вовремя» источник, близкий к администрации ТРК «Парк Хаус». Как же, в таком случае, свершилось нарушение, представитель комплекса сказать не мог, но посоветовал для получения более полной информации обратиться к юристу ТРК «Парк Хаус». Последний, в свою очередь, ситуацию комментировать категорически отказался.
Официальные представители других крупных торговых центров города либо аналогично отказались от предоставления информации по вопросу размещения в витринах их арендодателей надписи «sale» (без перевода – прим.авт.), либо на момент написания материала были недоступны для комментариев.
Массовое нарушение и не нарушение вовсе?
Но более интересным оказалось, на наш взгляд, то, что нарушения нашли именно в двух вышеуказанных магазинах. Пояснить причину тому пресс-секретарь УФАСа затруднилась. А вопрос действительно любопытный, потому что «Вовремя» готово биться об заклад, что наши читательницы в большинстве своем в торговых центрах бывают частенько и с ходу вспомнят, что подобные надписи при смене сезона висят повсеместно.
Дабы проверить законопослушность других магазинов в этом вопросе, корреспондент «Вовремя» решила прогуляться до ближайшего торгового комплекса в центре города и смогла «лично» увидеть просто непаханое поле для деятельности УФАСа! Практически у половины магазинов были пресловутые надписи «Sale», красующиеся в гордом языковом одиночестве, безо всякой русской поддержки.
А в самом магазине-нарушителе «Rich Fashion» в ответ на звонок редакции вообще очень удивились и сообщили, что впервые слышат факте нарушения ими подобного требования закона о рекламе.
— Это очень неожиданно, мы об этом даже не подозревали. Если бы мы знали, непременно все ликвидировали, – заявил «Вовремя» представитель магазина.
Когда после услышанного мы позвонили в пресс-службу УФАС еще раз, чтобы узнать, каким же образом происходит оповещение тех, кто является нарушителем закона, получить ответ на этот и другие возникшие вопросы не смогли по причине отсутствия пресс-секретаря на месте вплоть до конца рабочего дня.
В итоге остается только гадать, станут ли эти два административных дела, к рассмотрению которых комиссия УФАС по РТ приступит уже 9 сентября, «первыми ласточками» кампании против засилья «иностранщины» в рекламе и борьбы за чистоту великого и могучего русского языка, или разовыми показательными акциями.
Лейсан Камилева,
Вовремя: ру
22.08.11