Разумные существа устроены для некоего единого сотрудничества. |
|
Марк Аврелий |
В качестве предисловия отметим, что в эти минуты в столице РТ, в отеле «Мираж» проходит экономический форум «Тюрингия в Татарстане». Татарстан представляет министр промышленности РТ Равиль Зарипов, Тюрингию – министр экономики, труда и технологий Тюрингии Матиас Махниг. В значимости события – с точки зрения реального сотрудничества – сомневаться не приходится – сегодня стороны подписали соглашение между КНИТУ-КАИ им. Туполева и Техническим университетом Ильменау. С нашей стороны подпись поставил экс-министр обрнауки РТ, ныне и.о. ректора КАИ Альберт Гильмутдинов, со стороны Тюрингии – проректор Клаус Аугсбург.
Согласно тексту соглашения, стороны будут сотрудничать в научных областях, представляющих обоюдный интерес, обмениваться студентами и преподавателями, выполнять научные проекты, развивать сотрудничество и «потенциально стремиться к организации совместных конференций и форумов». Прописано в договоре и то, что при обмене каждая из сторон берёт на себя финансовое обеспечение для проживания студентов и учёных. Соглашение будет составляться или пересматриваться каждые три года. Координатором КАИ по соглашению выступит начальник Управления международной деятельности Светлана Холодова. У Тюрингии без изменений – проректор Технического университета Ильменау Клаус Аугсбург.
Спич Матиаса Махнига был полон воодушевления. Министр восторгался прошедшей накануне встречей с Равилем Зариповым и высказал в адрес последнего несколько комплементов. Так, он заметил, что татарстанский министр весьма сведущ в экономике и, перейдя в политику, (видимо имелась в виду упоминание, что Зарипов – заместитель вице-премьера республики – прим.авт.) «может взять с собой весь тот опыт, что накоплен им в экономике». Немало добрых слов было озвучено в адрес Татарстана, жители которого «мыслят современно и думают о будущем».
— Вы часть федерации, но идёте своим путём, — выделил Махниг. – И мне это нравится. Я только рад это поддержать.
О сотрудничестве спикер говорил практически как о сложившемся факте (что в принципе так и есть – несколько немецких компаний уже работают в республике – прим.авт.) и пообещал по окончанию визита прислать Равилю Зарипову письмо с указанием проектов, по которым они сообща будут работать. Вспоминая свой визит в Калугу (там расположен завод Volkswagen – прим.авт.), Матиас Махниг, веско заметил, что «в России производится лишь треть нужных стране автокомпонентов и две трети вы вынуждены экспортировать».
Под «занавес» министр Тюрингии высказался за скорейший старт совместной работы, сказав: «Мой девиз – меньше говорить, больше делать».
— В общем, нужно меньше кудахтать и нести больше яиц, — прозвучало у него следом. Зал с восторгом зааплодировал. Как комплемент Тюрингии самой себе прозвучало, что одно из рейтинговых агентств 20 раз называло эту землю «лучшим местом для развития представительств».
Как признался Матиас Махниг, экономика Тюрингии сейчас находится в стадии развитии и сделать предстоит ещё очень много. Например, до 2030 года требуются огромные вложения, которые необходимо «нивелировать в дельту (похоже подразумевается некое связующее звено – прим.авт.) между новыми и старыми немецкими федеральными землями». А потому, Тюрингия весьма заинтересована в «пяти «и». Первая – «инвестиции» – в большом объёме. Вторая – инновации – как пояснил Махниг, только за счёт инноваций, а не производства дешёвого продукта, Тюрингия может войти во всемирную конкуренцию. Третья «и» – инфраструктура – то, что актуально для реализации намеченных немецкой землёй планов. Четвёртая – интернационализация – по словам министра, в ближайшие годы крупные рынки роста будут находиться не в Европе. И хотя Россия – часть Европы, но в выступлении Матиаса Махнига она заявлена как раз как крупный рынок роста, с которым Тюрингия намерена плотно работать. И, наконец, пятая «и» – «интеграция» – всех квалифицированных сотрудников, которые будут сопровождать экономическое развитие страны.
— Раньше мы говорили о безработице, а теперь ищем квалифицированных специалистов, — прокомментировал Махниг.
Основную ставку, кстати, Тюрингия делает на малый и средний бизнес, уверенно заявляя, что именно этот «сектор» является «двигателем инноваций». К слову, этих «двигателей» в Тюрингии 90 тыс. субъектов (население федеральной земли – 2,4 млн. человек – прим.авт.). Внутренний валовый продукт здесь равен 49,9 млрд. евро (в 2011 году – 51,6 млрд. – прим.авт.), что составляет 70% от ВРП Европы. Развивают здесь промышленность: Матиас Махниг пояснил, что такое направление было выбрано в противовес выбора других стран у которых в приоритете сфера услуг, о чём в Тюрингии не жалеют. В федеральной земле развиты: логистика (300 предприятий), автомобилестроение, солнечная энергетика и природоохранные технологии (80 предприятий, годовой оборот – 1 млрд. евро), биотехнологии, химия/промышленность пластмасс, пищевая промышленность (360 предприятий, оборот – 4 млрд. евро), оптика, медико-биологические науки.
На хорошем уровне в Тюрингии образование: 10 университетов, 4 прикладных центра и 7 центров по поддержке начинающих предпринимателей, 3 частных специализированных вуза, 25 научно-исследовательских учреждений. На территории земли работает Агентство экономического развития Тюрингии – LEG – оно же сопровождает иностранные делегации.
Татарстан о своей привлекательности тоже не забыл: было озвучено, что ежегодный индекс роста производства в республике составляет 6%, к 2015 объёмы производства намерены увеличить в два раза – порядка 70 млрд. долларов. В приоритете у Татарстана четыре направления – автомобилестроение и машиностроение, нефтегазохимия, информационные технологии и энергетика – в этом направлении к 2020 году РТ намерена снизить потребление энергоресурсов на 40%. Есть чем похвастаться Татарстану в сфере нефтехимии – суммарный объём добытой нефти – около 1 млрд. тонн, ежегодно добывается порядка 32 млн. тонн, перерабатывается на месте 14 млн. тонн. Заслуживают внимания «Химград» с его 250-ю малыми предприятиями и ОЭЗ «Алабуга».
Татарстанский КИП-Мастер хвалил первый заместитель генерального директора по экономике и финансам Fuso Kamaz Trucks Rus Томас Унгер. Его доклад был призван рассказать немецким коллегам как немецким компаниям работается в Татарстане. Хорошего было сказано немало – удобное расположение, быстрота оформления, но и о проблемах докладчик умалчивать не стал. Представителям РТ, к слову, это не особо понравилось, но спикера всё же выслушали. Итак, Томас Унгер подтвердил вторую часть известного выражения: «У России две беды: дураки и дороги». С дорогами, посетовал Унгер, в России и правда беда (похоже спикер много ездил – прим.авт.). Но в республике они, правда, хорошие, лучше, «чем за её пределами». Ещё одна беда для всей России (и Татарстана в том числе – прим.авт.) – проблема контроля. Какого именно спикер, увы, не уточнил. А в продолжение рассказал, что сложно в нашей стране поддерживать стандарты, но у них в Татарстане это получается.
Сказано было и про малую языковую осведомлённость татарстанцев – в части знаний английского языка. Того, что есть, компании, конечно, хватает, но хотелось бы больше. Он предложил в РТ международную школу, которая «республике просто необходима». Ещё одна загвоздка для сотрудничества – банки, которые не всегда готовы принять гарантии с той и с другой стороны. Вот Fuso Kamaz Trucks Rus пользуется услугами международных. Впрочем, надо заметить, сотрудничество, а уж тем более зарубежное – материя тонкая и требует немало уступок, всевозможных согласований и желания преодолевать возникающие на обоюдном пути барьеры.
Милости просим в Тюрингию!
Оксана Ефимова, Вовремя.ру
11.10.12