Тюрингия: с заходом в Татарстан

11.10.2012

 

Разумные существа устроены для некоего единого сотрудничества.

 

Марк Аврелий

 

От разговоров к практическому применению

В качестве предисловия отметим, что в эти минуты в столице РТ, в отеле «Мираж» проходит экономический форум «Тюрингия в Татарстане». Татарстан представляет министр промышленности РТ Равиль Зарипов, Тюрингию – министр экономики, труда и технологий Тюрингии Матиас Махниг. В значимости события – с точки зрения реального сотрудничества – сомневаться не приходится – сегодня стороны подписали соглашение между КНИТУ-КАИ им. Туполева и Техническим университетом Ильменау. С нашей стороны подпись поставил экс-министр обрнауки РТ, ныне и.о. ректора КАИ Альберт Гильмутдинов, со стороны Тюрингии – проректор Клаус Аугсбург.

Согласно тексту соглашения, стороны будут сотрудничать в научных областях, представляющих обоюдный интерес, обмениваться студентами и преподавателями, выполнять научные проекты, развивать сотрудничество и «потенциально стремиться к организации совместных конференций и форумов». Прописано в договоре и то, что при обмене каждая из сторон берёт на себя финансовое обеспечение для проживания студентов и учёных. Соглашение будет составляться или пересматриваться каждые три года. Координатором КАИ по соглашению выступит начальник Управления международной деятельности Светлана Холодова. У Тюрингии без изменений – проректор Технического университета Ильменау Клаус Аугсбург.


Кудахтанье, яйца и немецкие комплементы

Спич Матиаса Махнига был полон воодушевления. Министр восторгался прошедшей накануне встречей с Равилем Зариповым и высказал в адрес последнего несколько комплементов. Так, он заметил, что татарстанский министр весьма сведущ в экономике и, перейдя в политику, (видимо имелась в виду упоминание, что Зарипов – заместитель вице-премьера республики – прим.авт.) «может взять с собой весь тот опыт, что накоплен им в экономике». Немало добрых слов было озвучено в адрес Татарстана, жители которого «мыслят современно и думают о будущем».

— Вы часть федерации, но идёте своим путём, — выделил Махниг. – И мне это нравится. Я только рад это поддержать.

О сотрудничестве спикер говорил практически как о сложившемся факте (что в принципе так и есть – несколько немецких компаний уже работают в республике – прим.авт.) и пообещал по окончанию визита прислать Равилю Зарипову письмо с указанием проектов, по которым они сообща будут работать. Вспоминая свой визит в Калугу (там расположен завод Volkswagen – прим.авт.), Матиас Махниг, веско заметил, что «в России производится лишь треть нужных стране автокомпонентов и две трети вы вынуждены экспортировать».

Под «занавес» министр Тюрингии высказался за скорейший старт совместной работы, сказав: «Мой девиз – меньше говорить, больше делать».

— В общем, нужно меньше кудахтать и нести больше яиц, — прозвучало у него следом. Зал с восторгом зааплодировал. Как комплемент Тюрингии самой себе прозвучало, что одно из рейтинговых агентств 20 раз называло эту землю «лучшим местом для развития представительств».

 

Пятёрка «и» – интересов Тюрингии

Как признался Матиас Махниг, экономика Тюрингии сейчас находится в стадии развитии и сделать предстоит ещё очень много. Например, до 2030 года требуются огромные вложения, которые необходимо «нивелировать в дельту (похоже подразумевается некое связующее звено – прим.авт.) между новыми и старыми немецкими федеральными землями». А потому, Тюрингия весьма заинтересована в «пяти «и». Первая – «инвестиции» – в большом объёме. Вторая – инновации – как пояснил Махниг, только за счёт инноваций, а не производства дешёвого продукта, Тюрингия может войти во всемирную конкуренцию. Третья «и» – инфраструктура – то, что актуально для реализации намеченных немецкой землёй планов. Четвёртая – интернационализация – по словам министра, в ближайшие годы крупные рынки роста будут находиться не в Европе. И хотя Россия – часть Европы, но в выступлении Матиаса Махнига она заявлена как раз как крупный рынок роста, с которым Тюрингия намерена плотно работать. И, наконец, пятая «и» – «интеграция» – всех квалифицированных сотрудников, которые будут сопровождать экономическое развитие страны.

— Раньше мы говорили о безработице, а теперь ищем квалифицированных специалистов, — прокомментировал Махниг.

Основную ставку, кстати, Тюрингия делает на малый и средний бизнес, уверенно заявляя, что именно этот «сектор» является «двигателем инноваций». К слову, этих «двигателей» в Тюрингии 90 тыс. субъектов (население федеральной земли – 2,4 млн. человек – прим.авт.). Внутренний валовый продукт здесь равен 49,9 млрд. евро (в 2011 году – 51,6 млрд. – прим.авт.), что составляет 70% от ВРП Европы. Развивают здесь промышленность: Матиас Махниг пояснил, что такое направление было выбрано в противовес выбора других стран у которых в приоритете сфера услуг, о чём в Тюрингии не жалеют. В федеральной земле развиты: логистика (300 предприятий), автомобилестроение, солнечная энергетика и природоохранные технологии (80 предприятий, годовой оборот – 1 млрд. евро), биотехнологии, химия/промышленность пластмасс, пищевая промышленность (360 предприятий, оборот – 4 млрд. евро), оптика, медико-биологические науки.

На хорошем уровне в Тюрингии образование: 10 университетов, 4 прикладных центра и 7 центров по поддержке начинающих предпринимателей, 3 частных специализированных вуза, 25 научно-исследовательских учреждений. На территории земли работает Агентство экономического развития Тюрингии – LEG – оно же сопровождает иностранные делегации.

 

Немцы подтверждают, что одна из бед России – дороги

Татарстан о своей привлекательности тоже не забыл: было озвучено, что ежегодный индекс роста производства в республике составляет 6%, к 2015 объёмы производства намерены увеличить в два раза – порядка 70 млрд. долларов. В приоритете у Татарстана четыре направления – автомобилестроение и машиностроение, нефтегазохимия, информационные технологии и энергетика – в этом направлении к 2020 году РТ намерена снизить потребление энергоресурсов на 40%. Есть чем похвастаться Татарстану в сфере нефтехимии – суммарный объём добытой нефти – около 1 млрд. тонн, ежегодно добывается порядка 32 млн. тонн, перерабатывается на месте 14 млн. тонн. Заслуживают внимания «Химград» с его 250-ю малыми предприятиями и ОЭЗ «Алабуга».

Татарстанский КИП-Мастер хвалил первый заместитель генерального директора по экономике и финансам Fuso Kamaz Trucks Rus Томас Унгер. Его доклад был призван рассказать немецким коллегам как немецким компаниям работается в Татарстане. Хорошего было сказано немало – удобное расположение, быстрота оформления, но и о проблемах докладчик умалчивать не стал. Представителям РТ, к слову, это не особо понравилось, но спикера всё же выслушали. Итак, Томас Унгер подтвердил вторую часть известного выражения: «У России две беды: дураки и дороги». С дорогами, посетовал Унгер, в России и правда беда (похоже спикер много ездил – прим.авт.). Но в республике они, правда, хорошие, лучше, «чем за её пределами». Ещё одна беда для всей России (и Татарстана в том числе – прим.авт.) – проблема контроля. Какого именно спикер, увы, не уточнил. А в продолжение рассказал, что сложно в нашей стране поддерживать стандарты, но у них в Татарстане это получается.

Сказано было и про малую языковую осведомлённость татарстанцев – в части знаний английского языка. Того, что есть, компании, конечно, хватает, но хотелось бы больше. Он предложил в РТ международную школу, которая «республике просто необходима». Ещё одна загвоздка для сотрудничества – банки, которые не всегда готовы принять гарантии с той и с другой стороны. Вот Fuso Kamaz Trucks Rus пользуется услугами международных. Впрочем, надо заметить, сотрудничество, а уж тем более зарубежное – материя тонкая и требует немало уступок, всевозможных согласований и желания преодолевать возникающие на обоюдном пути барьеры.

Милости просим в Тюрингию! 

Оксана Ефимова, Вовремя.ру
11.10.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также