Цена натуральности

23.05.2012

Нет любви более искренней, чем любовь к еде.

Бернард Шоу

 

Нам не страшно ВТО

В связи с медленным, но верным вхождением России в ВТО общественность будоражат панические слухи. Связаны они, как правило, с «бедными и незащищенными» российскими производителями. Которые должны пасть под ударами импорта.

В качестве примеров называют обычно автопром и сельское хозяйство. Не знай, как насчет автопрома (возможно, ему и вправду хватит гробить жизни и здоровье автолюбителей), а с сельским хозяйством в России всё не так однозначно. Причем, без всякого ВТО.

Российские сельхозпроизводители в последние годы активно осваивают различные химикаты для увеличения урожайности и сроков хранения продукции (причем, агрохолдинги быстрей фермеров). Но не смотря на это, ситуация с натуральными продуктами на российских прилавках, по-прежнему, чуть лучше, чем в Европе. Разумеется, это не касается, например, экзотических фруктов, которые, как известно, у нас плохо всходят.

В остальном же натуральность отечественных продуктов превосходит европейскую. Это не значит, что наше трудовое крестьянство не опрыскивает картошку от вредителей. Но даже неискушенный любитель ягод просто по вкусу с закрытыми глазами отличит нашу клубнику от парафиновой голландской со вкусом резины. А вкус – один из признаков натуральности.

Кроме того, в Евросоюзе и в США экологически чистые продукты (эвфемизм натуральности) стоят дороже (причем, намного), чем «искусственно усовершенствованные».

Спор о том, можно ли сделать натуральные продукты такими же недорогими как суррогаты, идет уже давно. Поставить в нём точку «Вовремя» вряд ли удастся. Но поделится некоторыми соображениями наше издание вполне может себе позволить.

Натурпродукт – это миф

Во первых строках следует сообщить, что абсолютная натуральность продуктов питания на нынешнем этапе развития цивилизации вряд ли возможна. По крайней мере, с тех времен, когда старую лошадь, не портящую борозды, всё чаще стал подменять трактор, делающий с бороздой всё, что угодно.

Сколько бы не писали на упаковке йогурта: «создан из натуральных ингредиентов», умные люди понимают, что никто не горбатился на абрикосовых плантациях, в мгновение ока собирая только что созревший урожай, а затем стерильными ложками  расфасовывая фрукты по упаковкам. Если у кого-то в голове при виде йогурта на прилавке рисуется именно такая картина, то что ж… мечтать никто запретить не может.

Увы, с грустью приходится констатировать, что ни только вторичные продукты, но и самые обыкновенные томаты, чтобы выжить в нашей непростой жизни нуждаются в некоторой обработке. Если под словом «продукт» подразумевать «нечто произведённое в промышленных условиях» (а сейчас это в 90% случаев так), то выражение «натуральный продукт» — вообще типичный оксюморон. Получается — природное промышленно произведённое.

Можно,   конечно утешатся мыслью, что человек — частичка природы, поэтому всё, что он   производит — такая же часть природы, поэтому натурально абсолютно всё. Но, честно говоря, такое утешение   не больно успокаивает.

Прогресс   необратим. Возможно,   при производстве искусственных ароматизаторов могут добавляться вредные   ингредиенты, и эти ингредиенты остаются в ароматизаторе и попадают в пищу.   Может это они имели ввиду. В любом случае выбора у нас нет, так как все   производители добавляют искусственные компоненты. Переходить назад на   технологии 50-летней давности ни один производитель не станет.

Во   всяком случае, за последние 50 лет человечество умудрилось не только не   погибнуть, а даже увеличилось.

 

Натуральное   ценообразование

 

Вернемся   к вопросу цены. Чем обусловлена низкая цена на «химически зависимые» продукты?   Их большим объемом.

Как   рассказал «Вовремя» фермер из Буинского района Татарстана Руслан   Мифтяхетдинов, для снижения цены на относительно натуральные и свежие   продукты нужно совпадение 2 факторов. Во-первых, нужна быстрая реализация.   Чтобы сделать срок хранения как можно короче. В идеале рядом с каждым городом   должны находится перерабатывающие заводы, производящие практически любое   питание.

Причем,   их должно быть много. Поскольку второе условие – здоровая конкуренция между   сельхозпроизводителями. То есть товаров должно быть много, рынок должен быть   перенасыщен.

Только   тогда можно ожидать, что цена на натурпродукт понизится.

Но  и тогда, по мнению Мифтяхетдинова (а кто в этом вопросе эксперт, если не   фермер), цена натурального не сравнится с ценой искусственного и «улучшенного».

Все   дело в объемах сельхозпроизводства. Если брать единицу продукции (ягодку или   клубень), то затраты на выращивание меньше в случае с натуральным продуктом. К   примеру, в жарких странах выращивание фруктов без химикатов, удобрений  требует меньше затрат и, следовательно,   фермер получает более высокую прибыль. Фрукты поступают в продажу практически   без сортировки. Но много с помощью мотыги и без поддержки химической   промышленности не вырастишь.

К   тому же, хорошие плоды составляют в среднем от 25 до 50% от общего уро­жая (да   и то, в хороший год, в нашей зоне рискового земледелия) и еще какая-то их   часть бракуется закупщиками. Если какая-то прибыль просто есть, это уже считается   очень хорошим показателем. Бедный фермер тяжело трудится целыми днями и все   же существует на грани разорения.

Впрочем,   отдельные фермеры в Японии утверждают и, кстати, доказывают делом, что   натуральные продукты дешевле.

Однако   таких не очень много. Даже в той же Японии. Не смотря на критику со стороны   ВТО, Япония продолжает субсидировать своих фермеров. Наличие   мелких фермерских хозяйств стало одной из основных характеристик современного   сельского хозяйства страны Восходящего солнца. Ими Япония и кормится.

Сейчас эта страна сама обеспечивает свои нужды в рисе на 102%,   в картофеле — на 85%, в овощах — на 86%, во фруктах — на 47%, в мясе — на   56%, в молочных продуктах — на 72%, в пшенице — на 7%.  И это не смотря на климатические и   геологические условия большинства районов не приспособленные для земледелия.

 

Тепличные условия

 

В Европе   тоже стараются как-то так обустроить сельское хозяйство, чтобы у пищи был   вкус пищи, а не пластика. Один из придуманных там способов – хранить продукты   по нескольку месяцев так, чтобы они сохраняли свежесть вкусового восприятия.   Но не за счет уколов «овощного ботекса». А за счет сохранения определенной   атмосферы в хранилищах, за счет ежеминутной регуляции температуры и   влажности.

По словам   генерального директора датской компании Syd-Tek (которая собственно и   занимается подобными хранилищами) Эрлинга Ронсбю, овощи, фрукты, картошку и   прочие корнеплоды можно хранить на подобных складах до полугода. Без потери   вкуса (как выразился иностранный гость – «почти без потери»).

Раньше,   когда продукты хранили традиционным способом, они теряли до 10-15% веса. Не   говоря уже о гниении и жучках. Терялась прибыль. Таким образом, строительство   суперсовременных «овощебаз» для европейских фермеров быстро окупается. К   слову говоря, по словам Ронсбю, в Дании фермеры не получают субсидий и прочей   помощи от государства, а выживают самостоятельно. (А у нас постоянно твердят,   что в Евросоюзе буквально государственными деньгами удобряют фермерскую   почву).

Но цена на   свежие продукты при этом всё равно остается высокой.

 

Продуктовая экспансия в Европу

 

Отечественному   бизнесу надо иметь ввиду, что российский потребитель (в отличии от западного)   не привык платить втридорога за экологичность продукта. Мы склонны к халяве.

Учитывая   это, нашим сельхозпроизводителям можно порекомендовать всеми силами пробиваться   на внешний рынок. Возможно, даже пренебрегая местными «ртами». Благо, ВТО –   вещь обоюдоострая: не только заграница «давит» нас своими товарами, но и у нас   есть такая ровно такая же возможность.

Как это ни   утопично для многих сейчас звучит, но в будущем вполне возможно, что   татарстанская картошка заполнит берлинские прилавки. По цене продукция наших   фермеров вполне конкурентоспособна.

Надо   только выстроить правильно логистическую цепочку, создать мощную экспортную   структуру («Овощепром»), ну, и, конечно, поверить в себя и свои силы.

 

 

Дмитрий Смирнов

 

Вовремя.ру

 

23.05.12

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также