Цена жизни

16.02.2012

Трассы — убийцы

Круглый стол в формате видеомоста Москва – Казань – Томск – Белгород – Пермь на тему: «Безопасность пешеходов в современных условиях: проблемы, опыт, поиски решений» оказался на злобу дня. Буквально вчера вечером в Казани на улице с интенсивным движением бабушка с внучкой переходили проезжую часть и не рассчитали расстояние до встречных автомобилей. В итоге их сбила сначала «Хонда», а затем «Ауди». У бабушки с внучкой не было ни единого шанса выжить, они погибли на месте. Как сообщает «КП-Казань», по предварительным данным городской ГИБДД , вина в аварии усматривается как со стороны водителя «Хонды» — он не выбрал безопасную скорость, так и со стороны пешеходов, которые переходили проезжую часть вне зоны пешеходного перехода, расположенного в 130 метрах от места ДТП…

… Из Москвы в обсуждении столь актуальной темы участвовали главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктор Нилов, депутаты Госдумы и прочие эксперты. Казань (мероприятие было организовано в редакции ИА «Татар-информ» — прим.авт.), представляли начальник управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов и лидер местного молодежного движения за безопасность «16 RUS» Марсель Нигметзянов.

Соображений по поводу того, как сберечь жизнь и здоровье пешеходов, было высказано столько, что законодателям хватит работы (в смысле обсуждений – прим. авт.) на год вперед. Только, насколько смогут все эти инициативы переломить ситуацию, точно не может сказать ни один эксперт. А ситуация, честно говоря, далеко не чудесная.

Немного статистики. В России в 2011 году произошло 16886 наездов на пешеходов (почти каждое третье ДТП – прим. авт.). Из них 1156 случаев закончились трагически. Погибло 859 детей.  А 16952 человека получили увечья разной тяжести.

В Татарстане произошло 512 наездов на пешеходов. 26 человек погибли, 511 были ранены. Все люди погибли прямо на пешеходных переходах!

Водители были признаны виновными 93% случаев, пешеходы – в 7%. Было выявлено почти 89 тысяч нарушений  статьи 12.18 КоАП РФ («непредоставление преимущества пешеходам» — прим. авт.). На нарушителей были наложены штрафы от 800 до 1000  рублей.

Только в январе этого года ГИБДД по РТ составила 8 протоколов на юридических лиц за неудовлетворительное состояние пешеходных переходов. В масштабах России проходит акция «Охота на зебру». Каждый гражданин может пожаловаться на качество процесса перехода дорог. Жалобы и прилагаемые фотоматериалы можно оставлять на сайте rpolice.ru.

Но очевидно, что данных мер недостаточно. На дорогах продолжают гибнуть люди.

 

Межбюджетный переход

В речах московских экспертов (это были представители разных слоев – Общественной палаты РФ, Госдумы, был и представитель от «сословия» пешеходов – прим. авт.) лейтмотивом звучало, что основная проблема в отсутствии толерантности как у водителей, так и у пешеходов. Но кроме констатации фактов, как уже было сказано выше, высказывались и конкретные предложения.

Например, предлагали поднять «зебру» на 3-4 сантиметра над уровнем дороги. Впрочем, в некоторых малых городах эта мера уже реализована. А в «миллиониках», где «зебры» рисуют на каждом углу, такая мера способна опустошить любой муниципальный бюджет.

Кстати, о бюджете. Расходы по обустройству переходов ложатся на исполком. В связи с этим заместитель мэра Томска предложил собранные с нерадивых водителей штрафы (а это немаленькая сумма, у нас редко кто не нарушает – прим. авт.) передавать в муниципалитет. Как это было до недавнего времени. Сейчас же эти штрафы поступают в доход бюджета субъекта федерации. Инициативу вице-мэра поддержали многие эксперты.

 

Дикие «зебры»

А про «зебры» ещё долго говорили. Предлагали сделать так, чтобы автомобиль на ней вибрировал (аналог уже разработан – прим. авт.). Другой эксперт внес предложение запретить рисовать «зебры» без светофора там, где движение идет по более чем одной полосе в одну сторону.

По мнению экспертов, такие «зебры» провоцируют на аварийные ситуации.  Человек перебежал один ряд (тут машины притормозили – прим. авт.), а дальше неизвестность – потому что следующий ряд машин его не видит. А для инвалидов и пожилых людей, которые по понятным причинам не могут проявить резвость, такие «зебры» порой оборачиваются смертельной полосой препятствий.

 

Темнота – враг молодежи

Плохая освещенность пешеходных переходов тоже не была обойдена вниманием выступавших. Ведь около 70% наездов на пешеходов совершается именно в темное время суток. Выход, по мнению экспертов, в светоотражающих элементах одежды. Такие элементы в обязательном порядке монтируются на велосипеды, используются в одежде сотрудников ГИБДД и дорожных рабочих, все чаще — в детских пуховиках и школьных ранцах. Лучи фар отражаются рассеянным светом и, таким образом, пешеход становится виден метров за 50, когда ещё не поздно начать тормозить.

Но тут очень важен скоростной режим, выбранный водителем. К примеру, в Казани молодежь в вечернее время (особенно на автомобилях отечественного производства – прим. авт.) предпочитает не ограничивать себя в скорости передвижения. Так что одними светоотражателями ситуацию не спасешь.


Пермский вариант

Представители Пермского края видят корень проблемы в плохой теоретической подготовке, особенно школьников. В их учебных программах изучение детьми ПДД органично вписалось сразу в 2 курса: ОБЖ и «Окружающий мир». То есть сакральное знание того, как переходить дорогу, передается пермякам и в младших, и в старших классах, для закрепления.
Более того, в Перми практикуется, что ребенок, находящийся в машине с родителями, подсказывает им, как правильно её вести. И потом аккуратно записывает в специальный дневник свои наблюдения. Скорее всего, сам того не подозревая, родоначальником этого почина был Павлик Морозов.

К сожалению, одним образованием ребенка делу не поможешь. Ребенку уже в силу возраста, во-первых, сложно долго ждать на одном месте, во-вторых, трудно реально оценить свою скорость и расстояние до приближающейся машины. Зато водитель обязан учитывать эти факторы.

Об этом же говорили и эксперты.

 

Татарстанские инициативы

Законодательные инициативы от Татарстана озвучил молодежный лидер Нигметзянов. Во-первых, он озвучил, что в Испании, к примеру, штраф за непредоставление преимущества пешеходу достигает 800 евро. Отсюда и предложение и у нас тоже поднять аналогичный штраф до 2-4 тысяч рублей. Может, тогда водители лишний раз задумаются над пропуском пешеходов.

Затем Нигметзянов пошел ещё дальше и рекомендовал уменьшить порог допустимой скорости в населенных пунктах до 50 км/час.

Ну и, разумеется, он не смог не похвастаться татарстанским опытом, предложив увеличить число камер видеонаблюдения. По оценке местные гаишников, установка камер позволила вдвое снизить аварийность в Казани. Ведь 3 из 4 штрафов, приходящих казанским водителям – это результат работы камер.

 

Надежный барьер на пути к ДТП

Но наибольших успехов в деле защиты пешеходов добился всё-таки не Татарстан, а Ярославль. Здесь на волне празднования тысячелетия города в прошлом году были большие вложения в ограждения дорог там, где нет переходов.

И эффект был: на 80% снизилось число ДТП с участием пешеходов. Так простое ограждение может спасти человеческие жизни.


Проблемы в голове

Корреспондент «Вовремя», как потомственный пешеход, вроде не должен лезть с советами. Но на его непросвещенный взгляд, следует ужесточить ответственность не для тех, кто просто нарушил. А для тех, кто сбил человека. Если при этом он убил кого-нибудь или покалечил. Особенно, если ребенка.

Человек, превысивший скорость и задавивший человека, однозначно должен получать реальный срок заключения. Пусть маленький, но реальный. Условные сроки, щедро расточаемые нашими судами за подобные «нарушения», не только не дисциплинируют водителей, но и прямо провоцируют.

Впрочем, хороши и пешеходы. Действия некоторых из них прямо граничат с суицидом.
Пока ещё не зарегистрированы случаи, чтобы пешеходов сбивали на тротуарах. От них требуется всего-то не торопиться, быть предельно внимательными, трезво оценивать собственные силы и не выпускать из рук детей. И тогда их безопасность гарантирована.
Пока не изменится психология людей, ни строительство переходов, надземных и подземных, ни ужесточение правил, ни какие другие меры не защитят их жизнь и здоровье.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

16.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также