Царь горы

17.07.2012

 

Моя не реплика уже, а приговор. Реплики у вас, а все, что я говорю, — в граните отливается.

 

Дмитрий Медведев

 

Экспроприация под флагом закона

Давным-давно, в стародавние времена, а именно в 2010 году, тогдашний президент России Дмитрий Медведев (для тех, кто уже успел подзабыть эту политическую фигуру и совсем не следит за её судьбой – он сейчас премьером в новом правительстве трудится и в нагрузку ещё и партию «Единая Россия» возглавляет) решил подумать о предпринимателях. Как-никак кормильцы бюджета. А их родных притесняют всякие нехорошие чиновники, кошмарят по научному выражению Дмитрия Анатольевича.

Самый простой и популярный способ сравнительно честного отъема бизнеса – посадить ненадолго его владельца в СИЗО. Например, в связи с утайкой от государства самого дорогого – налогов. Без налогов государство как без рук (ног и прочих органов). Так что за такое и посадить – самое то наказание (с точки зрения госорганов).

А человек посидит за решеткой месяц-другой, глядишь, подумает-подумает и подпишет дарственную на часть своего бизнеса. А то и на весь бизнес. Такое вот нехитрое перераспределения финансовых потоков.

Примеры Ходорковского и Чичваркина всегда перед глазами у каждого истинного российского бизнесмена. Но этими примерами список рейдерских захватов с помощью правоохранителей далеко не ограничивается.

Слух о работе (и способах заработка) нашей правоохранительной системы дошли до того берега Атлантики. Сенат США даже принял специальный так называемый «список Магнитского». Перечисленным там поименно российским чиновникам запрещен въезд в США. А ну как у них там домик на берегу океана. В общем, непорядок.

Но это только надводная часть айсберга. В каждой российской глубинке есть свой «полковник Кузнецов». Поэтому над бизнесом (если он успешен) постоянно свисает и краешком задевает дамоклов меч отъема.

Порядка 70 тысяч человек в России ежегодно выходят из СИЗО, при этом получают наказания, не связанные с лишением свободы или вообще не осуждаются. По идее они и до суда не должны находится под стражей.

Дело дошло до смешного: бизнесмен спит спокойно, только если дела у него идут не шатко, не валко.

 

Законодатель: лицом к бизнесу

Как-то надо было с этим бороться. И был тогда придуман в недрах президентской администрации (образца 2008-10 годов) чудный по своему неиссякаемому либерализму закон.

 

 

Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон был направлен «на усиление уголовно-правовой защиты отношений в сфере предпринимательской деятельности». Там даже усиливается ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Предусмотрены штрафы в размере от 200 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. То есть бизнес, который стоит дешевле этих сумм, сейчас отбирать не очень рентабельно. И самое главное — документ внес поправки в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и в ст.15 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

 

Кроме того, в шесть раз увеличивается размер крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям. При уклонении от уплаты таможенных платежей крупным размером определяется сумма 3 млн рублей  (действовало до этого — 500 тысяч рублей), особо крупным — 36 млн рублей (действовало —  1,5 млн  рублей).  Государственная регистрация арестов недвижимого имущества, а также государственная регистрация залога как меры пресечения проводятся без уплаты государственной пошлины.

Согласно изменениям, которые вносятся в УПК РФ, расширяется перечень преступлений, обвиняемые или подозреваемые по которым не могут быть заключены под стражу.

Также закон уточнял редакцию ст.106 УПК РФ (залог),  позволяя расширить применение такой меры пресечения, как залог. Ее можно теперь выбрать в любой момент производства по уголовному делу. Кроме того, законодатель установил минимальную сумму залога — для преступлений небольшой и средней тяжести залог не может быть меньше 100 тысяч рублей, а по тяжким и особо тяжким преступлениям — не менее 500 тысяч рублей.

Поправки в закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривают, что право гражданина на выезд из страны может быть ограничено, если он «в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, — до вынесения решения по делу или вступления.

Из статей ст. 171 УК РФ  «незаконное предпринимательство» и ст. 172 УК РФ «незаконная банковская деятельность» исключили указание на «нарушение лицензионных требований и условий» в связи с неопределенностью этой формулировки, что приводит к расширительному ее толкованию, а в ряде случаев открывает возможности для злоупотреблений.  Признали утратившей силу статью. 173 УК РФ  «лжепредпринимательство», которая практически не применялась в связи с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений.

Кроме того, ст. 174.1 УК РФ («легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления») ранее применялась неоправданно широко. В настоящее время в статье 174 УК РФ крупной признается финансовая операция и другие сделки, сумма которых превышает 6 млн рублей (раньше порог был – 1 млн рублей). Крупным невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте признается сумма, превышающая 30 млн рублей (раньше — 5 млн рублей).  В шесть раз увеличен размер крупного и особо крупного ущерба и применительно к налоговым преступлениям. В частности, при уклонении от уплаты таможенных платежей крупным размером теперь считается сумма в 3 млн рублей (ранее – 500 тыс. рублей); особо крупным – 36 млн рублей (ранее – 1,5 млн рублей).

В общем, вместо СИЗО – залог, до крупных нарушений малому бизнесу ещё расти и расти. Не закон, а благодать.

 

Завели – не работает

Закон был внесен в Госдуму президентом РФ Дмитрием Медведевым 1 марта 2010 года. Он был принят Госдумой 26 марта 2010 года и одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 года. Вскорости Медведев подписал его.  

И вот уже 2 июня того же 2010 года президент Медведев провел в Кремле совещание по судебным вопросам. В нем приняли участие председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Валерий Зорькин, Вячеслав Лебедев и Антон Иванов, а также генпрокурор Юрий Чайка. Медведев обратил внимание судей на исполнение уже вступившего в силу закона об ограничении арестов при совершении экономических преступлений. То есть на неисполнение, если говорить честно. Это произошло через две недели после письма экс-главы  ЮКОСа Михаила Ходорковского главе ВС Лебедеву, в котором заключенный заявил об игнорировании судом недавно принятого президентского закона.

Медведев сказал тогда на совещание, что могут потребоваться новые поправки или хотя бы разъяснение Верховного суда.  А вслед за теми, ещё какие-нибудь поправки потребуется внести. И так до второго Пришествия.

То есть получается, что действует (теоретически) принятый парламентом закон, есть политическая воля руководства страны. А всё равно инициатива как-то тормозиться на местах.

Юридически всё блестяще, а в жизни всё по-старому. Или как говорил Ленин: «по форме верно, по существу – издевательство».

Конечно, закон сократил число «наездов» на предпринимателей. Но не победил саму проблему. Страх потерять налаженный бизнес в предпринимательской среде остался. В конце концов, не обязательно сажать в СИЗО по экономическим статьям. Есть же ещё хранение наркотиков и оружия.


Главная ветвь власти

Так кто же в «доме» хозяин? Почему даже при наличии пожеланий все улучшить у первых лиц страны ни чего не получается (или получается, но в сильно сокращенном варианте)?

Да что там Медведев! Даже сам Владимир Путин в одном своем предвыборном обещании (между январем и мартом 2012 года) пообещал избирателям, что сократит до минимума число машин с мигалками (скорая, пожарные и прочие МЧС не учитываются). И сократил-таки (уже после 4 марта). Правда, меньше, чем наполовину.

Таким образом, получается, что главенствует у нас в стране бюрократическая прослойка. И даже те, кто формально или реально находятся во главе этой пирамиды, ничего кардинально не могут поменять в принципах её устройства. Так только, косметический ремонт.

Любой властитель, даже ощущающий себя безраздельным царем горы опирается на определенный класс или прослойку. В случае современной России это – чиновники. Как только его деятельность выходит за рамки интересов данной прослойки, верховные распоряжения уже начинают встречать активное или пассивное сопротивление.


Законный выход

Как бизнесу можно противостоять натиску правоохранителей-«варягов»? Как снизить риски для своего бизнеса? Ну, помимо традиционных рецептов – «дружить» с прокурорами и генералами, переписать бизнес на слепоглухонемую бабушку троюрного брата жены, демократизировать общество и прочих труднореализуемых вариантов.

В виду вышеизложенного, остается один путь. Прямой и трудный. А именно – бороться за собственные права.

Предприниматели – это ведь не угнетенные негры. Они – зрелые состоявшиеся люди с собственным мнением. Умеющие взять на себя ответственность в трудной ситуации. Всего-то и нужно, добиваться реализации закона. Ничего криминального.

Только так, постепенно, предпринимательский класс может выбить «с горы» бюрократическую прослойку. И сам стать опорой для первых лиц государства.

А если тяжело это делать в одиночку, то лучше вступить в сообщество таких же предпринимателей. ОПОРА России в этом смысле вполне подойдет.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
17.07.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также