Транспортная возня

25.10.2011

Опыт личный и неприятный

Темой для написания этой статьи послужила история из практики нашего корреспондента. История, каких в нашем городе сотни, приключилась с автором по возвращении с работы домой (место жительства – район «Азино»). Далее для удобства позволим себе изложение от первого лица.

…В качестве «извозчика» очередным промозглым осенним вечером был выбран 21 троллейбус – долго, зато прямо к дому. Мы с троллейбусом успешно и довольно быстро преодолели часть пути от центра города до остановки «Абжалилова», но едва отъехали от нее, как в буквальном смысле встали. Учитывая, что по этому маршруту я езжу часто и пробок в это время (было около 20.00 – прим.авт.) здесь не наблюдала, удивление мое было вполне понятно. Стояли мы долго и, не ошибусь, если скажу, что если и двигались, то с черепашьей скоростью. Когда до заветного поворота на Гвардейскую (перекресток Патриса Лумумбы и Гвардейской – прим.авт.) оставалась пара метров, выяснилось, что прямо на пересечении улиц столкнулись две машины – отсюда и незапланированный затор.

И все бы ничего, но место происшествия находилось аккурат под линией электропередач, которая так необходима для движения троллейбуса. И он снова встал. Пассажиры заволновались, водитель отправил кондуктора на разведку. Вернувшись, она коротко заметила: представители ГИБДД сказали, ждать еще минут 20. Водитель, выйдя из троллейбуса и обследовав место действия, лишь молча разводил руками. Дальше троллейбус двигаться просто не мог – и к гаишнику не ходи. Подождать, кстати, нам никто не предлагал.

На первых порах кондуктор еще вопрошала, не по пути ли кому на 20-м троллейбусе (этот маршрут также ведет в Азино, однако заметно длиннее 21-го – прим.авт.), но народ, возмущаясь, двинулся к остановке Патриса Лумумбы. Чуть позже я наблюдала картину, как та же кондуктор просила водителя трамвая забрать часть пассажиров. Мне, увы, с ними было не по пути. На мой вопрос, а как быть тем, кто уже заплатил за проезд транспортной картой, кондуктор не отреагировала – оглянулась, промолчала и, развернувшись, пошла к своему заставшему троллейбусу.

Минут через 10 к остановке подошел автобус №18, также следующий в Азино. Сев в него, я долго раздумывала, доставать ли карту, или предпочесть оплату наличными. Карта победила. Между тем, автобус был полон и двигался с пугающим звуком. Не доехав до «Трамвайной», остановились, кондуктор самостоятельно открыла средние двери, в которые было видно, как около транспорта суетится водитель. Вскоре мы вновь тронулись, но, не проехав и нескольких метров, снова встали. На этот раз окончательно. Водитель с кондуктором в один голос заявили: «Ждите, сейчас подойдет следующий и вас заберет, наш сломался и дальше не едет».

Вот только ждать вместе с нами тот «следующий» они не стали – кондуктор выдала деньги за возвращенные билеты, закрыла двери, и автобус двинулся дальше. Уже без нас. Нашлись, правда, смельчаки, которые пытались вновь в него запрыгнуть на ходу (!) – он же двигался — но их вежливо вытолкали. Мне со своей транспортной картой, облегченной на пару несостоявшихся поездок, досталась роль наблюдателя.

Следующего маршрута никто из высаженных пассажиров не дождался – кто-то торопился уехать, кто-то потерял надежду (ждали долго – прим. авт.), кто-то замерз. Из терпеливых оставалось двое – я и мужчина средних лет. Когда мое терпение иссякло, подъехал 19-й автобус (тоже в Азино идет?). Решившись, я юркнула в теплый салон и всю дорогу «тряслась» — не сломается ли еще и этот экземпляр.

 

С кого спрос?

Замерзая на остановке «Трамвайная», я размышляла о том, что скажу кондуктору «следующего» автобуса. Действительно, что? Как объясню ему, что вот я с того-то автобуса, которого уже и след простыл, но не моя в том вина, проезд уже оплатила и не могли бы они меня до нужного места довезти. Сама перспектива разъяснений, больше похожих на оправдания, не слишком радовала. В конечном итоге, наверное, это и определило решение, не дождавшись того же маршрута, уехать на другом. На следующий день, делясь событиями минувшего вечера, услышала от коллег, что в такие ситуации периодически попадаю не я одна. И большинство из нас не знает, а что вообще нужно при этом делать и как защитить свои права.

Решительно приступив к поиску истины, начала с самого простого: поиска организаций, курирующих в Казани транспортные вопросы, и их телефонов. Первым в моем списке стал МУП ПАТП №2 – компания, на балансе которой числится 18-й автобус. В диспетчерской мне пояснили, что «кондуктор должна была вас пересадить». Были готовы разобраться, но при наличии номера автобуса – в тот вечер я и не думала его запоминать. Без этого браться за решение вопроса в компании-перевозчике были уже не готовы. Попутно выяснилось, что кондукторы в данном транспортном предприятии — люди вольнонаемные. За них отвечает водитель, он же их и нанимает. Он и должен был проследить, чтобы со сломавшегося автобуса пассажиров пересадили на другой – соответственно, дождавшись другого автобуса вместе с пассажирами. В ситуациях, когда номер все же зафиксирован пассажиром, недовольным ущемлением своих потребительских прав, с водителем-нарушителем проводится беседа, созывается административная комиссия.

— Но вы вообще-то звоните, если что, — сказали мне в ПАТП-2 на прощание.

В троллейбусном депо, обслуживающем 21-й маршрут, мне настойчиво предлагали обратиться на Некрасова, 24 — по этому адресу находится офис ОАО «Транспортная компания» — дабы вернуть потраченные с карты деньги. Даже телефон продиктовали. Туда же предлагали обратиться и в диспетчерской вышеупомянутого МУПа. Кондуктор троллейбуса, отметили в отделе эксплуатации транспорта депо, возвращает лишь наличные деньги за билеты. С транспортной картой оказалось «не к ним» и деньги с нее «не в депо поступают». Пересаживать на какой-то другой вид транспорта, кроме троллейбуса, сотрудники депо не имеют права. Только на свой маршрут и только на троллейбусный – такие действия регламентированы положением «О транспортной карте».

— Доказательства предоставляете уже им (ОАО «ТК» — прим. авт.), — пояснили в депо. – Вы даете им свою транспортную карту, они проверяют сказанную вами информацию – база вся у них собрана. И уже они направляют письмо предприятиям, чтобы те рассмотрели, была ли такая ситуация. Если все подтвердится, деньги возвращают.

 

Горячая жалоба или «Пишите, но в письменном виде»

Следующий мой звонок раздался в приемной Комитета по транспорту, где посоветовали «написать письменное заявление на имя руководителя комитета». Пообещали разобраться и ответить. Ситуация моя, пояснили, разрешаемая. А вот возврат денег, опять-таки, только через Некрасова, 24. На вопрос, как обычно наказывают провинившихся водителей, ответили: «Штраф или лишение премии». Секретарь в приемной оказалась женщиной понимающей и предложила мне (на будущее – прим.авт.) пересесть на другой автобус и сказать, что билет я уже покупала, назвав при этом номер того автобуса, в котором как раз покупала. Номерные знаки автобуса, подумала я, будут теперь во сне сниться от столь частого их упоминания.

— Свои правила и порядок транспортные предприятия знают и должны вас довезти, — попрощалась секретарь.

В ОАО «Транспортная компания» посетовали: «Уж автобус-то должен был пересадить!». По мнению ответившего мне сотрудника отдела по работе с населением, мой провинившийся автобус был определенно не прав – водитель должен был вызвать едущих следом коллег. Как оказалось, моя собеседница сама в таких ситуациях бывала и ее пересаживали.

— А вообще я вам советую позвонить в Комитет по транспорту, — предложила она в конце разговора. Мы сами им неоднократно звоним. Пусть и пассажиры звонят. И вообще автобусы редко ходят, не дождаться.

При очередном звонке мне ответили: «Горячая линия Комитета по транспорту!». Терпеливо выслушали, предложили принять от меня жалобу и передать ее в комитет. И тут все снова упиралось в отсутствие записанного номера автобуса! Но жалобу все же приняли – записали информацию, номер телефона и мою фамилию.

Последним в списке телефонов шел Комитет по защите прав потребителей. По первому указанному в Яндексе номеру автор наткнулась на Госалкогольинспенкцию. Сильно удивилась, но меня тут же успокоили: «Мы по таким вопросам консультируем». И посоветовали обратиться в уже знакомый Комитет по транспорту с письменным заявлением. Даже адресом снабдили: Кремлевская,21.

— Обязательно обратитесь туда, а они примут меры, — предлагала моя телефонная собеседница из Госалкогольинспекции. – Они контролируют и наказывают, а мы только консультируем. Если у вас есть «Консультант» или «Гарант», поднимите постановления и посмотрите, за что конкретно отвечает комитет. И уже руководствуясь этими положениями, пишите заявление.

 

Вернуть утраченное

Свои материальные ценности – средства, снятые с транспортной карты, но «недоезженные» — я все же решила попытаться вернуть. Благо, что все для этого необходимое мне подсказали в ОАО «ТК». В частности, подойти на Некрасова, 24, написать заявление с указанием времени, даты, места событий, оформить возврат денег с карты. Заявление, рассказали мне, будет направлено в комитет по транспорту на расследование, и если информация подтвердится, деньги вернут. Время расследования, как правило, занимает 15 дней.

Пункты по работе с населением ОАО «ТК» располагаются в двух районах: Вахитовском (Некрасова,24, офис 114) и Московском (Энергетиков, 10а, офис 14). Работают без обеда (понедельник-пятница с 8 до 20 часов; среда и суббота — с 8 до 19 часов; выходной – воскресенье). В частности, на Некрасова оказался небольшой офис с одним сотрудником. Девушка-специалист выдала мне бланк заявления на имя генерального директора ОАО «ТК», и пока я письменно излагала все перипетии своего неудачного вечера, консультировала по телефону. Речь шла о проездном для льготной категории граждан. Приняв заявление, представитель ОАО «ТК» задача мне пару уточняющих вопросов и обещала позвонить (в заявлении указывается контактный телефон – прим. авт.).

Я в ответ спросила о своем: как часто с подобными заявлениями обращаются? Как выяснилось, «крайне редко». Впрочем, сотрудница признала, что и сама часто так «попадала», но суммы «столь незначительны», что за возвратом не обращалась.

А я вот обратилась. Теперь жду…

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

27.10.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также