Топливный баланс

29.11.2011

Проверка на публичность

Изначально предполагалось, что представители СМИ по утреннему холодку с ветерком проедутся до пары заправок с инспекторами Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ. Журналисты своими глазами должны были увидеть, как проверяют АЗС и рассказать об этом аудитории.

На деле количество проверяемых совместно с журналистским пулом заправок сократилось до одной. А в самом Управлении, куда заехали по дороге, случилась импровизированная пресс-конференция с начальником Управления Робертом Гилязиевым.

Нет худа без добра. Количество объектов сократилось, зато из выступления Гилязиева выяснился целый ряд интересных подробностей.

 

Бензин – не роскошь

Гилязиев начал привычными фразами о важности работы, проводимой его ведомством. Поскольку количество автомобилей постоянно растет, растет и потребление топлива. Если оно будет некачественным, то транспорту грозит поломка. Причем серьезная, может «полететь» двигатель. Что продемонстрировали прошлогодние события с разбавленным черте чем бензином и дизелем.

Нельзя не упомянуть и об экологической составляющей. Бензиновыми парами в городе дышат все. Включая и тех, кто сидел только за рулем электромобиля в парке аттракционов. Продукты сгорания и без того воздух явно не озонируют. Но если бензин «разбодяжен», то окружающей атмосфере – труба, во всех смыслах этого слова.

 

Регулируйтесь сами

В новейшей истории борьбы с некачественным топливом на родных просторах был драматичный поворот. Раньше деятельность торговцев «сеном для железных коней» предполагала предварительную процедуру лицензирования. Присматривала за АЗС Госнефтьинспекция. Потом зачем-то лицензии на торговлю топливом отменили, а Госнефтьинспекцию упразднили. Большинство её инспекторов перешло в Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов. Но почувствуйте разницу — если раньше Госнефтьинспекция при неоднократно выявленных нарушениях имела право приостановить лицензию АЗС, то теперь даже административное взыскание в виде штрафа может наложить только суд.

Но парадоксальным образом эти изменения не повлияли на качество бензина в республике. Вернее, повлияли, но в лучшую сторону. Во всяком случае, если верить официальной статистике. В 2005 году процент выявленной некачественной продукции в Татарстане составлял 22,7. На этот год всего – 3,4%. Может, в России наконец заработали рыночные механизмы.

 

Бензиновые короли

Кроме того, некоторые крупные компании, продающие топливо, пошли на процедуру добровольной сертификации качества своих продуктов. Для формирования положительного имиджа в глазах потребителей. Это «Татнефть», «Татнефтепродукт» и «Форт Римекс». В их штате есть специальные инженеры, следящие за качеством бензина, самостоятельно проверяющие свои АЗС. Движение их бензовозов постоянно отслеживается с помощью системы спутниковой навигации.

Но чтобы читатели не сочли, что это реклама, надо кое-что добавить. Добровольную сертификацию прошли не все заправки указанных компаний скопом, а только отдельные представители семьи АЗС. Для имиджа хватит и нескольких заправок, а дополнительные затраты могут повлиять на цену продукта, которая и без того в последнее время имеет устойчивую тенденцию к росту.

А вот заправка «Лукойла» на Космонавтов ни в какой дополнительной «имиджевой» сертификации не нуждается. Поскольку и без того популярна среди казанских автомобилистов — благодаря «сарафанному радио».

 

Подозрительные графики работы

Гилязиев проинформировал журналистов о том, что месячники проверки качества топливо проходят 1-2 раза в год. Пару лет назад о них сообщали заранее через СМИ (интересно, зачем? – прим. авт.).  Но потом природная сметливость проверяющих возобладала, и теперь на АЗС проверка появляется вдруг.

Впрочем, слухи по городу всё равно распространяются быстрее, чем орды инспекторов. Некоторые операторы даже приостанавливают деятельность на время месячника. Упоминание конкретных «имен» в СМИ может привести к судебным искам. Но самый общий совет автомобилистам дать можно. Если кто-то вдруг обнаружил, что в конце ноября или начале декабря конкретная заправка, доселе не позволявшая себе перебоев в торговле, вдруг внезапно и временно закрылась, то есть шанс, что дело нечисто.

А в общем, думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь проблемы с двигателем.

 

Операция «чистый бензин»

Почему именно с ноября? Потому что 14 ноября стартовал последний месячник проверок. Уже проверили 353 объекта (в том числе не только АЗС, но и 8 нефтебаз – прим. авт.). К концу месячника планируют довести количество проверямых объектов до более 500. В Казани проверили 134 заправки из около 200, имеющихся в наличии.

Всего по республике взяли 756 проб бензина и дизельного топлива. На обработку одной пробы бензина в лаборатории требуется около суток. С дизтопливом процедура длиться ещё дольше. Поэтому на данный момент обработали только 376 проб. Из 338 «бензиновых» проб несоответствия ГОСТу выявлены в 5 случаях (примерно 1,5%). С ДТ ситуация похуже. Из 38 обработанных проб ДТ 7 оказались с браком (18,4%).

У нынешних контролеров, как уже говорилось выше, санкций не много. Они сообщают о выявленных нарушениях в республиканскую прокуратуру. Та передает сигналы в районные. Районная прокуратура обращается с иском в суд. А пока суд да дело, некачественный бензин льется рекой.

 

Предположительные бодяжники

Поэтому «Вовремя» хочет предупредить автовладельцев, если не обо всех 12 проштрафившихся точках, то хотя бы о казанских местах скопления серы в бензине. По дизпопливу это 2 заправки. Они обе ведомственные, поэтому пусть с ними разбираются в родном АТП. Но есть одна частная, где в бензине премиум-класса «Супер Евро-98» обнаружено несоответствие фракционному составу. Это АЗС №2 по адресу Ершова, 25г. Относиться к сети «Татнефтепродукт». Вот тебе, бабушка, и добровольная сертификация. Нарушение серьезным назвать нельзя. Но осадок, во всех смыслах, остался.

Кроме того, в поселке Нижняя Тура Зеленодольского района, что на 41 километре северной объездной дороги, есть АЗС ООО «Арис-Центр». Там инспектора брали пробы дизельного топлива аж 3 раза: 15 ноября и 2 раза 17 ноября. Чтобы точно убедиться, здесь с дизтопливом явно что-то не так. Есть несоответствие по содержанию массовой доли серы и температуре вспышки. Гилязиев сказал, что это может говорить о том, что что-то в ДТ добавляют. Но такое обтекаемое предположение вызвано тем, что хозяева заправок часто звонят и ругаются. Это малопочтенное занятие — выслушивать ругань по телефону. Иногда и в суд подают на проверяющих.

Но это никак не скажется на слаженной работе инспекторов. Они уже возвращаются из районов в Казань.

 

Почем бензин для народа?

Вдруг журналисты стали расспрашивать Гилязиева на предмет повышения цен на бензин. Хотя непонятно, почему руководитель ведомства, контролирующего качество бензина, должен быть экспертом в вопросе ценообразования.

Впрочем, Гилязиев отвечать не отказался, но воздержался от точного прогноза. Цены в этом году  (как и в прошлом – прим. авт.) поднимались  (Гилязиев употребил позитивный глагол «менялись» — прим. авт.) 7 раз. Последний раз 10 сентября. Причиной тогда стала временная приостановка деятельности местной нефтепереработки в лицее ТАИФ-НК. Завод обеспечивает пока около 50% внутренней потребности Татарстана. Завод запустили, но цены на бензин не опустились. Но ведь и не поднялись, как в соседних регионах, успокоил журналистов Гилязиев.

Вообще, Татарстан по ценам на бензин в ПФО находиться где-то в середине, ближе к концу списка. А от Самары и Нижнего Новгорода мы «отстаем» существенно. Например, самый популярный 92-ой бензин стоит в Казани около 26,9 рублей. В Нижнем Новгороде он дороже на 50 копеек. В Самаре – сразу на 1,6 руб.

Гилязиев замечает, что государство может только рекомендовать частникам, а заставлять их не имеет полномочий. Впрочем, до думских выборов, по прогнозу Гилязиева, цена на бензин вряд ли вырастет. Вице-премьер российского правительства и личный друг Владимира Путина Игорь Сечин заявил недавно, что для этого нет оснований. У чиновников руки, похоже, не так уж сильно и связаны.

Но затем акцизы неминуемо поползут вверх. И это не сможет не отразиться на рознице.

 

Большой Брат следит за топливом

В конце концов, журналистам удалось всё-таки посмотреть на процесс забора проб. Почему-то для этого их привезли на край города, на улицу Тэцевскую. Ближе к центру, видимо, уже всё проверили.

Процедура довольно проста. Из бензоколонки банально сливают 2 литра бензина. Бесплатно, между прочим. Второй литр нужен на случай несогласия с выводами проверки, которую проводит лаборатория Управления. Дополнительный литр понадобится  независимым экспертам, которые установят истину в последней инстанции: есть ли соответствие стандартам качества. В роли независимых экспертом могут выступать не только татарстанские лаборатории, но и специалисты из Уфы или Ижевска.

Могут ли спать, вернее, ездить спокойно местные автолюбители, пока не очень понятно. Но система защиты их интересов, по крайней мере, внешне, работает четко.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

30.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


https://b2bconsult.ua/ru/consultations
Читайте также