Точки роста Татарстана

23.07.2012
 

Порядка 20% экономических благ, производимых ныне в экономике региона, относятся к категории наукоемких товаров и услуг, что почти в два раза выше аналогичного среднероссийского показателя.

 

Мидхат Шагиахметов, министр экономики РТ

 

Делай нормально – будет нормально

Пока вся Россия «дрожит» в предчувствии вступления в ВТО, Татарстан на фоне остальных регионов смотрится «бодрячком».

Действительно, мы почти всё необходимое для жизни производим сами. Кроме, легковых авто (была, правда, «Ока» — но это не совсем автомобиль). Хоть вертолеты с самолетами, хоть катера с холодильниками, оптику, радио приборы, компьютеры скоро начнем собирать, не говоря уже о бытовой химии и продуктах питания. В общем, список бесконечен.

Казалось бы, и что нам бояться того ВТО?  Но тут есть нюанс. Как говориться, делать мало, надо делать хорошо. Иначе иностранный аналог (при условии паритета цен) вытеснит родную татарстанскую продукцию с рынка.

Но и при этих условиях, от которых, увы, никуда не уйдешь, в Татарстане есть, чем похвастаться. Есть предприятия – точки роста. Возможно, пока потенциальные.

Но если к ним «приложить руку», точнее голову и, главным образом, финансы, из них вполне могут получиться самые настоящие мировые лидеры.


Радужная статистика

На этот счет есть открытые данные статистики.

 

 

К примеру, по данным Минэкономики республики, объем потребления нанопродукции в республике в текущем году должен увеличиться на 5 млрд. рублей, а производство – на 7 млрд. рублей. А к 2015 году правительством РТ запланировано увеличение объемов потребления и производства нанотехнологической продукции в Республике Татарстан на 15 млрд. и 18 млрд. рублей соответственно.

 

Правда, тут есть нюанс. В подавляющем большинстве эта продукция относится к 2-3 сферам – добыче полезных ископаемых, нефтехимии и строительству.

Внешнеторговый оборот Татарстана занимает порядка 60% валового регионального продукта. В 2010 году на 30% увеличилось поступление прямых иностранных инвестиций, и в итоге их объем составил 146,5 млн. долларов США.

А за первый квартал 2012 года внешнеторговый оборот РТ составил 5632,4 млн. долларов США и увеличился по сравнению с январем-мартом 2011г. на 8,2%. В январе-марте 2012 года экспортировано товаров на сумму 5027,2 млн. долларов, что на 11,4% больше, чем в январе-марте 2011г. Импорт уменьшился за тот же период на 12,4%, составив 605,2 млн. долларов. В структуре внешнеторгового оборота на долю экспорта приходилось 89,3%, импорта – 10,7%. 

То есть экспортирует Татарстан намного больше, чем импортирует. Причем, не в какое-то там самое ближнее Зарубежье. А в настоящую заграницу – дальнее Зарубежье занимает 96% татарстанского экспорта.

Если судить по официальной статистике, то экспортируем мы больше всего в (вы не поверите) Италию – 1174,3 млн. долларов США, в Нидерланды – 705  млн. долларов США и в Польшу –  690,4 млн. долларов США.

Сами США идут в списке наших импортеров где-то в середине с «жалкими» 50,5 млн. долларов. Закупает  у них Татарстан больше – на 68 млн. долларов. Причем, оборот импорта из США увеличился в 2,7 раза за год.  Скорее всего, речь идет о каких-нибудь лицензионных Windows и об продукции Apple.

Зато очень порадовала Индия. Она стала закупаться татарстанской продукцией в 26,4 раза больше (на 116,5 млн долларов США). Увеличил объем закупок в этом году и Китай –  в 5,6 раз (на 159,5 млн долларов США). Татарстан-то там покупает «всего» на 42,5 млн долларов. А кто-то изволит толковать про мировое производство, сосредоточенное в Китае.

Конечно, с одной стороны суммы не такие значительные. Но с другой – радует уже сама тенденция.

 

Товарная накладная на экспорт

Теперь о самом важном. Что мы собственно продаем за рубеж? Какие товары?

Не надо быть аналитиком, чтобы догадаться, что на первом месте в экспортной линейке РТ с большим отрывом идут сырая нефть и нефтепродукты.

В денежном выражении дальше идет такая полезная в хозяйстве вещь, как каучук. Но просматриваются в структуре экспорта и более высокотехнологичные продукты. Такие как шины, грузовики и вертолеты. Причем, структура из года в год меняется. Хотя и слишком постепенно. В сторону уменьшения объемов поставляемой за рубеж нефти. Зато растут объемы поставок каучука.

Однако только на нефти и каучуке в ВТО не въедешь, как на вороном коне.

 

Резерв для наступления на ВТО

В связи с этим разумно выбрать несколько точек роста экономики Татарстана. И делать основной упор на них. Возможно, придется пренебречь остальными предприятиями. Возможно, аутсайдеры даже со временем разорятся.

В виду ограниченности ресурсов, сосредотачиваться имеет смысл только на «передовиках производства».

Такими «передовиками» могут быть (по версии «Вовремя»): группа предприятий Нефис, Казанский вертолетный завод, КАМАЗ, Зеленодольский завод имени Горького. Среди компаний пищевой промышленности – АО «Эссен Продакшн АГ» из Елабуги.

К примеру, казанские вертолеты покупает даже американский Пентагон для нужд их афганской группировки войск. Это помимо многих других стран. Так что можно сказать, что вертолетный «вылет» на мировой рынок удался.

Почему в списке нет КАПО? Ведь в последнее время появились позитивные новости, связанные с казанскими авиастроителями. Новый военно-транспортный самолет Ан-70 (украинский) при участии Минобороны РФ будут собирать в Казани, сообщил журналистам председатель совета директоров украинского АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Ан-70 принадлежит к новому поколению средних военно-транспортных самолетов короткого взлета и посадки. По своим характеристикам он призван обеспечивать доставку практически всей номенклатуры армейского вооружения и военной техники общим весом 35-47 тонн на 3 тысячи — 5,1 тысячи километров, с крейсерской скоростью 700-750 километров в час.

До мирового господства КАПО ещё как до Луны (на их же самолетах). Тут та же история, что и с Автовазом.

Заказала им администрация Медведева самолет для президента. Сделали, но вскоре администрация вернула его на доработку.

КАМАЗ видимо, вынужден будет сократить производство. Автогигант переживает не лучшие времена. Но его грузовики всё ещё популярны во многих регионах мира. В том же Афганистане, например. Который покупает их десятками и сотнями каждый год.

А объединение КАМАЗа и белорусского МАЗа придаст новый импульс совместному предприятию. И вперед, на новый штурм мировых рынков.

Бытовая химия от НЕФИС Косметикс давно уже стала брендом на внутреннем рынке. Она успешно конкурирует с продукцией от «Проктер энд Гембл». Так что пора и на внешний рынок замахнуться.

Отечественным джемам и майонезам тоже пора на выход, засиделись они на родных прилавках. Поскольку вполне конкурентоспособны, а в чем-то даже опережают зарубежные аналоги.

Загвоздка в широкой рекламной компании. Она дорого стоит на Западе. Но будем надеяться на лучшее.

ВТО – это действительно открытые двери. Компания, у которой нет амбициозных планов —  это как солдат, не мечтающий стать маршалом.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
23.07.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также