Теплоход раздора

02.08.2011

На теплоходах Татарстана «все спокойно»?

Озабоченность судьбой сферы речных круизов послужила причиной проведения в понедельник пресс-конференции с участием туроператоров и представителями Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ.

Мероприятие, проведенное на теплоходе «Ф.Жолио-Кюри», арендуемом туристической компанией «Волжские путешествия», было призвано рассказать журналистам о развитии круизного туризма. Однако в итоге получился рассказ об упадке отрасли.

Выступавший первым замглавы Минмолодежи РТ Сергей Иванов начал более чем бодро и оптимистично.

— Круизный рынок Татарстана, который развивался на протяжении последних лет, будет развиваться и в дальнейшем. Наша задача в том, чтобы ваши зрители и читатели понимали, какая реальная ситуация складывается на этом рынке, – сказал он, обращаясь к представителям СМИ.

Не забыл он упомянуть и о «ужасной трагедии», чьи причины «в скором времени будут названы». Кстати, именно трагедия, произошедшая с «Булгарией», а, точнее, ее последствия для круизного рынка Татарстана стали лейтмотивом  выступлений всех участников пресс-конференции.

Документация в полном порядке. А остальное?

Декларация, что все на рынке речных перевозок РТ «все хорошо, все хорошо», сменилась рассказом о том, что с речным пассажирским флотом — а точнее, с его документацией — все в аналогичном полном порядке.

 — Были проанализированы и пересмотрены все разрешения на эксплуатацию судов, которые имеют круизные и судоходные компании. Наше министерство провело большую работу с крупными игроками рынка, у которых мы запросили и проверили все необходимые документы, — убеждал Иванов.

— У всех теплоходов, которые находятся во фрахте или в собственности, все необходимые документы есть, они в полном порядке. Туристы, которые приобретают путевки на эти теплоходы (всего в Татарстане  всего пять теплоходов – прим. авт.), могут быть абсолютно уверены в том, что вся документальная база и разрешительные документы имеются, – поведал Иванов.

Не преминул он сообщить также и о том, что пережитая страной трагедия приведет к повышению требований безопасности перевозок, подметив, что они в России и так были достаточно жесткими. 

Закончил замглавы Минмолодежи РТ свою речь довольно предсказуемо, убеждая журналистов, что они обязаны донести до жителей и гостей Татарстана понимание: круизный рынок республики — цивилизованный и полностью соответствующий нормативным требованиям.

Однако следующий спикер, соглашаясь с представителем госструктуры в том, что действительно – с документами у судов и их хозяев и арендаторов все в порядке, разрушил созданную рассказом замминистра  картину благополучия на пассажирском флоте.

Туроператор — теплохода арендатор: и жнец, и швец, и на дуде игрец

Директор казанской туристической фирмы «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин сразу обозначил главную проблему речных перевозок – сложность взаимоотношений арендаторов и владельцев судна.

 — Мы оказались перед выбором: или продолжать заниматься круизами, приняв условия судовладельцев, принимая теплоходы в субаренду, или не заниматься этим видом туризма вообще.  Мы берем теплоход в аренду без всего, даже без экипажа, и тем самым обязуемся полностью  содержать корабль. Нас ведь никто не спрашивает, – возмущался существующим положением вещей глава «Волжских путешествий».

 — Мы  — туркомпании – являемся одновременно  и заводом по ремонту судов, и кузницей кадров, и турфирмой, и специалистами общепита. Но если все будет так, как раньше, то часть финансового беремени ляжет на владельцев теплоходов, – мечтал вслух Самолин.

Надо отметить, что бремя это не самое легкое. Содержание такого, к примеру, теплохода, как «Ф.Жолио-Кюри», по словам руководителя турфирмы, обходится в год в 24-27 млн. рублей.

— Я считаю, что для существования круизного туризма в России нужны изменения в законодательстве, особенно в части ответственности судовладельца и фрахтователя, – рассказал Самолин, добавив, что изменения должны быть на уровне законодательной базы.

 Прошелся он и по отмене лицензирования, по его мнению, имевшей весьма негативный результат.

—  Сегодня можно в киоске по ремонту обуви купить путевку, —  негодовал Самолин.

Спрос на речные круизы сошел на нет после крушения «Булгарии»

Довольно откровенен участник туристического рынка республики был, говоря о ситуации с продажами  речных путешествий в его компании и затратах, обязательных для арендаторов теплоходов. А так как крушение «Булгарии», по словам Самолина, полностью парализовало спрос на речные круизы, то и окупить эти затраты уже не получится.

— Мы вкладываем в ремонт теплохода, который арендуем, около 2-3 млн. рублей в год, как того требуют условия эксплуатации. Эти вложения мы рассчитывали отработать. Но этот август и сентябрь мы полностью в проигрыше. Мы до июля месяца шли в том экономическом поле, на которое рассчитывали. Мы, конечно, ждали в отчете, что будет минус, где-то в районе 1,5-2 млн. рублей, но у нас  получилось минус 8 млн. рублей, – делился невольными тяготами ведения бизнеса Самолин. 

Спасение утопающих дело рук самих утопающих?

А в конце речи Самолин фактически опроверг Иванова с его описанием светлого будущего круизного туризма.  

 — Целая отрасль стоит на грани развала в ближайшие несколько лет! В России за  последние  18 лет не было куплено ни одного теплохода! И без поддержки министерства мы не выживем,– признался глава «Волжских путешествий».

Засим начальник отдела развития туриндустрии Минмолодежи РТ Евгения Новикова поспешила сообщить, что бюджет министерства направлен лишь на продвижение республики на внутреннем и  международном рынке.

 — Мы не можем вкладывать деньги в корабли. У нас задача — создать условия. Что касается теплоходов, они находятся в ведении министерства транспорта,  — открестилась от ставших проблемными пароходов Новикова. 

Самолин при упоминании Минтранса тоже не промолчал, заметив, что существующее положение вещей, когда арендатор — арендатор, а не собственник — полностью отвечает на пароход, стало таковым при молчаливом согласии этого ведомства.

Тем не менее, по итогам пресс-конференции у корреспондента «Вовремя» сложилось мнение, что пониманием алгоритма действий в столь проблемной ситуации участники рынка все-таки владеют – вопрос стоит о выживании их бизнеса. Но первичный вопрос, заданный журналистами — кто же все-таки виноват в раздоре — так и остался без ответа…

 

Лейсан Камилева,

Вовремя: ру

02.08.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также